Измена или недоразумение: Действительно ли у Зеленского сворачивают проект "Корвет"

Иногда складывается впечатление, что для того, чтобы украинский военный флот развивался, власть должна хотя бы не мешать

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Измена или недоразумение: Действительно…
Фото: Український мілітарний портал

Флот всегда был болезненной темой для независимой Украины. Если до 2014 года армия финансировалась по остаточному принципу, то флот финансировался по остаточному принципу в армии. Это привело к тому, что на момент начала "крымского кризиса" в 2014 году ВМС Украины имели устаревшие лодки, которые вряд ли смогли бы вести серьезные боевые действия на море.

В соответствии с "Белой книгой" 2013 года, ВМС ВСУ до начала войны насчитывали 22 боевых корабля и катера. Но даже эта куча "металлолома" с первых дней противостояния оказалась заблокированной на базах в Крыму и впоследствии почти полностью была экспроприирована Россией. В Крыму Украина потеряла 75% своего Военно-морского флота, сохранив лишь 40 кораблей и судов, половина из которых морально устарели и требуют ремонта.

Все это заставило украинскую власть разработать новую стратегию развития Военно-морских сил. В 2016 году было объявлено о создании в Украине так называемого москитного флота из скоростных катеров как первого этапа восстановления украинских Военно-морских сил – по примеру Швеции.

Тогда же было объявлено, что основу ВМС Украины должны составлять новые корветы проекта 58250, ракетные катера проекта "Лань", десантно-штурмовые катера проекта 58503 "Кентавр-ЛК" и малые бронированные артиллерийские катера проекта 58155 "Гюрза-М".

Читайте также: "Москитный флот": Стоит ли делать ставку на бронекатера "Гюрза-М".

Сначала ожидалось, что до 2028 года будут построены четыре корабля общей стоимостью почти 32 миллиарда гривен. Первый из них ("Владимир Великий") должен был поступить в распоряжение ВМС ВСУ в 2022 году.

Однако последние заявления представителей команды президента Зеленского ставят крест на этих ожиданиях. В частности, 23 июня во время пресс-конференции в Николаеве председатель парламентской фракции "Слуга народа" Давид Арахамия заявил, что возобновление строительства корветов проекта 58250 "Корвет" в Украине начнется не ранее 2022 года.

То есть тогда, когда украинский военный флот должен был получить первый корабль этого класса, государство только начнет его строить. А все потому, что, по словам Арахамии, по состоянию на сегодня Украина больше заинтересована в закупке уже готовых судов и ремонте имеющегося флота, чем в строительстве корветов.

"У нашей страны в системе рисков угроза с моря является основной. Цикл строительства корвета достаточно длинный. Нужно 3-4 года, и это только первый корвет сойдет со стапелей. Сейчас принято решение все деньги и ресурсы направить на закупку готовых кораблей и ремонт имеющегося флота. Я считаю, что это самый правильный вариант, так как за ближайшие два года нужно максимально нарастить флот", – заявил Давид Арахамия.

Вообще, такая позиция руководителя монобольшинства выглядит довольно странной, особенно на фоне слов президента Владимира Зеленского, что корветы будут строиться.

"Мы планируем строить корветы. Есть план, но вы же знаете, что любой план должен поддерживаться реальными сроками и бюджетом", – заявил президент в ноябре 2019 года на брифинге в Очакове после осмотра возвращенных Россией военных кораблей, захваченных ранее в Керченском проливе.

Тогда же командующий ВМС адмирал Игорь Воронченко заявил, что до 2028 года планируют построить четыре корабля типа "корвет", первый из которых ожидается уже в 2022 году – как и было запланировано. Однако по графику, озвученному Арахамией, ВМС эти четыре корветы получат в лучшем случае не раньше 2034 года.

Таким образом проект "Корвет" рискует стать очередным украинским "стратегическим долгостроем", которых уже набралось десятки. Ведь разработка проекта была завершена еще в 2008 году, а строительство первого корабля ("Владимир Великий") началось в мае 2011 года с запланированным спуском на воду в 2012 году. Однако по различным причинам сроки завершения строительства неоднократно переносились – сначала из-за саботажа оборонных проектов российскими министрами обороны Украины времен президентства Януковича, а потом из-за недостатка финансирования в связи с вынужденной войной против России, которая (война) расставила приоритеты в пользу сухопутных войск.

Вернуться к проекту "Корвет" решили в ноябре 2017 года, когда постановлением правительства №879, принятом 22 ноября, действие программы продлили до 2028 года, запланировав построить упомянутые ранее четыре корабля общей стоимостью почти 32 миллиарда гривен.

Читайте также: Не москитный флот: Как Украина собирается реанимировать проект "Корвет".

Чтобы вы понимали: проект 58250 "Корвет" – это перспективный многоцелевой боевой корабль, предназначенный для решения задач мирного времени и ведения боевых действий и специальных операций самостоятельно, в составе корабельных тактических групп и группировок разнообразных сил.

Конструкторы смогли впихнуть в него оружие, которое позволит полноценно выполнять функции противовоздушной, противоракетной, противокорабельной и противолодочной обороны. Также при его реализации будут применены элементы стелс-технологии, вследствие чего он будет менее заметным для радаров.

Таким образом, даже один такой корвет сможет существенно усилить украинский военный флот, который сейчас насчитывает преимущественно старый металлолом и новые легкие катера, пригодные лишь для патрулирования прибрежных вод. Но, видимо, кому-то в высших эшелонах власти этого очень не хочется.

Читайте также: Вся надежда – на "Нептун": Что не так со Стратегией ВМС Украины - 2035.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme