Забыть об "Оплотах": Какая "измена" скрывается в украинском танкостроении

Очередная "измена" пришла оттуда, откуда ее не ждали

Depo.ua продолжает следить за новинками украинского оружия и техники. Все мы с нетерпением ожидали, и продолжаем ожидать того момента, когда украинская армия окончательно пересядет на танки нового поколения, к тому же отечественного производства. К счастью, такие у нас есть – БМ "Оплот". По крайней мере, так нам казалось до последнего времени.

 

Впрочем, на днях Министерство обороны Украины сообщило, что в 2019 году не заключало контрактов на изготовление танков БМ "Оплот". Причиной этого являются российские детали в составе боевой машины, которые до сих пор не удалось заменить украинскими или иностранными аналогами.

 

"Причиной указанного стало поступление информации от государственного концерна "Укроборонпром" о неготовности к заключению государственного контракта в связи с необходимостью проведения работ с целью импортозамещения определенных составляющих, которые на время разработки указанного танка изготавливались в Российской Федерации", – говорится в заявлении Министерства обороны Украины.

 

Согласитесь, довольно странное заявление как для 2019 года – шестого года войны с Российской Федерацией и шестого года жизни и работы в условиях импортозамещения российских товаров оборонного и двойного назначения. Тем не менее, имеем то, что имеем. Не в нашей компетенции искать виновных. Давайте лучше подумаем над тем, как будут обходиться без "Оплотов" украинские танкисты.

 

Напомним, что "Оплоты" должны были появиться на вооружении ВСУ еще в 2017 году, однако по разным причинам этот момент все время переносился. В частности, 23 августа 2017 года президент Украины Петр Порошенко пообещал вооружить украинскую армию "Оплотами" уже до конца года.

 

"Мы начинаем этап вооруженного осовременивания армии. Должны выводить наше вооружение на уровень 21-го века. Мы внесли изменения в госбюджет и первые танки "Оплот" поступят в ВСУ уже в этом году", – заявил Порошенко.

 

В свою очередь, 9 сентября 2017 года в Харькове, во время торжеств по случаю Дня танкистов, министр обороны Украины Степан Полторак также торжественно пообещал на следующей неделе подписать договор о поставке "Оплотов" в ВСУ.

 

"Сегодня принято решение относительно заказа и поставки в войска танков "Оплот". Соответствующий договор будет подписан на следующей неделе. Предприятия Харькова, которые производят бронированную технику, в этом году, после завершения всех необходимых процедур, получат заказ на поставку техники, количество которой больше, чем за все предыдущие 26 лет. Это свидетельство того, что приоритетом развития армии является ее техническое оснащение", – сказал Полторак.

 

Однако что-то помешало выполнить обещанное. А 26 сентября 2018 года гендиректор ГК "Укроборонпром" Павел Букин сообщил, что госконцерн завершил контракт на поставку основных боевых танков "Оплот-Т" в Таиланд и теперь "Укроборонпром" настраивается на производство танков для ВСУ.

 

И уже 3 октября 2018 года Букин заявил, что заказ на изготовление танков "Оплот" уже выполняется, но в 2018 году передачи "Оплота" для ВСУ не будет, а вот в 2019-м - будет. Но, как видим, и в 2019 году "Оплотов" ждать не стоит.

 

Тогда же Букин сообщил, что основной упор концерн делает на восстановление и модернизацию уже существующей техники. В частности, на модернизацию танков Т-64 и Т-80.

 

Читайте также: Танк на переходной период: Какой будет очередная модернизация Т-64.

 

 

Читайте также: Модернизированное железо: Что за танк Т-80БВ поставили на конвейер.

 

Конечно, обе модели имеют право на существование и на так называемую вторую жизнь. Особенно при условии отсутствия альтернативы в виде все тех же "Оплотов". Впрочем, и с ними не все так просто.

 

Если сравнивать с другими серийными танками своего поколения (Т-64 и Т-72), Т-80 имеет больший расход топлива и, соответственно, меньший запас хода, а также обладает наименее совершенной ходовой частью.

 

Вместе с тем, существует информация, что ГП "Харьковский бронетанковый завод" уже в этом году начнет модернизацию танка Т-80УД, который также стоит на вооружении украинского войска, до уровня Т-84 (прообраз "Оплота"). Но это, как говорится, вилами по воде писано.

 

Что касается Т-64, то в этом случае дела обстоят еще хуже. Их модернизация хорошо выглядит и звучит лишь в теории, в то время как на практике все очень даже плохо. Как рассказал участник войны на Донбассе Роман Багаев, танковый взвод которого дважды признавали лучшим в ВСУ, ничего лучше "Оплота" украинские танкисты не видели, а Т-64 – это тупиковое звено развития танкостроения.

 

"Конкурировать с "Оплотом" Т-64, пожалуй, не сможет. То есть, его могут модернизировать, оборудовав тепловизорами и прочим, однако на машину всего не навешаешь. Я помню, как нам на Т-64 поставили новые системы навигации, но танк спроектирован таким образом, что у него не должно такого быть. Потому как там то одно мешает, то другое", – рассказал Багаев.

 

Но, судя по всему, наши оружейники готовы модернизировать любой металлолом, лишь бы только не доводить до ума уже легендарные "Оплоты".

 

Читайте также: Новый Т-72. Какую замену "Оплотов" нашли для ВСУ.

 

И, по словам боевых танкистов, даже танк Т-84, который является прототипом "Оплота", не выдерживает критики в современных условиях танкового боя.

 

Читайте также: Модернизированный Т-84: Какую вторую жизнь получит прототип "Оплота".

 

Чтобы далеко не ходить за примером, вспомним, как на престижных военных соревнованиях Strong Europe Tank Challenge в Германии 2018 года экипаж 14-й ОМБр на танке Т-84 занял последнее, 8-е место.

 

Как рассказывают сами танкисты, технические проблемы у наших Т-84 начались с первого же дня соревнований. В частности, во время боя ощутимо дрожала пушка, чего у танка быть не должно априори.

 

Читайте также: Strong Europe Tank Challenge 2018. Почему Украина заняла последнее место.

 

Тем не менее, в пользу модернизации старых советских танков свидетельствует простая арифметика: даже при условии решения проблемы российского импортозамещения, стоимость одного новенького "Оплота" равноценна стоимости шести модернизированных Т-64. А в условиях тотального недофинансирования украинской армии данный аргумент является далеко не последним при принятии решений о судьбе украинского танкостроительства.

 

Собственно, именно из-за нерациональности такой траты денег, по словам директора Defense Express Сергея Згурца, предусмотренные в бюджете деньги на изготовление "Оплотов" министерством обороны в итоге были потрачены на проект "Нептун".

 

Поэтому, судя по всему, о новеньких "Оплотах", как массовом явлении в ВСУ, украинским танкистам на ближайшее время придется забыть и оттачивать собственное мастерство на старых добрых и в меру сил модернизированных танках Т-64.

 

Читайте также: До сих пор без "Оплотов": Как модернизированный Т-64БВ становится главным танком ВСУ.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир