Снова катастрофа: Что за военный самолет L-39 разбился на Харьковщине

Уже не впервые в Украине происходят авиакатастрофы военных истребителей, однако до сих пор проблема обновления отечественного авиапарка глобально не решается

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Снова катастрофа: Что за военный самолет…

2 июля в Харьковской области на территории Чугуевского военного аэродрома во время учебных полетов упал военный тренировочный реактивный самолет Л-39. И хоть в этот раз пилот самолета катапультировался и обошлось без погибших, к данному случаю стоит отнестись с максимальной серьезностью.

 

Depo.ua не раз поднимал тему запущенного состояния украинской боевой авиации и отмечал отсутствие какого-либо продвижения вперед в этой сфере. Мы даже показали все возможные альтернативы советскому металлолому, который до сих пор является основой украинского военного авиапарка.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Что за отечественный проект может защищать небо.

 

О МиГ и "СУшках" мы также неоднократно писали. Теперь давайте ближе рассмотрим самолет Л-39, который потерпел крушение.

 

Что собой представляет

 

Самолет Л-39 "Альбатрос" (L-39 Albatross) – это учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет чехословацкой авиастроительной фирмы Aero Vodochody, введенный в серийное производство еще в 1968 году и снятый с производства в 1999 году.

 

Сегодня Л-39 находится на вооружении более 30 стран мира, преимущественно постсоциалистических или их стратегических партнеров. При этом основными эксплуатантами являются Чехия, Словакия, Россия, Украина, Ливия и Таиланд.

 

Известно, что в 1972 году эта модель была выбрана в качестве основного учебно-тренировочного самолета стран-участниц Организации Варшавского договора, в который входила и Украина в составе СССР.

 

Основное назначение самолета Л-39 – первоначальное обучение курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, обучение элементам боевого применения, связанным с перехватом воздушных целей визуально, действиям по наземным целям, а также тренировки летного состава летных училищ и строевых частей.

 

 

Конструкция

 

"Альбатрос" представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным прямым крылом, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Самолет оснащен трехопорным шасси с носовым колесом и двухконтурным турбореактивним двигателем.

 

Фюзеляж состоит из двух разъемных частей – передней и хвостовой, состыкованных между собой шпангоутами (рамами). За кабиной расположен топливный отсек. В топливном отсеке находятся пять мягких топливных баков. Боковые воздухозаборники полукруглого в плане пересечения – дозвуковые, нерегулируемые. Хвостовая часть фюзеляжа и киль являются единственной конструкцией, которая при необходимости снятия двигателя демонтируется.

 

Крыло прямое, трапециевидной формы, трехлонжеронное, неразъемное по размаху, с несъемными топливными баками на законцовках. Крыло без аэродинамической и геометрической крутки. К фюзеляжу крепится с помощью четырех узлов подвески.

 

Хвостовое оперение трапециевидное, киль двухлонжеронный с набором стрингеров и нервюр.

 

На самолете Л-39 установлен двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель АИ-25ТЛ с осевым двенадцатиступенчатым компрессором и трехступенчатой газовой турбиной, кольцевой камерой сгорания, удлинительной трубой и реактивным соплом. Тяга двигателя в стандартных условиях: на взлетном режиме – 1720 кгс, на номинальном режиме – 1500 кгс.

 

Топливная система состоит из пяти мягких размещенных в фюзеляже топливных баков общей емкостью 1100 литров и двух консольных баков по 100 литров.

 

 

"Начинка"

 

Пилотажно-навигационное оборудование самолета Л-39 включает в себя комбинированный указатель скорости и числа М ЛУН 1170, высотомер ВД-20, дистанционный авиагоризонт АГД-1, гиромагнитный компас ГМК-1АЕ, комбинированный вариометр с указателем поворота и скольжения ЛУН 1180, указатель радиокомпаса ЛУН 3615, радиовысотомер УВ-5, навигационно-пилотажный прибор НПП и часы типа АЧС-1. Этими приборами или указателями оборудованы обе кабины самолета.

 

Кроме того, в передней кабине установлены указатель перегрузок с сигнализацией ЛУН 1722 и аварийный магнитный компас ЛУН 1221. В кабине инструктора на среднем пульте имеются переключатели и краны, с помощью которых можно имитировать в учебных целях отказ гироскопических и мембранно-анероидных приборов.

 

Оборудование для радиосвязи состоит из командной УКВ-радиостанции РТЛ-11 (или УКВ-ДЦВ-радиостанции Р-832М), автономного самолетного переговорного устройства и СПУ, которое использует низкочастотные цепи УКВ-радиостанции (только при установке РТЛ-11). Антенна радиостанции щелевого типа размещена под радиопрозрачной законцовкой киля.

 

Радионавигационное оборудование включает аппаратуру ближней навигации и посадки РСБН-5С ("Искра-К"), автоматический радиокомпас РКЛ-41, радиовысотомер малых высот РВ-5 и маркерный радиоприемник МРП-56ПС.

 

 

Вооружение

 

Вооружение самолета Л-39 включает бомбардировочное, неуправляемое ракетное оружие и управляемое ракетное учебное оружие, прицельное и фотоконтрольное оборудование, которое позволяет выполнять прицельное бомбометание с пикирования свободнопадающими боеприпасами калибром 50-100 кг, прицельную стрельбу неуправляемыми ракетами типа С-5, имитацию пуска управляемых ракет по воздушным целям с применением имитаторов И-318, фотострельбу по воздушным целям.

 

Для подвески вооружения на самолете установлены два подкрыльевых балочных держателя Л39М-117, Л39М-118. На балочные держатели возможна установка шестнадцатиствольных ракетных блоков УБ-16-57У и пусковых устройств АПУ-13М1.

 

 

Использование

 

После распада СССР Украина получила "в наследство" большой парк учебных самолетов Л-39, которые до сих пор несут службу в частях Воздушных сил Украины как основной учебно-тренировочный самолет. По состоянию на 1992 год в Украине было 550 учебных самолетов. На них летали пилоты-инструкторы Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков и Харьковского военного училища.

 

Понятно, что за эти годы количество Л-39 в Украине уменьшилось. Так, только с 2000 по 2007 год было экспортировано 179 самолетов в разные страны, от Эстонии до США. По состоянию на 2012 год в рабочем состоянии насчитывалось 38 самолетов. Пока о точном количестве "Альбатросов" в Украине сказать трудно.

 

Кстати, эта авария – далеко не первая в Украине. 29 сентября 2017 года во время плановых полетов разбился учебно-тренировочный самолет Л-39 ПСУ в районе населенного пункта Красилов в Хмельницкой области. В результате авиакатастрофы двое пилотов погибли.

 

Читайте также: Под Хмельницким упал военный самолет, есть жертвы (ХРОНИКА).

 

Другая трагедия произошла 19 октября 2018 года, когда во время выполнения учебно-тренировочного полета потерпел аварию учебный самолет Л-39 над Азовским морем. Оба пилота катапультировались, но выжить им не удалось.

 

Модернизация

 

В Украине были попытки модернизировать "Альбатросы". В частности, Одесский авиационный завод разработал L-39M1, который был принят на вооружение ВВС Украины в 2009 году.

 

В 2015 году на вооружение поступил L-39M, на котором можно было установить бортовой тренажерный комплекса БТК-39. Он позволяет имитировать боевое применение и пилотирование на режимах, реализованных на истребителях МиГ-29 и Су-27. Однако, как видим, сколько не модернизируй "начинку", против законов физики не попрешь – эти самолеты давно выработали свой ресурс, проще говоря, "износились".

 

Читайте также: Падение Су-27 под Винницей: Почему произошла трагедия.

 

Мы уже не раз писали, что все военные самолеты, которые сейчас находятся в распоряжении ВВС ВСУ, в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2025-м. Учитывая пятилетний период необходимого обучения как летного состава, так и обслуживающего персонала, плюс поставки новых самолетов по контракту, определяться с заменой нужно не позднее чем в 2020 году. Главное, не ошибиться с выбором.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Что не так с китайским L-15.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme