Соцзащита и контроль нардепов: Что несет разведчикам новый закон

Многострадальный закон "О разведке" наконец получил пропуск в жизнь

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Соцзащита и контроль нардепов: Что несет…

Вчера документ, принятый Верховной Радой 17 сентября, наконец подписал президент. Приурочил это к 17-й годовщине создания разведки Государственной пограничной службы Украины (ГПСУ).

"Материалы разведчиков — основа для принятия важных государственных решений. Именно поэтому этот закон — не только новые возможности для разведки, но и большая ответственность для государства", — отметил Зеленский.

У документа непростая история. Несмотря на любовь "слуг" к турборежиму, закон "О разведке" удалось принять лишь со второй попытки, причем, как в первом чтении, так и в целом. 21 июля за него проголосовали только 56 народных избранников, при том, что его авторами является группа нардепов "Слуги народа" включительно с главой фракции Давидом Арахамией. Окончательно принять закон удалось лишь 17 сентября, когда за него отдали голоса 258 депутатов.

Depo.ua предлагает разобраться — что это за закон и что изменится со вступлением его в действие.

Определение разведки

Прежде всего, законом предусматривается определение основных аспектов осуществления и обеспечения разведывательной деятельности. В частности, в нем впервые определен термин "разведка" и конкретизированы правовой статус и сфера ответственности Службы внешней разведки.

Разведывательные органы — государственные органы, уполномоченные законом на осуществление разведывательной деятельности.

Согласно закону, разведывательные органы Украины осуществляют разведывательную деятельность с целью содействия реализации национальных интересов Украины и противодействия внешним угрозам национальной безопасности Украины в определенных законом сферах.

Контрразведка

Контрразведывательные мероприятия в интересах обеспечения охраны государственной границы Украины и должностных лиц могут проводить разведывательные органы, подразделения обеспечения внутренней и собственной безопасности Государственной пограничной службы и Управления государственной охраны.

Отношения с армией

Законом урегулированы отношения разведки с Вооруженными силами Украины. В частности, в нем зафиксировано, что Генеральный штаб ВСУ осуществляет военное руководство органами военного управления разведки и военными частями разведки, а также проводит информационно-аналитическую деятельность в интересах применения ВСУ. При этом органы военного управления разведки и воинские части разведки ВСУ могут привлекаться к выполнению отдельных разведывательных задач.

Защита от посягательств на жизнь, здоровье и имущество

Закон гарантирует работникам разведывательных органов ту же защита, которую имеют работники правоохранительных органов. Это касается, прежде всего, уголовной ответственности за преступления, совершенные против разведчиков. Также отныне разведчики официально не несут ответственность за вынужденное причинение вреда интересам, если они "выполняли разведывательные (специальные) задачи в интересах обеспечения национальной безопасности и обороны государства, заранее утвержденные руководителем разведывательного органа Украины".

При этом, разведчики будут подлежать уголовной ответственности только за "совершение преступления в составе организованной группы или преступной организации или во время выполнения разведывательного (специального задания) особо тяжкого преступления, совершенного умышленно и связанного с насилием над потерпевшим, или тяжкого преступления, совершенного умышленно и связанного с причинением тяжкого телесного повреждения потерпевшему или наступлением иных тяжких или особо тяжких последствий".

Вместе с тем, закон прямо запрещает применять против работников разведывательного органов такой меры наказания, как исправительные работы.

Также в законе прописан ряд изменений в Уголовный кодекс, которые касаются разведчиков. А именно:

- Воспрепятствование законной деятельности разведывательных органов Украины в особый период наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет — на уровне с препятствием деятельности ВСУ.

- Влияние в любой форме на работника разведывательного органа с целью помешать выполнению им служебных обязанностей наказывается штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

- Угроза убийством, насилием или уничтожением или повреждением имущества в отношении работника разведывательного органа, а также в отношении его близких родственников в связи с выполнением этим работником служебных обязанностей наказывается исправительными работами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

- Умышленное причинение работнику разведывательного органа или его близким родственникам побоев, легких или средней тяжести телесных повреждений в связи с выполнением этим работником служебных обязанностей наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

- Умышленное причинение работнику разведывательного органа или его близким родственникам тяжелого телесного повреждения в связи с выполнением этим работником служебных обязанностей наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

- Умышленное уничтожение или повреждение имущества, принадлежащего работнику разведывательного органа (в том числе после освобождения от должности) или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей наказывается штрафом от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет.

- Убийство или покушение на убийство работника разведывательного органа или его близких родственников в связи с выполнением этим работником служебных обязанностей наказывается лишением свободы на срок от девяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы.

- Захват или удержание в качестве заложника представителя разведывательного органа или их близких родственников с целью побуждения совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Социальная защита

Закон предусматривает предоставление разведчикам статуса участников боевых действий. Отныне участниками боевых действий, среди прочих, признаются "сотрудники разведывательных органов Украины под прикрытием и лица, конфиденциально сотрудничающие (так в законе написано, — ред.) с этими органами и выполнявшие разведывательные задания в районе проведения антитеррористической операции или осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии или на территориях, где в период выполнения этих задач велись боевые действия".

Кроме этого, теперь к лицам с инвалидностью вследствие войны относят людей, получивших инвалидность вследствие выполнения разведывательных задач.

Ну и в законе прописано, что расходы, связанные с предоставлением льгот и социальных гарантий осуществляются за счет средств государственного бюджета в порядке, устанавливаемом Кабинетом министров Украины.

Защита информации

В то же время, изменения в Уголовно-процессуальный кодекс защищают разведчиков от допроса в качестве свидетелей, если запрашиваемая информация относится к разведывательной тайне. Но при этом в качестве свидетеля относительно такой информации может быть допрошено уполномоченное лицо разведывательного органа Украины, действующего на основании доверенности руководителя такого органа.

В определенных законом случаях судебное решение, вынесенное в закрытом судебном заседании, не обнародуется и не публикуется.

В то же время, закон четко указывает, что не относятся к информации с ограниченным доступом сведения, указанные в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, представленной в соответствии с Законом Украины "О предотвращении коррупции", кроме случаев, определенных указанным законом.

Парламентский контроль

Вместе с тем, закон предусматривает усиление парламентского контроля за сферой разведки.

А именно — он предоставляет народным депутатам доступ к разведывательной тайне, если ознакомление с ней необходимо для выполнения народным депутатом Украины своих полномочий в комитете Верховной Рады Украины, уполномоченному на осуществление надзора за соблюдением органами специального назначения с правоохранительными функциями, правоохранительными органами, правоохранительными органами специального назначения и разведывательными органами, предоставляется после специальной проверки, связанной с предоставлением такого доступа.

При этом отдельно отмечается, что в состав такого комитета ВР должно входить нечетное количество человек.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme