Закон об усиленном воинского учета: Для чего Зеленскому срочная служба резервистов

Команда президента Владимира Зеленского пытается различными способами закрыть некомплект в Вооруженных силах Украины, протягивая через парламент все новые и новые законы

Закон об усиленном воинского учета: Для…
Резервісти / Фото: Чернівецька ОДА

В конце мая этого года президент Владимир Зеленский подал в Верховную Раду проект закона № 3553 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных вопросов исполнения воинской обязанности и ведения военного учета". Причем, законопроект был определен президентом как неотложный. Он же значится его автором.

Все лето ушло на различные процедурные вопросы, и вот, 15 сентября народные депутаты рассмотрели и приняли этот законопроект в первом чтении (за основу).

Ознакомившись с его содержанием становится понятной спешка президента, который одновременно является и верховным главнокомандующим Вооруженных сил Украины — таким образом он пытается "залатать дыру" в кадровом комплектовании украинской армии, которая стремительно растет.

Читайте также: Отток из ВСУ: Почему из армии массово увольняются контрактники.

Кстати, на это направлены и другие законопроекты, которые сейчас находятся на рассмотрении в Верховной Раде.

Читайте также: Новый закон о контрактной службе: Как украинцев планируют привлекать в армию.

Несмотря на свою сложную юридическую формулировку (она предусматривает внесение изменений в Кодекс законов о труде Украины, Жилищный кодекс УССР, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, Уголовно-исполнительный кодекс Украины и другие законы Украины), по сути принятый вчера в первом чтении проект закона сводится к следующему:

- создание на базе районных, городских и областных военных комиссариатов соответствующих территориальных центров комплектования и социальной поддержки (так называемая "реформа военкоматов")

- введение военного учета резервистов и определение органов его ведения и их полномочий;

- урегулирование механизма наполнения Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов на основании сведений, вносимых органами его ведения путем информационного взаимодействия с информационно-телекоммуникационными системами, реестрами и базами данных, распорядителями которых являются государственные органы;

- введение нового вида военной службы — воинской службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период;

- усиление административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства об обороне, воинской обязанности и военной службе, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Другими словами, этот закон должен финализировать в Украине "реформу военкоматов", которую начали еще во времена пятого президента Украины Петра Порошенко, но не смогли завершить из-за отсутствия стабильного большинства в парламенте.

Также закон должен запустить Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов в виде электронной базы данных (эту реформу также начали во времена Порошенко).

Читайте также: Кому мешает электронный реестр в военкоматах против "косарей".

Собственно, это и объясняет тот факт, что за этот законопроект в первом чтении проголосовала "Европейская Солидарность".

Кроме этого, закон, в случае принятия его во втором чтении (в целом), позволит президенту призывать резервистов на военную службу в любое время без объявления мобилизации, а также вводит новые штрафы для уклонистов - от 30 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан за первое нарушение (сейчас 1-3 необлагаемых минимума) и от 50 до 100 необлагаемых минимумов за повторное нарушение или совершение такого нарушения в особый период (сейчас 3-7).

Таким образом, за нарушение правил воинского учета будут наказывать штрафом от 510 до 850 гривен, за повторное нарушение — от 850 до 1700 гривен.

За нарушение мобилизационной подготовки будут штрафовать в размере 1700-3400 гривен для граждан, 3400-5100 гривен — для должностных лиц. А при возможном повторном нарушении грозят штрафы от 3400 до 5100 гривен (для граждан) и от 5100 до 8500 гривен (для должностных лиц).

За умышленную порчу или потерю военно-учетных документов украинцам грозит штраф от 510 до 850 гривен, а при повторных случаях — от 850 до 1700 гривен.

Также проект закона предусматривает, что для подписания трудового договора украинцам придется предоставить документы о воинском учете. Без него работодатель сможет отказать в трудоустройстве.

Читайте также: Изменения под шумок карантина: Как у Зеленского превращают воинов ВСУ в крепостных.

Что интересно: Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины в своем заключении отметило, что законопроект нуждается в существенной доработке и выразило в отношении него ряд замечаний. Но это не помешало профильному комитету (Комитету по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, председатель — Александр Завитневич, фракция "Слуга народа") рекомендовать законопроект к принятию его за основу.

Еще один интересный момент. В пояснительной записке к законопроекту указано, что реализация его положений не требует дополнительных расходов из государственного бюджета. Впрочем, на мероприятия по созданию территориальных центров комплектования и социальной поддержки Министерством обороны Украины заявлена потребность в средствах в размере 515,4 млн грн в год, которые в государственном бюджете не предусмотрены.

Кроме этого, в случае введения во всех воинских формированиях службы в военном резерве и издания указа президента Украины относительно соответствующего призыва резервистов, это потребует дополнительных расходов для Министерства обороны и других военных формирований — на обеспечение призыва резервистов, на их содержание, а также на возмещение ежемесячного среднего заработка призванным резервистам, объем которых не рассчитан даже приблизительно.

Таким образом, теперь можно сделать вывод, что законопроект в целом полезен для государства, потому что завершает целый ряд реформ в ВСУ. В то же время, анализ законопроекта показывает, что он нуждается в серьезной доработке.

И что-то подсказывает, что голоса относительно его принятия во втором чтении (в целом) представителям президента в парламенте будет собрать сложнее, ведь наверняка у главной оппозиционной фракции "ЕС" будут свои правки по сути законопроекта, и без их учета команда Порошенко может и не дать голоса во втором чтении. И этого может хватить для того, чтобы закон не приняли, ведь в первом чтении он прошел, что называется, на грани — 226 голосов из 226-ти необходимых.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"