Как Украина развивает свою армию: Тяжелая бронетехника

Depo.ua представляет серию материалов о том, как Украина развивает свои Вооруженные силы за время независимости. На очереди тяжелая бронированная техника

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Как Украина развивает свою армию: Тяжела…

Одним из главных направлений реформирования Вооруженных сил является их вооружение, а именно бронетехника.

Так сложилось, что в основном вся военная техника, которая находится на вооружении армии Украины, до недавнего времени была советской. Собственно, она и сейчас во многом остается такой, однако есть серьезные сдвиги в лучшую сторону.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Флот.

Также украинских танкистов уже признает весь цивилизованный мир. В 2017 году лучший танковый взвод Украины впервые принял участие в международных соревнованиях Strong Europe Tank Challenge и на танках Т-64БВ занял почетное 5-е место среди сильнейших танковых армий мира. Уже есть информация, что на Strong Europe Tank Challenge-2021 украинские танкисты также поедут на этом танке.

Танки всегда были едва ли не главным элементом вооружения для нашего государства, особенно с учетом научно-технического потенциала и советского "наследия". Сейчас на вооружении ВСУ находятся танки Т-64, Т-72, Т-80, Т-84 и БМ "Оплот" — все разных модификаций. Основным боевым танком является Т-64.

После распада СССР Украина унаследовала значительное количество Т-64. По данным, в 1995 году ВСУ имели на вооружении 2 345 машин различных модификаций. Правда, большинство из них не соответствовало даже тогдашним требованиям. В то же время отсутствие финансирования не давало возможности заменить их новыми танками.

В таких условиях единственной возможностью существенно повысить боеспособность войск стала капитальная модернизация техники, чем и занялись отечественные специалисты. Еще в начале 1990-х Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. Морозова в сотрудничестве с другими государственными предприятиями начало работу над совершенствованием Т-64, основными направлениями которой были повышение огневой мощи за счет совершенствования системы управления огнем; повышение защищенности от современных противотанковых средств и повышение мобильности путем установки более мощного двигателя.

Наиболее совершенным среди модифицированных образцов был объект 447АМ-1 (Т-64У), впервые публично продемонстрированный во время парада в честь Дня Независимости 24 августа 1999 года и позже принятый на вооружение ВСУ под названием Т-64БМ "Булат". Боевое крещение модифицированного танка пришлось на первые годы российско-украинской войны.

Тогда считалось, что Т-64БМ "Булат" является вершиной модернизации — тем максимумом, который можно выжать из Т-64. Но боевые действия на Донбассе показали, что наряду с преимуществами (высокий уровень защиты экипажа за счет улучшенной брони) он имеет и серьезные недостатки: даже новый модернизированный двигатель является слишком слабым для его массы, значительно выросшей за счет наращивания брони (с 39 то 45 тонн).

 

Поэтому в 2017 году было объявлено, что танки "Булат" передают в резерв, а основную ставку сделают на модель Т-64БВ, работу над которой как раз завершили в 2017 году на Харьковском бронетанковом заводе и которая с 2018 года серийно поставлялась Вооруженным силам Украины.

Читайте также: До сих пор без "Оплотов": Как модернизированный Т-64БВ становится главным танком ВСУ.

Конечно, все понимали, что ставить на вооружение хоть и модернизированный танк, но все же роизводства середины 1980-х годов — бесперспективно. Однако с учетом всех факторов, не в последнюю очередь финансового, тогда это виделось наиболее оптимальным вариантом. Собственно, модернизированная версия танков Т-64БМ "Булат" и Т-64БВ была призвана взять на себя основную тяжесть войны в период полного перехода с танков Т-64 на танки БМ "Оплот". Однако этот период затянулся во времени.

И хотя в боях во время активной фазы войны на Донбассе много танков Т-64 были уничтожены врагом (более 300 единиц), Т-64 все равно остается самой массовой модификацией танков ВСУ.

Параллельным курсом развивалась модернизация советского наследства Т-72. На момент развала СССР Украина имела 1 269 танков Т-72, из которых на начало 2014 года на складах в законсервированном состоянии сохранялось до 474 единиц.

До начала боевых действий на востоке Украины все Т-72 были выведены из состава ВСУ, законсервированы и достаточно активно экспортировались. Однако война вернула 72-ки украинским танкистам, и при активной эксплуатации в ходе выполнения боевых задач в зоне АТО они подтвердили свою надежность и боеспособность. Поэтому модернизация именно этого типа танков, можно сказать, продиктована "запросом снизу" и является вполне логичным шагом развития танковых войск Украины.

В августе 2017 года была представлена целая государственная программа модернизации Т-72А до вида Т-72АМТ, а уже через год, в августе 2018-го, они после успешных испытаний ушли "на конвейер".

Суть модернизации заключается в почти полной замене всей электроники, оптики, динамической брони, вооружения и даже двигателя. По сути, от советского танка Т-72А остается только металлический корпус, который сам по себе способен прослужить еще много лет, ведь на марках стали для армии в СССР не экономили.

Читайте также: Танк Т-72АМТ: Зачем в Украине модернизируют советское железо.

Можно также вспомнить и танк Т-80 — основной боевой танк производства СССР. Он был принят на вооружение советской армии еще в 1976 году и стал первым в мире серийным танком с единой газотурбинной силовой установкой.

Вообще все модели Т-80, несмотря на свою массовость, крайне редко участвовали в боевых действиях, а непосредственно танковых сражений (танк против танка) у Т-80 вообще единицы (как и у "Леопарда-2", кстати). Преимущественно эти танки использовались для обеспечения огневого преимущества при штурме населенных пунктов десантом или пехотой.

По состоянию на 2016 год в эксплуатации ВСУ находились 22 машины модификации Т-80БВ, плюс еще 143 находились на хранении. Стоит отметить, что особой популярностью они и у нас не пользовались — при формировании новых танковых подразделений предпочтение всегда отдавалось различным моделям Т-64.

Однако, как показала практика проведения боевых действий на Донбассе, бойцам высокомобильных десантных войск ВСУ для успехов на передовой крайне необходимы штатные танковые роты или батальоны. Этот замысел начали реализовывать еще в 2015 году и из-за большей скорости и маневренности по сравнению с Т-64 выбрали именно танки Т-80, которые после определенного ремонта в количестве восемь единиц были переданы 95-й ОДШБр.

Судя по всему, эксперимент был признан удачным, так как впоследствии модернизацию Т-80БВ поставили на конвейер.

В марте 2018 года от концерна "Укроборонпром" промелькнула информация, что харьковские завод им. Малышева и ХКМБ им. Морозова готовят очередную партию танков Т-84 для передачи Вооруженным силам Украины.

Собственно, танк Т-84 был пионером украинского постсоветского танкостроения. Это первый украинский танк времен независимости, разработанный не как модификация советского наследства, а как совершенно новая модель, ставшая, по сути, прототипом гордости украинского танкостроения — БМ "Оплот".

Начались разработки танка Т-84 в 1993 году, а уже в 1994-м получили первый опытный образец, который всесторонне проверили на предприятии и армейских полигонах и в 1995 году представили на международной выставке военной техники в Объединенных Арабских Эмиратах.

Как и полагается, первыми претендентами на новую украинскую разработку стали иностранцы — новый танк вызвал интерес у руководства Пакистана, и впоследствии было заключено соглашение о поставке 320 новых Т-84 в эту страну. И только в 1999 году танк Т-84 приняли на вооружение украинской армии под названием БМ "Оплот", который в начале 2000-х в количестве 10 машин поступил в 92-ю Чугуевскую отдельную механизированную бригаду.

Именно так: знаменитые "Оплот" являются ни чем иным, как модификацией разработанного на заре украинской независимости танка Т-84. На сегодня таких модификаций существует несколько: Т-84 (базовая модификация), Т-84У (модернизация Т-84 с новой бронированной боковой юбкой, динамической защитой башни контакт-5, вспомогательной силовой установкой, тепловизионным прицелом, спутниковой навигацией, лазерным дальномером для командира и другими улучшениями), Т-84У "Оплот" (модификация Т-84 с заменой российских комплектующих украинскими, внешне отличается удлиненными экранами; возможна установка навигационных и других приборов зарубежного производства), Т-84-120 "Ятаган" (модификация Т 84У "Оплот", с пушкой и автоматом заряжания под патроны НАТО, разработанный по объявленному Турцией тендеру) и "Оплот-М" (последняя модернизированная модификация Т-84 с улучшенными качествами мобильности и защищенности).

Танк БМ "Оплот" в базовой версии на данный момент имеет массу 51 т, управляется экипажем из трех человек (механик-водитель, наводчик и командир), оборудован дизельным двигателем 6ТД-2Е с уменьшенной дымностью и токсичностью выхлопа и при мощности 1200 лошадиных сил имеет запас хода 400 км (500 с внешними баками). При этом он способен развивать скорость 40-45 км/ч по бездорожью и 70 км/ч по шоссе, преодолевать водные преграды вброд глубиной до 1,8 м. (с ОПВТ — до 5 м), траншеи шириной 2,85 м и стены высотой до 1 м.

Из вооружения БМ "Оплот" может похвастаться гладкоствольной пушкой 125 мм, которая также, кроме танковых снарядов, может стрелять управляемыми ракетами (в частности ПТУР "Комбат") с дальностью до 5 км. При этом боекомплект украинского танка составляет 46 снарядов (из которых 28 в механизме заряжания, остальные — в разных местах боеукладки, откуда во время боя практически нет возможности их получать).

БМ "Оплот" также оборудован двумя пулеметами: калибра 12,7 мм зенитным и 7,62 мм встроенным. Также украинский танк оснащен комбинированным панорамным тепловизорным прицелом и лазерным дальномером.

Что касается защиты, то БМ "Оплот" имеет комбинированную противоснарядную броню, а также активную защиту "Варта" (украинский комплекс электрооптической активной защиты от высокоточного оружия с лазерной системой управления) и динамическую защиту в виде встроенной противотандемной брони "Дуплет" (обеспечивает защиту от бронебойных снарядов и тандемных кумулятивных боеприпасов).

Если сравнить БМ "Оплот" с передовыми мировыми аналогами, то ее защита ничем не уступает даже американскому "Абрамсу" и выдерживает прямое попадание как танковых снарядов калибра 125 мм, так и современных западных боеприпасов калибра 120 мм.

Механизм заряжания также один из лучших и, что немаловажно, один из крупнейших в мире: 46 снарядов (28 в механизме заряжания) против 38 (22 в механизме заряжания) у аналогов. Конечно, у "Абрамса" больше — 55, однако у него отсутствует механизм заряжания как таковой, его заменяет четвертый член экипажа — заряжающий.

Что касается ходовых характеристик и проходимости танка, то по этому показателю у БМ "Оплот" почти нет равных в мире.

Читайте также: Улучшенный "Оплот": Как для ВСУ изменят крутой украинский танк.

Вместе с тем большим недостатком является его стоимость — около 4 млн долларов, за которые можно модернизировать четыре тех же "Булата". Именно это сдерживает масштабное переоснащение украинской армии новейшими танками.

Кроме танков, на вооружении украинской армии находится целый ряд разнообразной бронетехники как отечественного, так и зарубежного (западного) производства. Это и БМД-2 "Будка", БТР-3Е, БТР-80, БТР-4Е "Буцефал", БМП-1 и БМП-2.

Из бронетранспортеров у Украины в первые годы независимости было только советское семейство БТР-60/70/80, первые варианты модернизации которых не представляли особого интереса (хотя до сих пор находятся на вооружении некоторых военных частей). Самый интересный - БТР-70ДИ (он же БТР-7 "Защитник").

Это украинский бронетранспортер, который отличается повышенной проходимостью и способностью следовать за танками, преодолевая противотанковые рвы. БТР-70ДИ является результатом комплексной модернизации советского БТР-70, запас которых на складах Украины, по разным оценкам, составляет более 700 единиц.

Из открытых источников известно, что на сегодня всего было модернизировано и передано украинской армии 13 единиц БТР-70ДИ, которые с 2014 года участвуют в АТО.

БТР-7 — Википедия

Из новейших разработок стоит выделить БТР-4 и БТР-3, а также дальнейшие их модификации.

Концепция бронемашины БТР-4 была разработана в начале 2000 годов Харьковским конструкторским бюро машиностроения. Серийное производство началось в 2008 году после получения одобрения от Министерства обороны Украины, а в 2012 году на вооружение армии Украины был принят БТР-4Е, который также прошел дальнейшую модернизацию.

В сентябре 2018 года украинским военным представили новейший БТР-4Е "Буцефал" — полноприводный восьмиколесный бронетранспортер, разработанный Харьковским конструкторским бюро по машиностроению и производимый на заводе имени Малышева.

В отличие от советского семейства бронетранспортеров (БТР-60/70/80) и их модификаций, БТР-4Е является абсолютно новой сугубо украинской разработкой. Компоновка машины аналогична западным проектам: боевой модуль находится не в передней, а в задней части корпуса. Уровень защиты соответствует стандартам STANAG 4569 Level 2.

Кроме того, БТР-4Е оборудован двумя водометными движителями и насосами для откачки воды, поэтому способен вплавь форсировать водные преграды.

По уровню вооружения "Буцефал" - де-факто БМП на колесах и может эффективно противодействовать даже тяжелой бронированной технике вроде танков Т-72, находящихся на вооружении российско-оккупационных войск.

Кстати, до недавнего времени эти бронетранспортеры изготовлялись преимущественно на экспорт, однако после того как в 2014 году от очередной партии отказался Ирак, они были срочно переброшены на Донбасс, и, по отзывам военнослужащих, они довольно неплохо зарекомендовали себя в АТО — в частности во время освобождения Славянска и Краматорска.

Читайте также: Бронированный убийца танков: Что за новейший "Буцефал" представили ВСУ.

ВСУ получили партию БТР-4Е | Украинский милитаристский портал

Также стоит выделить постсоветский БТР-3, который в этом году отмечает 20-ю годовщину своего "рождения". Хотя бы потому, что он считается лучшим в мире в классе средних бронетранспортеров

Разработка БТР-3 началась в 2000 году по техническому заданию компании ADCOM из ОАЭ (действовала как координатор всего проекта) для участия в конкурсе на поставку БТР для морской пехоты ОАЭ. Первая машина была сделана на базе БТР-94 — модернизированной версии БТР-80, разработанной по заказу Иордании на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ХЗТМ).

Разработка конструкции БТР-3 была завершена уже в 2002 году, а кроме ХКБМ в разработке и создании модификаций участвовали Государственный научно-технический центр артиллерии и стрелкового вооружения (Украина), ADCOM Manufacturing Company Ltd. WLL (ОАЭ), Deutz AG (Германия) и Allison Transmission (США).

Сегодня в производстве БТР-3 задействованы 10 предприятий концерна "Укроборонпром", а собирают его на Киевском бронетанковом заводе. Однако в базовой комплектации 2002 года их почти не используют — бронемашина постоянно подвергается модернизации.

Из всех модернизированных модификаций современной и наиболее удачной является БТР-3ДА, усовершенствованный с учетом опыта войны на востоке Украины. Серийно производится на Киевском бронетанковом заводе и на постоянной основе поставляется  украинской армии. На сегодня Вооруженным силам Украины, Национальной гвардии и другим силовым структурам Украины поставлено несколько сотен БТР-3ДА.

Бронетранспортер БТР-3ДА быстрее и маневреннее предшественников, у него улучшена бронезащита экипажа. Также он имеет оптико-электронный модуль с телевизионным и тепловизионным каналами, благодаря чему появилась возможность вести огонь ночью. А дополнительный энергоагрегат позволяет управлять боевым модулем без использования основной силовой установки.

Кстати, в апреле 2016 года были завершены полигонные испытания созданного на основе БТР-3ДА командно-штабного варианта, БТР-3КШ.

Читайте также: Крутая тачка: Что за командно-штабную машину БТР-3КШ изобрели в Украине.

Собственно, именно за БТР-3ДА и БТР-4Е "Буцефал" видится будущее украинской тяжелой колесной бронетехники. Вместе с тем вполне возможно, что параллельным курсом Вооруженные силы Украины будут усиливаться и импортными образцами.

Так, 3 июля 2019 года премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что Канада добавила Украину в список стран, куда разрешено продавать канадское оружие. Тогда же было объявлено о достижении договоренностей с Канадой по поставкам в Украину бронетехники. И хотя никакой конкретики по этому вопросу пока не озвучено, скорее всего речь идет о поставке бронетранспортеров, потому что кроме бронетранспортеров ничего другого из бронетехники в Канаде не производится.

Отдельная тема развития отечественной бронетехники — БМП, или боевые машины пехоты.

БМП — это бронированная гусеничная машина, которая находится на вооружении механизированных подразделений сухопутных войск и предназначена для транспортировки личного состава к месту выполнения поставленной боевой задачи, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя в условиях применения противником оружия и совместных действий с танками в бою.

Как отмечают военные специалисты, в условиях климата и почв Донбасса гусеничные БМП имеют преимущество перед колесными БТРами, особенно на пересеченной местности, поэтому сейчас очень востребованы. К тому же в условиях Минских соглашений БМП вообще стали основной огневой мощью украинской армии.

Однако из-за недостаточной бронезащиты унаследованных от СССР гусеничных машин в первые годы войны Украина потеряла почти все БМП-2 (около 300 единиц), вынуждена была прибегнуть к расконсервации старых запасов и достать из нафталина более старшие БМП-1, которые также скоро начали заканчиваться (те из них, которые удалось поставить на ход). Новые же БМП даже советского образца Украина не производит, так как советские заводы по изготовлению БМП находились на территории современной России.

Выход был найден за рубежом - было принято решение закупать советские БМП-1 из старых запасов стран бывшего Варшавского договора, которые сохранились в достаточно приличном состоянии.

При этом уже приобретенные у поляков БМП-1 чешского производства из старых запасов времен Варшавского договора вполне пригодны для ведения боевых действий. А в некоторых компонентах даже превосходят те БМП-1, которые Украина унаследовала от СССР.

Параллельным курсом ведутся работы по разработке первой отечественной БМП — Харьковское конструкторское бюро им. А. Морозова, входящее в состав госконцерна "Укроборонпром", проводит работы по созданию боевых машин нового поколения, которые должны стать на вооружение украинской армии в 2020 годах.

В частности, конструкторы и инженеры ХКБМ сейчас сосредоточены на создании БМП-У — новой боевой машины пехоты, которая должна прийти на замену БМП-1 и БМП-2. На сегодняшний день уже разработана конструкторская документация и полным ходом идет изготовление опытного образца.

Сообщается, что это будет радикально новая современная бронемашина массой 25-27 тонн, предназначенная для транспортировки и огневой поддержки сухопутных подразделений и обеспечивающая надежную защиту экипажа в составе трех членов и семи десантников.

По расчетам специалистов, уровень защиты БМП-У планируется на 10-12% выше БТР-4 "Буцефал". Кроме того, моторно-трансмиссионный отсек у нее будет расположен в передней части корпуса, что гарантирует больший уровень защиты экипажа.

Развивается также и направление специфической бронетехники. Так, в апреле 2018 года ГК "Укроборонпром" начал серийное производство бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-84 "Атлет" на базе основного боевого танка Т-84У "Оплот".

БРЭМ-84 "Атлет" — это бронированная ремонтно-эвакуационная машина на гусеничном ходу, предназначенная для подготовки к эвакуации и буксировке поврежденных образцов бронетанкового вооружения и техники, проведения сварочных работ и землеройных работ, перевозки запасных частей и расходных материалов массой до 1,5 тонн.

То есть это машина, которая предназначена для технического обеспечения танковых подразделений.

Для выполнения этих задач "Атлет" оборудован крановой установкой грузоподъемностью до 25 т, которая позволяет в полевых условиях проводить замену основных узлов и агрегатов танка, включая башню и двигатель. Он оснащен сварочным аппаратом и другим оборудованием, которое позволяет проводить широкий комплекс работ по восстановлению боеспособности бронетехники непосредственно в полевых условиях.

Также среди перспективных разработок можно выделить плавающий бронетранспортер "Пловец", особенностью которого является гусеничное шасси. Собственно, он разработан на базе многоцелевого гусеничного шасси МТ-ЛБУ (транспортер-тягач).

БТР "Пловец" — это многофункциональная бронемашина, которая может использоваться для вооружения механизированных подразделений, действующих в труднопроходимых местностях с большим количеством водных преград, в том числе и для транспортировки по воде морских пехотинцев. Она имеет экипаж из трех человек и может перевозить до 14 десантников, для спешивания которых может использоваться откидная аппарель в задней, передней и верхней частях машины.

Этот амбициозный проект появился в результате государственно-частного партнерства ПАО "Харьковский тракторный завод", ГК "Укроборонпром" и ООО "НПК "Техимпекс"".

Кстати, киевская компания "Техимпекс" давно славится своими смелыми как инженерными, так и дизайнерскими решениями. Один только БТР "Варан" чего стоит.

Читайте также: Что такое БТР "Варан", который никак не доедет до ВСУ.

Собственно, если сравнивать бронетранспортеры "Варан" и "Пловец", то можно заметить внешнее сходство корпуса. По сути, принципиально они отличаются только шасси — колесным и гусеничным соответственно. И в этом есть определенная логика, ведь если колесных БТР для украинской армии более или менее хватает, то с гусеничным боевым транспортом настоящая беда.

БТР "Варан" (слева) и БТР "Пловец" (справа)

Разработчики утверждают, что аналогов данной машины в мире пока нет. Это создает данному проекту дополнительные перспективы, ведь в таком случае Украина сможет занять еще одну нишу на мировых рынках вооружения. Но этот вопрос даже не завтрашнего дня, ведь этот проект еще надо довести до серийного производства и обкатать его в боевых условиях войны на Донбассе.

Читайте также: Украинские ноу-хау: Что такое плавающий гусеничный БТР "Пловец".

Кроме этого, есть и интересные проекты международного сотрудничества в сфере бронетехники. В частности, украинско-польский проект глубокой модернизации советской боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 с получением на выходе современной боевой разведывательной машины БРМ "Мангуст". БРМ "Мангуст" позиционируется, как бронированная плавающая разведывательная машина, которая предназначена для ведения разведки боем и огневой поддержки боевых подразделений.

Или украинско-польский проект изготовления боевого танка PT-17, который является глубокой модернизацией советского Т-72 по передовым стандартам НАТО.

Также интересный проект нового пакистанского танка Al Khalid-1, созданный Пакистаном в рамках совместного проекта с Китаем и Украиной. В частности, в этом танке присутствуют двигатели украинского производства.

В свою очередь сотрудничество Украины и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) вылилось в производство в ближневосточной стране нового бронетранспортера Al-Wahash с украинским боевым модулем БМ-3М "Штурм-М".

Также в конце марта 2019 года военные Мьянмы опубликовали снимок боевой машины, которая будет производиться в Мьянме из агрегатов украинского производства. Новая боевая машина представляет собой легкий танк с пушкой калибра 105 мм в башне от китайской машины огневой поддержки WMA301 (PTL02) Assaulter на шасси МТ-ЛБ, приобретенных в Украине.

Таким образом, в отличие от флота и авиации, в производстве и обеспечении себя бронетехникой Украина более-менее справляется и даже умудряется вооружать ряд зарубежных стран.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Авиация.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme