Военный бюджет-2021: Почему украинская армия во время войны получила меньше денег

15 декабря Верховная Рада Украины приняла государственный бюджет на 2021 год, в который входят и средства на содержание Вооруженных сил Украины

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Военный бюджет-2021: Почему украинская а…

Согласно Стратегии национальной безопасности Украины и Концепции развития сектора безопасности и обороны Украины, ежегодное бюджетное финансирование сектора безопасности и обороны должно составлять не менее 5% от валового внутреннего продукта (ВВП). Согласно проекту Государственного бюджета Украины на 2021 год, эта сумма должна составить 267,1291 млрд грн (5,93% ВВП).

Однако непосредственно армия через Министерство обороны получит лишь 117,504 702 млрд грн. Остальное пойдет в Министерство внутренних дел Украины (98,2837404 млрд грн), Главное управление разведки Министерства обороны Украины (3,9921932 млрд грн), Государственное космическое агентство Украины (0,5731627 млрд грн), Совет национальной безопасности и обороны Украины (0,2509887 млрд грн), Службу безопасности Украины (14,959 6251 млрд грн), Управление государственной охраны (1,6548110 млрд грн), Службу внешней разведки (4,0109934 млрд грн) и Администрацию государственной службы специальной связи и защиты информации (3,9420434 млрд грн) и т. д. с целью финансирования мер по повышению обороноспособности и безопасности государства, материально-технического обеспечения названных структур, строительства (приобретения) жилья для военнослужащих, находящихся в их подчинении.

Но остановимся именно на финансовом обеспечении Вооруженных сил Украины, подчиненных Министерству обороны.

Так, в проекте Государственного бюджета Украины на 2021 год расходы для Министерства обороны Украины предусмотрены на сумму 117,5 млрд грн, что на 0,5 млрд грн меньше против окончательной версии оборонного бюджета 2020 года.

В Пояснительной записке отмечается, что в проекте Государственного бюджета Украины на 2021 предусмотрено следующее:

- расходы по бюджетным программам Минобороны, других субъектов сектора безопасности и обороны (общий фонд — 232 989,4 млн грн, специальный фонд — 14 139,7 млн грн) — 247 129,1 млн грн;

- государственные гарантии — 20 000 млн грн.

Согласно этой же пояснительной записке, расходы по общему фонду планируется направить, в частности, на следующее:

- денежное обеспечение и заработную плату (с начислениями) — 149 953,9 млн грн;

- медикаменты и перевязочные материалы — 749,1 млн грн;

- продукты питания — 5 201,3 млн грн;

- оплату коммунальных услуг и энергоносителей — 4 844,5 млн грн;

- создание, закупку, модернизацию и ремонт вооружения и военной (специальной) техники — 39 726,8 млн грн;

- выплату одноразовой денежной помощи в случае гибели (смерти), инвалидности или частичной утраты трудоспособности и другие социальные выплаты — 5 956,8 млн грн;

- строительство (приобретение) жилья — 2 543,6 млн гривен.

Вместе с тем в Приложениях указана несколько иная информация:

Наименование согласно ведомственной и программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета

Окончательный проект бюджета на 2020 год, тыс. грн

Действующий на сегодня проект бюджета на 2021 год, тыс. грн

Министерство обороны Украины

118012 998,1

117504 702,0

Руководство и военное управление Вооруженными силами Украины

720 098,3

356 154,1

Обеспечение деятельности Вооруженных сил Украины, подготовка кадров и войск, медицинское обеспечение личного состава, ветеранов военной службы и членов их семей, ветеранов войны

89453 536,8

89336 907,8

Развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования

22735 321,0

22742 438,5

Строительство (приобретение) жилья для военнослужащих Вооруженных сил Украины

1200 000,0

1201 000,0

Утилизация боеприпасов, жидкостных компонентов ракетного топлива, вооружения, военной техники и другого военного имущества, обеспечение живучести и взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов Вооруженных сил Украины

2539 956,0

2547 601,8

Обеспечение деятельности Государственной специальной службы транспорта

1364 086,0

1320 599,8

Как видно из таблицы, расходы на Министерство обороны, если сравнивать с последней редакцией бюджета на 2020 год, действительно уменьшились — почти на полмиллиарда гривен (на 508,2961 млн грн, если совсем точно). Правда, в первоначальной версии бюджета-2020, которая принималась около года назад и в которую затем многократно вносились изменения, расходы на Минобороны составляли 102 556 992,7 тыс. грн. Но это уже история, ведь корректно сравнивать данные из действующих версий обоих документов, а они приведены в таблице выше.

Также не стоит забывать, что в бюджете-2020 курс доллара был заложен на уровне 27,5 грн, тогда как в бюджете-2021 он 29,1 грн. То есть в долларовом эквиваленте уменьшение расходов на Вооруженные силы Украины будет еще более ощутимым. Особенно учитывая то, что в 2021 году у нас предусмотрены закупки импортной военной техники.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Флот.

Кроме того, в в предыдущем году 50% средств от реализации избыточного вооружения, военной и специальной техники, недвижимого военного имущества Вооруженных сил Украины будут идти на наполнение специального фонда Государственного бюджета Украины. Однако в бюджете на 2021 год к этому добавились также средства от отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого военного имущества, подлежащие реализации, и земельных участков, которые высвобождаются в процессе реформирования Вооруженных сил Украины.

Еще одно принципиальное отличие проекта бюджета на 2021 год от бюджетов предыдущих лет — это отсутствие отдельной статьи о "бесперебойности процесса питания личного состава Вооруженных сил Украины". Но, скорее всего, ее просто "влили" в другую, более крупную статью. Ведь не может такого быть, чтобы в армии совсем не предусмотрели питание.

Читайте также: Опять корм вместо еды: Как Минобороны Зеленского похоронило реформу питания ВСУ.

Также в Заключительных положениях проекта госбюджета Кабинету Министров Украины традиционно поручается предусматривать в государственном бюджете необходимые расходы на Министерство обороны Украины, Государственную специальную службу транспорта Украины, Главное управление разведки Министерства обороны Украины, Национальную полицию Украины, Национальную гвардию Украины, Государственную пограничную службу Украины, Службу внешней разведки Украины, Государственную службу специальной связи и защиты информации Украины, Государственную службу Украины по чрезвычайным ситуациям, которые осуществляют оплату закупки товаров, работ и услуг для выполнения программ, связанных с повышением обороноспособности и безопасности государства, в течение срока действия соответствующих хозяйственных договоров, включая ежемесячную уплату процентов за пользование кредитами (займами), привлеченными под государственные гарантии субъектами хозяйствования — резидентами Украины. Этот пункт неизменно копипастится из года в год.

То есть в целом впечатление от свежепринятого оборонного бюджета неоднозначны. В целом на безопасность и оборону действительно предусмотрено больше, чем в предыдущие годы. Однако непосредственно Вооруженные силы Украины, в наше время находящиеся на передовой этой безопасности и обороны, должны в следующем году получить меньшее финансирование, чем в 2020-м. И это довольно тревожный сигнал, ведь такое уменьшение происходит впервые с начала войны на Донбассе и происходит оно в условиях, когда Вооруженные силы Украины и близко не обеспечены всем необходимым.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Тяжелая бронетехника.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme