Кто стоит за медицинской "зрадой" в АТО

Где набрать необходимое количество если не реанимобилей, то хотя бы обычных "Таблеток" или их аналогов? В зоне АТО существует проблема с медицинским транспортом

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Кто стоит за медицинской "зрадой" в АТО…

Тревожные новости время от времени поступают из зоны проведения антитеррористической операции. Причем, новости совершенно разного характера и происхождения. Одна из них касалась критической ситуации, которая произошла с обеспечением военных подразделений санитарным транспортом для эвакуации раненых с передовой.

Новость "разогнала" волонтер Валентина Варава на своей странице в соцсети Facebook, которая написала, что: "Уровень обеспечения рабочими автомобилями в батальонах Вооруженных Сил Украины составляет 25-30%. Раненых эвакуируют УАЗами советского времени и волонтерским автотранспортом. За два с половиной года войны Министерством обороны не было закуплено ни одного санитарного автомобиля. В начале 2016-го года был объявлен тендер на закупку 145 автомобилей на 50 млн грн, но тендер не состоялся".

Правда, главной темой ее поста была не столько критическая ситуация с транспортом, сколько "информация, что уже принято решение о закупке условно-отечественного "Богдана" на китайском шасси. БЕЗ согласования с фронтовыми техниками! БЕЗ адекватных испытаний в боевых условиях! БЕЗ общественного контроля!".

По словам Варавы, волонтеры очень озабочены как судьбой украинского автопрома, так и опасаются откровенно некачественной техники, которую им могут подсунуть на передовую. А такие опасения вызваны, в первую очередь, поспешностью и непрозрачностью процедуры согласования именно таких автомобилей, а также отсутствием испытаний в боевых условиях.

Depo.ua попытался разобраться, какова же в действительности ситуация с санитарным транспортом в Вооруженных силах Украины, ведь, будем откровенны, антитеррористическая операция стала серьезным вызовом для системы медицинского обеспечения украинской армии.

Как удалось выяснить, состояние медицинского обеспечения войск, которые привлечены к участию в АТО, оценивается по-разному, и часто эти оценки диаметрально противоположные – от уверений некоторых должностных лиц о безупречной организации этого обеспечения до обвинений со стороны определенных общественных организаций и волонтеров в полном разрушении системы медицинского обеспечения и реализации его исключительно силами волонтеров.

Истина же, как всегда, где-то посередине.

Если посмотреть из чего состоят этапы эвакуации раненых в зоне АТО, то можно смело разделить на три этапа, каждому из которых предназначена своя техника:

1. Обычно из под огня в точку относительной безопасности выносят или на руках, или подручным транспортом. Обычно на этом этапе рекомендуется броне - или спецтранспорт.

2. Далее оказывается помощь и вступает в работу УАЗ "Таблетка". Нем доставляют или до точки сортировки/стабилизации и возвращаются обратно в точку забора раненых, в случае когда другого более приспособленного транспорта для качественной быстрой транспортировки раненых нет, УАЗ везет в полевой госпиталь или задействованные городские больницы.

3. От точки сортировки/стабилизации в полевой госпиталь или задействованные больницы транспортируют скоростными и подготовленными санитарными машинами/реанимобилями. А для перевозки раненых в лечебные учреждения МОУ в отдаленных от зоны АТО городах Украины Вооруженными силами Украины используется реанимационно-операционный самолет Воздушных Сил Украины Ан-26 "Вита".

Зради і перемоги в забезпеченні АТО новою медичною технікою - фото 1

Что касается бронированных автомобилей для эвакуации раненых с поля боя, то до 2014-го года в Минобороны такие броневики вообще отсутствовали, зато они были в Национальной гвардии и достаточно хорошо себя зарекомендовали. Речь идет о бронированных медицинских автомобилях БММ-4С, созданных на базе современного колесного бронетранспортера БТР-4Е. Они имеют значительно увеличенный внутренний объем, который позволяет транспортировать четырех раненых на носилках, или двух на носилках и восемь сидячих. Кроме того, предусмотрена установка реанимационного и другого медицинского оборудования.

Зради і перемоги в забезпеченні АТО новою медичною технікою - фото 2

Более дешевой альтернативой БММ-4С стала бронированная медицинская машина БММ-70 "Ковчег" (известная также как "Святой Николай"), создана на базе бронетранспортера БТР-70ДИ. Из-за расположения силовой установки в задней части машины, загружать раненых в БММ-70 значительно сложнее, чем в БММ-4С, в которой двигатель находится спереди. Но поскольку БММ-70 изготавливается путем переоборудования устаревших бронетранспортеров, то стоимость ее ниже, чем БММ-4С. В распоряжении ВСУ находится с июля 2014-го года.

Зради і перемоги в забезпеченні АТО новою медичною технікою - фото 3

А бригада морской пехоты в августе 2014-го года получила гусеничную бронированную медицинскую машину "Медик", изготовленную путем переоборудования БМП-1. Это что касается отечественной техники.

Зради і перемоги в забезпеченні АТО новою медичною технікою - фото 4

С 2015-го года в Украину начали поступать образцы импортной бронированной медицинской техники. В июне 2015-го прибыла партия из 55-ти купленных у Великобритании БТР "Саксон", 20 из которых переоборудованы в медицинские эвакуационные машины переднего края.

Зради і перемоги в забезпеченні АТО новою медичною технікою - фото 5

27 августа 2016-го года представители вооруженных сил США передали Украине первые 5 из запланированных 40-ка автомобилей "BURTEK B4731", которые предназначены для потребностей украинских военных медиков. Всего запланирована передача 40 авто.

Автомобиль "BURTEK B4731" разработан на базе "Хаммера" и предназначен для оказания медицинской помощи в полевых условиях. Он может перевозить четыре пациента на носилках или шесть сидячих. Кабина оборудована всеми необходимыми средствами для оказания первой неотложной медицинской помощи.

Зради і перемоги в забезпеченні АТО новою медичною технікою - фото 6

Итак, можно сделать вывод, что парк бронированных медицинских машин Вооруженных сил Украины формировался в значительной степени стихийно, из того, что попадалось под руку. С одной стороны он характеризуется "разношерстностью", а с другой – недостаточным количеством. Однако, как говорят сами военные медики: хорошо, что хоть так.

Но наихудшая ситуация с легковыми санитарными автомобилями, предназначенными для вывоза раненых и оказания помощи от условного места ранения до точки эвакуации.

По официальным данным с начала АТО было расконсервировано и подготовлено к использованию по назначению 408 единиц такой медицинской и санитарной техники, а выдано за нарядами 423 единицы техники. Почти вся она – это старенькие советские УАЗы, известные еще как "Таблетка".

Зради і перемоги в забезпеченні АТО новою медичною технікою - фото 7

Обычно УАЗом раненых везут прямо в полевой госпиталь или ближайшую городскую больницу, если не организована логистика с перегрузкой раненого в более скоростной и комфортабельный реанимобиль.

Что касается новинок, которые могли бы прийти на замену "Таблеткам", то на сегодняшний день по параметрам "цена – качество" таких нет. А по мнению известного волонтера и основателя службы быстрого спасения "ASAP RESCUE" Ильи Джоновича Лысенко, более известного под позывным "Хоттабыч", и не будет. Потому что данный УАЗ стоит около 17 тыс. долларов, тогда как самый дешевый современный аналог стартует от 35 тыс. долларов, то есть в два раза дороже.

Более того, по состоянию на сегодня альтернативу предлагает только один завод "Богдан", расположенный в Черкассах (для адептов зрады – с 2009-го года Петр Порошенко по крайней мере официально не является его совладельцем). Так, автомобиль, который предлагают черкащане – это тот самый "Богдан" 2251 на базе грузового шасси GREAT WOLL. модель "WINGL 5" китайского производства, из-за которого подняла шум упомянутая в начале статьи Валентина Варава.

Все тот же Илья "Хоттабыч" Лысенко пишет на своей странице в соцсети Facebook, что на днях посетил данный завод в Черкассах и лично убедился в том, что с этими автомобилями можно иметь дело.

Зради і перемоги в забезпеченні АТО новою медичною технікою - фото 8

"Это уже не цельнометаллический однообъемный фургон капотной компановки. Завод отказался от глобальных перестроек кабины и водительского салона. Фактически в шасси не вносят конструктивных изменений. Медицинский отсек сделано в виде цельного и съемного кунга предназначенного для установки на любое шасси! Это означает, что в случае конструктивного повреждения шасси кунг демонтируется и переставляется на идентичное целое. Кунг это то, что просто восхищает! Жесткая и плотная конструкция из трубчатого каркаса с алюминиевыми внешними панелями клепаного крепления, сэндвичем утеплителя и внутренними панелями в основе которых лежит тот же алюминий. Герметичность просто замечательная – наконец медицинский отсек не будет забит пылью! Конструктивно подразумевается транспортировка до 4-х лежачих или до 8 человек, сидящих в медицинском отсеке" – делится впечатлениями Хоттабыч.

И добавляет: "Дайте нам в "ASAP RESCUE" штук 10! Нами одобрено!"

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme