Как Украина развивает свою армию: Авиация

Depo.ua представляет серию материалов о том, как Украина развивает свои Вооруженные силы за время независимости. На очереди авиация

Как Украина развивает свою армию: Авиаци…
Фото: Defense Express

Воздушные силы Украины составляют одну из основ обороноспособности страны. Именно на них возложена стратегическая задача остановки возможного крупномасштабного вражеского наступления.

Однако до 2014 года боевой авиации в Украине уделялось мало внимания, причем как подготовке пилотов, так и техники. Но все изменила российская агрессия — после 2014 года летный состав начал возвращать свои навыки, увеличилось количество полетов и самолеты начали возвращаться в строй.

В ходе войны на Донбассе, особенно в начальный период, авиация показала себя как эффективная "длинная рука" масштабного наступления. Хотя уже летом 2014 года сказывался дефицит и штурмовиков, и подготовленных кадров. Так, кроме специализированных Су-25 пришлось использовать даже не приспособленные для ударов по наземным целям истребители МиГ-29.

Однако после прямого вмешательства российской армии, которая с июля организовала эффективный противовоздушный "зонтик" над отрядами боевиков, потери авиации стали катастрофическими — за короткий период (май - август 2014 года) было потеряно 13 самолетов: семь Су-25, два МиГ-29 один Су-24МР, один Ан-26, один Ан-30Б, один Ил-76МД.

После подписания Минских соглашений в сентябре 2014 года были предприняты беспрецедентные шаги по восполнению потерь матчасти и подготовке экипажей.

Положительно сказалось на усилении Воздушных сил ВСУ резкое увеличение бюджетного финансирования оборонной сферы в 2016 году.

Новую жизнь получили предвоенные модификации МиГ-29МУ1, Су-25М1, Су-25УБМ1, Л-39М1. Начались серьезные работы по доработке вариантов модернизации среднего бомбардировщика Су-24. Много внимания в 2015-2016 гг. было уделено усилению огневых возможностей авиации, в частности применению управляемых ракет класса "воздух — поверхность".

Читайте также: "Нептун" для Су-24М: Каким будет украинский ракетный проект в воздухе.

Парк штурмовиков пополнился парой машин Су-25М1 и одним двухместным Су-25УБМ1.

Однако наиболее впечатляющими темпами в 2015-2017 годах рос парк транспортной авиации — к счастью, стране за время независимости удалось сохранить полный цикл производства машин типа "Антонов".

Таким образом, модельный ряд украинской боевой авиации на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц).

Нареканий на их работу у украинских военных летчиков никогда не было, однако ресурс этих боевых машин также не безграничен — почти все они достались Украине в наследство от СССР и были изготовлены в период с 1982-го до 1991 года.

Если говорить о временах независимости, то Украина не получила ни одного нового военного самолета. Однако это не значит, что украинские военные летчики летают на антиквариате. Состояние авиационной техники постоянно поддерживается в рабочем состоянии и подтягивается к современным требованиям, но исключительно путем ремонта и модернизации.

На сегодня в Украине работают около десяти авиационно-ремонтных предприятий, выполняющих ремонт и модернизацию техники советского производства, имеющейся сегодня на вооружении ВСУ. Ежегодно Воздушные силы получают от них несколько десятков капитально отремонтированных и модернизированных единиц военной техники.

Еще в 2001 году специалисты Национальной академии обороны Украины и Научного центра Военно-воздушных сил Украины предложили рассмотреть возможность модернизации существующих истребителей МиГ-29 и разработать программу их модернизации с учетом опыта применения боевой авиации в военных конфликтах 1990-х годов.

Модернизация самолетов МиГ-29 позволила продлить срок их службы до 35-40 лет с момента выпуска, а двигателей — до 20 лет, что обеспечило возможность эксплуатации модернизированных самолетов еще на 15-16 лет (до 2030 года).

Читайте также: Пролонгация хлама: Что даст Украине модернизация старых МиГ-29.

Первый модернизированный самолет МиГ-29МУ1 был передан на вооружение в ВСУ в декабре 2009 года, а в сентябре 2012-го было объявлено, что в составе украинских Воздушных сил находятся уже четыре МиГ-29МУ1. Это украинский вариант модернизации советского истребителя МиГ-29, которую с 2009 года осуществлял Львовский государственный авиационно-ремонтный завод (ЛГАРЗ).

В августе 2018 года украинскую армию усилили очередной партией модернизированных самолетов-истребителей МиГ-29МУ1. Тогда же было объявлено, что на ЛГАРЗ готовятся представить прототип МиГ-29МУ2, в качестве основы для которого будет использоваться МиГ-29МУ1, но он будет включать еще восемь этапов модернизации с целью дальнейшего повышения боевых возможностей.

Изначально планировалось, что МиГ-29МУ2 будет представлен до конца 2018 года, однако первый успешный испытательный полет нового модернизированного самолета состоялся лишь в конце 2019 года. Сейчас идет подготовка МиГ-29МУ2 к государственным испытаниям.

Читайте также: Старый новый истребитель: Что за МиГ-29МУ2 модернизируют для ВСУ.

Новый истребитель для Украины: Что за оте ...

Однако и с модернизацией самолетов не все так просто. В 2017 году началась разработка обновленного разведывательного самолета Су-24МР в кооперации ГП "Одесский авиационный завод" и ГП "Николаевский авиаремонтный завод "НАРП"". По предварительным заявлениям, на создание такого образца у украинских инженеров должно было уйти около четырех лет, но в июне 2020 года Министерство обороны прекратило финансирование этого проекта.

Как утверждают в ГП "Одесский авиационный завод", в условиях стабильного финансирования уже в 2021 году ВСУ могли бы получить для испытаний опытный образец разведывательного самолета с возможностями обнаружения целей на уровне современных машин поколения 4+ и передачей информации командованию ВВС в онлайн-режиме.

По сути, на базе советского самолета должны были создать практически новый самолет-разведчик, способный на расстоянии более 100 километров с помощью станции бокового обзора фиксировать всю линию фронта.

Читайте также: Старый новый самолет-разведчик: Что за Су-24МР модернизируют для ВСУ.

Развитию боевых вертолетов также уделяется внимание, но опять же — модернизации советского наследства.

Так, в июле 2020 года Министерство обороны Украины и запорожская авиастроительная компания "Мотор Сич" активизировали работу над созданием легкого ударного вертолета для Вооруженных сил Украины.

Базой для него стал Ми-2МСБ от "Мотор Сич". По сравнению с базовой версией Ми-2, он получил более мощные двигатели, редуктор собственного производства, современную авионику, системы навигации и связи. На финальной стадии находится освоение изготовления лопастей к вертолету. Сейчас одним из немногих вопросов, которые нужно решить при создании ударного вертолета, остается разработка фюзеляжа.

Читайте также: Старый новый вертолет: Какой ударный вертолет получат ВСУ на базе Ми-2.

Старый новый вертолет: Какой ударный ве ...

В то же время все прекрасно понимают, что ремонт и модернизацию советской техники нельзя проводить вечно. Ведь происходит физическое разрушение двигателей, узлов, агрегатов, планера самолета, и рано или поздно мы столкнемся с проблемой, что самолеты не смогут выполнять поставленные задачи. Поэтому все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене. И срок эксплуатации их заканчивается в 2030 году, а еще нужно время на переговоры, поставку самолетов, обучение летного и обслуживающего персонала.

Поэтому в мае 2020 года командование Воздушных сил ВСУ обнародовало визию Воздушных сил ВСУ-2035 относительно развития на ближайшие 15 лет.

По сути, это план развития Воздушных сил, который рассчитан на 2021-2035 годы и включает в себя переоснащение тактической авиации с объемом финансирования 200 млрд грн.

Проходить он будет в несколько этапов.

Первый — подготовительный, рассчитан до 2025 года, в рамках которого должен быть проведен тендер и подписан контракт на приобретение для нужд ВС ВСУ многоцелевого истребителя поколения 4++. Поставки первой партии этого истребителя должны быть осуществлены в 2023-2025 годах в количестве от 6 до 12 единиц.

Второй этап — переход к переоснащению тактической авиации до 2030 года с ежегодной закупкой от 8 до 12 единиц многофункциональных истребителей, что позволит полностью обновить состав не менее двух авиационных бригад тактической авиации.

Третий этап — финальный. До 2035 года вся устаревшая авиационная техника должна быть полностью заменена на новую. Ориентировочная потребность в ресурсах на переоснащение тактической авиации составляет около 200 млрд гривен.

Кроме этого, часть подразделений хотят сократить, а их задачи перераспределить на другие за счет использования новейших образцов вооружения со значительно более широкими возможностями.

Читайте также: План развития Воздушных сил: Каким будет будущее украинского боевой авиации.

В свежем интервью одному из украинских изданий командующий Воздушными силами ВСУ генерал-полковник Сергей Дроздов пояснил, что Воздушные силы Вооруженных сил Украины планируют перейти на единый тип многоцелевого истребителя, который впоследствии заменил бы все типы боевой авиации советского образца: истребители, штурмовики, бомбардировщики.

В то же время он "забраковал" идею создания собственного боевого самолета.

"Создать боевой самолет-многофункциональный истребитель Украине вряд ли удастся в ближайшей перспективе. Для этого у нас нет соответствующей научной базы, мощностей производства и опыта. Сейчас Украина может выпускать только военно-транспортные самолеты", — заявил он.

По словам Дроздова, нужно не менее десяти лет и не менее 10 млрд долларов только на создание прототипа боевого самолета. Кроме того, надо, чтобы самолет соответствовал принципиальным современным характеристикам. Впрочем, отметил он, в Украине столько миллиардов и столько времени нет.

По мнению командующего Воздушными силами ВСУ, Украине больше подходит опыт Польши: получить эскадрилью новых истребителей и поставить ее на вооружение в одной из бригад тактической авиации Воздушных сил. Например, наряду с МиГ-29 взять на вооружение американские F-16.

Для понимания масштабов будущих вложений следует знать, что один из самых современных на сегодняшний истребителей - F-22 Raptor - стоит 146 млн долларов, а тот же F-16 Fighting Falcon обойдется более чем в 34 млн долларов за единицу. Причем есть смысл покупать только партиями по 12 машин.

Кроме того, Украина взяла курс на восстановление парка легких штурмовиков.

Еще в 2015 году Украина предварительно договорилась с Китаем о закупке для нужд ВВС легких штурмовиков Hongdu L-15, которые оснащаются двигателями украинского производства. Учитывая, что ВВС Украины нуждались и нуждаются в новых истребителях, эта новость вызвала значительный ажиотаж. Однако при ближайшем рассмотрении эти самолеты оказались не такими уж и качественными, и проект поставили на паузу.

А в октябре 2019 года появилась информация, что Украина заинтересовалась возможностью приобрести в Бразилии штурмовики Super Tucano. Собственно, об этом в своем Twitter написал президент Бразилии Жаир Болсонару.

О серьезности намерений обеих сторон свидетельствует то, что украинские военные летчики провели в Португалии тестовые полеты на легких бразильских штурмовиках фирмы Embraer EBN-314 Super Tucano.

Читайте также: Новый штурмовик для Украины: Что за Super Tucano присмотрели в Бразилии.

Кроме этого, в декабря 2019 года появилась информация, что США предложили Украине изучить вопрос о приобретении американских штурмовиков Thunderbolt.

Ну и куда же без БПЛА! Беспилотники, в том числе ударные, должны обязательно быть на вооружении современных вооруженных сил любой страны.

В январе 2019 года Украина подписала контракт с Турцией по закупке для украинской армии ударных беспилотников Bayraktar TB2, а уже через несколько месяцев Министерство обороны Украины объявило о планах по производству вместе с представителями Турции ударных БПЛА в Украине. В ВСУ уже озвучили планы взять на вооружение полсотни таких дронов.

С начала 2020 года экипажи ударных беспилотников Bayraktar TB2 начали летную подготовку, однако о применении их в войне на Донбассе говорить еще рано.

Читайте также: Беспилотник-диверсант от зятя Эрдогана: Что за оружие Украина купила в Турции.

Украина планирует получить полсотни турецкая ...

Кроме того, завод "Мотор Сич" уже производит и поставляет двигатели для другого крупного турецкого беспилотника - Akinci. Здесь также продолжаются переговоры об углубленном сотрудничестве и закупке, а также рассматривается возможность совместного производства на территории Украины.

Еще одним важным элементом повышения мобильности авиации является восстановление аэродромной сети. Так, если на март 2014 года в стране функционировало 25% тех аэродромов, которые достались стране от СССР, то на январь 2016 года эта цифра возросла до 50% и продолжает расти.

Как видим, на сегодня развитие украинской боевой авиации происходит в основном путем латания дыр и многократной модернизации унаследованного от СССР "железа". Кардинальное же обновление военного авиапарка пока носит лишь декларативный характер.

В то же время очевидно, что делается это не от хорошей жизни. Ведь не секрет, что по сравнению с Сухопутными силами, боевая авиация, как и Военно-морской флот, пока финансируется по остаточному принципу.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Флот.

Поэтому, как бы нам всем не хотелось радикальных изменений к лучшему, а Украина пока вынуждена для своих Воздушных сил модернизировать имеющийся "металлолом", чтобы как-то дотянуть до лучших времен — когда сможет себе позволить покупать новые самолеты.

Хочется верить, что это время наступит.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"