Три истории

женщин-инженеров,
которые сделали успешную карьеру в Украине
Согласно статистике международного Общества женщин-инженеров (Society of Women Engineers), доля женщин, занятых в STEM-специальностях (Science, Technology, Engineering and Mathematics), неуклонно растет. Если в 2009 году она составляла 22%, то к 2019 году выросла до 27%. Только в Великобритании количество женщин в инженерной сфере увеличилось в 6 раз по сравнению с 2017 годом, как сообщает ресурс STEM Women.
Информации о доле женщин среди украинских инженеров нет. Тем не менее, в Украине есть инженерные предприятия, где количество женщин-сотрудников постоянно увеличивается. Так, в компании Прогресстех-Украина (украинский партнер Boeing, инженеры которого участвуют во всех основных программах гражданских самолетов производителя) с 2015 года количество женщин-инженеров увеличилось в 5,8 раз – до 214 в 2020 году, что составляет почти 22% от общего инженерного состава.

О том, почему выбрали эту профессию, где в Украине получить инженерное образование, как реализовать себя в инженерной отрасли, есть ли сексизм и разделение специальностей на «женскую» и «мужскую», рассказали три украинки, сделавшие карьеру в инжиниринге. Знакомьтесь, Светлана Завгородняя, Алиса Мошняга и Ксения Тохтамышева.
Светлана Завгородняя,
инженер по прочности, компания Прогресстех-Украина



В детстве я не представляла, что буду инженером, но всегда любила что-то мастерить. В школе я особенно увлекалась точными науками – математикой и черчением, поэтому выбор будущей профессии был предсказуем. Я поступила в Харьковский авиационный институт на факультет самолетостроения, специальность – "Авиационная и ракетно-космическая техника". Сначала училась на инженера-технолога, но сейчас работаю инженером по прочности, или прочнистом. Как я стала прочнистом, стоит рассказать отдельно.

Учиться в ХАИ достаточно тяжело, особенно это касается курса сопромата. Он часто тяжело дается студентам, но это фундаментальная дисциплина для инженеров, и учить его надо было очень усердно. А у меня получалось! Заметив мой интерес к предмету, наш преподаватель Алексей Третьяков предложил перевестись на специальность «Прикладная механика». Помимо этого, я стала дополнительно обучаться в лаборатории «Прочность» при университете, а также заниматься научно-исследовательской деятельностью. Позже именно там приобрела первый инженерный опыт на реальных проектах: анализ локального напряженного состояния сборных панелей крыла Бе-200; расчет статической прочности колеса вездехода; статические испытания образцов материалов и элементов конструкции. Это были очень важные и полезные знания, потому что я получила представление о том, как работает конструкция и как предсказать ее поведение на практике.

Когда я училась на пятом курсе, при ХАИ появилась программа от компании Прогресстех-Украина. Oна позволяла развить навыки в авиационном инжиниринге и получить работу в проектах компании Boeing. По окончании курсов я успешно прошла собеседование, и, будучи еще студенткой, начала работать инженером по прочности.

Мне повезло: я сразу попала в программу, связанную с разработкой новейшего широкофюзеляжного самолета Boeing 777Х. Сегодня в составе той же команды я занимаюсь проектами Boeing 787. В ходе работы у меня была командировка на завод Boeing в Эверетте, которая очень вдохновила меня. Зачастую моя работа связана с расчетами, схемами, графиками. И если даже видишь анализируемую деталь, то только на экране монитора, где не осознаешь ее размера. А на заводе как раз есть шанс оценить не только свою деталь в реальном размере (а она с меня ростом), но и всю конструкцию в целом на разных этапах сборки самолета. Видеть результат своего труда, воплощенный в современном лайнере, – это то, ради чего я работаю.

Для меня профессия прочниста интересна тем, что можно на практике измерить, в буквальном смысле «прощупать» результат своей работы, а еще постоянно совершенствовать свои идеи. Вот свежий пример. Мы с проектной группой разрабатывали вариант облегчения конструкции – и его приняли в компании Boeing. Более того, наши разработки будут внедрены в целую линейку самолетов, за счет чего лайнеры станут более легкими и экономичными.

Авиация дает возможность почувствовать причастность к большому, серьезному и нужному делу. Когда я закончила ХАИ, я изначально хотела найти работу по специальности. И я знаю, что сделала правильный выбор.
Алиса Мошняга,
инженер-технолог команды «Механические и гидравлические системы управления полетом», компания Прогресстех-Украина




В детстве я хотела быть ученым: мне нравились интеллектуальные профессии, и еще мне хотелось носить белый халат. Решение пойти в инженерию не было спонтанным, но его не совсем можно назвать осознанным. Мои родители и брат по образованию инженеры, поэтому я выбрала технический вуз и продолжила семейную династию.

Я закончила Национальный авиационный университет по специальности «Метрология и информационно-измерительная техника». Тяжелее всего давались такие предметы, как, например, «Авиационные приборы», где от нас требовали досконального знания принципа работы бортовых приборов (вариометр, высотомер, приемники давления, курсовые приборы). Но в целом учиться было очень интересно.

Моя карьера началась с практики в одном из технических исследовательских институтов Германии, и приобретенные там знания впоследствии очень помогли мне. Наш проект занимался созданием алгоритма высокоскоростной съемки и обработки изображений. Если кратко, то разрабатывалась камера для Deutsche Bahn, которая крепилась на вагон поезда и фиксировала определенные показатели, такие как скорость движения и расположение вагона, чтобы определить, в каких местах происходит наибольший износ рельсов.

А вот прежде чем пойти на работу в Прогресстех-Украина, я сначала самостоятельно пару месяцев изучала конструкцию самолета (несмотря на то, что закончила авиационный вуз, такого предмета у нас не было). Я также консультировалась с друзьями, которые уже работали в этой сфере.

Я рада, что моя карьера развивается, и развивается стремительно. Всего за 4,5 года работы мне удалось пройти путь от инженера до руководителя проектной группы. Во многом этому способствовала работа на стороне заказчика: в США на заводе Boeing я была пять раз. Присутствие при сборке самолета и обсуждение важных нюансов работы с американскими коллегами дают уникальный опыт, который очень помогает продвигаться по карьерной лестнице.

Сейчас я занимаю должность руководителя проектной группы: постоянно коммуницирую с сотрудниками Boeing в США по поводу рабочих пакетов, чтобы выяснить все нюансы работы с ними. Также консультирую и поддерживаю свою команду по разным техническим вопросам, распределяю нагрузку, контролирую своевременное выполнение заданий и обратную связь. Анализирую ошибки и разрабатываю превентивные меры, создаю инструкции для качественного выполнения работы. Также я отвечаю за одно из направлений работ, заменяя некоторых руководителей проектных групп в инженерном подразделении Boeing в США.

Я люблю свою работу и планирую расширять компетенции: интересно было бы попробовать развивать новые проекты с нуля, разрабатывать план действий, обучать команду.
Ксения Тохтамышева, инженер по поддержке эксплуатации систем авионики, компания Прогресстех-Украина
Мне с детства легче давались точные науки, поэтому выбор технической специальности был абсолютно естественным. Закончила Киевский политехнический институт, факультет авиационных и космических систем по специальности «Системы управления летательными аппаратами и комплексами». Не скажу, что было легко – это точно не самый легкий факультет, но интересно точно было. В этом плане очень повезло с преподавателями: благодаря их требовательности и высокому профессионализму по окончании вуза я обладала достаточным багажом знаний для того, чтобы устроиться по специальности.
Моей первой работой было конструкторское бюро предприятия «Антонов». Там я глубоко изучила системы автоматического управления самолётами, принимая участие практически во всех процессах создания воздушного судна. Разрабатывала технические требования и техническую документацию на систему, участвовала в проведении стендовых наземных испытаний и внедрении в эксплуатацию, а также занималась поддержкой эксплуатации самолета. Все эти знания, кстати, очень пригодились мне в работе в Прогресстех-Украина.

В этой компании я работаю инженером по поддержке эксплуатации систем авионики, в частности, систем автоматического управления (автопилотов) самолетов Boeing. В мои обязанности входит решение любых вопросов по работе систем, которые возникают в процессе эксплуатации, во время наземных проверок или по требованию авиационных регуляторов. Основная задача – обеспечить непрерывную работу и не допустить задержек рейсов. Вопросы от авиакомпаний могут поступить в любое время, и я должна предоставить необходимые технические рекомендации в установленные сроки, при этом срок может составлять, например, час. Работа непростая, ответственная, но очень интересная. Здесь мне пригодилась и вся теория, которой нас обучали в институте, и все практические навыки, приобретенные в процессе работы с аналогичными системами на самолетах АН. Очень помогают и командировки в главный офис службы поддержки эксплуатантов самолетов Boeing, который находится в Калифорнии, где можно обменяться опытом с американскими коллегами и повысить профессиональный уровень.

Я уверена, что если ты постоянно совершенствуешься, в Украине действительно можно сделать карьеру в инженерии. Я встречала довольно много женщин, долго и успешно работающих на инженерных должностях, и, честно говоря, никогда не сталкивалась с ограничениями – ни гендерными, ни профессиональными. Мне кажется, талантливый специалист, занимающийся любимым делом, достигнет больших высот, чем человек, работающий на пусть прибыльной, но нелюбимой и потому скучной работе. А инженер – это нескучная профессия, тут пригодится и аналитическое мышление, и творческий подход, и умение общаться с людьми, и способность к самообразованию.
Отдельная тема женской инженерии – сексизм и профессиональная дискриминация (связанная во многом с тем, что доля женщин в STEM-специальностях, по разным оценкам, составляет от 13% до 27% в отрасли по всему миру). По общему мнению героинь статьи, эта тема не актуальна для ведущих инженерных центров Украины. У нас нет дискриминации, как нет и предвзятого отношения к женщинам в инженерных коллективах. «Ценится твой уровень профессионализма, желание развиваться и способность работать в команде, а пол при этом не имеет никакого значения», – уверена Светлана Завгородняя.

И самый важный вопрос: может ли женщина-инженер сделать карьеру в Украине? Как сказала Ксения Тохтамышева, можно и нужно идти за своей мечтой. Путь в инженерию открыт для всех. Проверено.
Напомним, что Прогресстех-Украина основана американским провайдером интеллектуальных услуг PT-Americas со штаб-квартирой в Хьюстоне (штат Техас). Украинская компания разрабатывает инженерные и программные решения для предприятий высокотехнологичных секторов экономики. Ее основным партнером и заказчиком является корпорация Boeing.

Прогресстех-Украина – крупнейшая инжиниринговая компания в составе международного холдинга Progresstechgroup, который консолидирует ряд конструкторских центров в странах Европы и Северной Америки.

Совместно с ведущими техническими университетами, Прогресстех-Украина запустила комплекс программ дуального обучения в целях развития украинской инженерной школы, подготовки квалифицированных инженеров для авиаиндустрии и других отраслей промышленности.
Фото Вячеслав Ратинский