Ответ на Азове: Когда Украина заблокирует Таганрогский залив

Российская блокада Азовского моря продолжается и она напрямую бьет по нашей экономике

Ответ на Азове: Когда Украина заблокируе…

Несмотря на то, что Украина усилила свое военное присутствие в Азовском море, в частности двумя бронекатерами "Гюрза-М", российская блокада торговых судов, которые следуют через Керченский пролив в наши порты и из них, продолжается. Как это работает на пальцах объяснил руководитель проекта "Майдан Иностранных дел" Андрей Клименко.

Простая ситуация. Болгарское судно следует из Мариуполя в Турцию. И перевозит 7 тыс. тон зерна. Оно пришло на якорную стоянку 8 суток назад. Российское судно, которое пришло на ту же самую стоянку из Ростова сегодня ночью уже через 7 часов ушло в Керченский пролив и далее в Турцию. И таких примеров с весны 2018-го уже куча. Россия действует согласно соглашению с Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Как Россия так и Украина могут задерживать торговые суда под флагами третьих государств на проверку. Россия пользуется своей силой - у них здесь сосредоточено по меньшей мере 40 кораблей, среди которых шесть артиллерийских "Шмелей", двух корветов с "Калибрами" - "Град Свияжск" и "Великий Устюг" - шести десантных "Серна" и др. Главными боевыми единицами нашего флота здесь являютя катера "Гюрза-М" - "Лубны" и "Кременчуг".

Андрей Клименко также приводит диаграмму, которая демонстрирует, что оккупанты фактически регулируют график работы портов Бердянска и Мариуполя.

На диаграмме "Продолжительность искусственной задержки судов, идущих в Мариуполь, Бердянск перед входом к Азовскому морю" красным обведены периоды резкого снижения продолжительности задержки в Керченский проливе. Они регулярные. Почему так? - это элемент технологии", - пишет Клименко в "Фейсбуке".

"Сначала в Керчи (откуда руководят процессом) ждут, пока все суда, стоящие в портах Мариуполь и Бердянск, примут груз и пойдут по назначению, то есть пока в портах не останется ни одного судна. Затем удерживают суда, идущие с грузом в Мариуполь и Бердянск, которых тем временем уже накопилось десятка полтора в Керченском проливе, еще 1-2 суток, чтобы дать возможность портовикам погулять без работы и без денег. Потом вдруг выпускают всех, кто есть в проливе. Что происходит? - а то, что за несколько часов очередь образуется при входе в порт Мариуполь, потому что каждое судно должно пройти процедуры открытия границы. Но не только. Почти все причалы - специализированные (руда, уголь, металл, зерно...), и не факт, что все полтора десятка судов идут в Мариупольский порт к разным причалам. Но и это не все...

Когда основную "порцию" судов пропустили и видят, что очередь в Мариуполе уже образовалась, тогда быстро пропускают еще 4-5 судов, которые прибыли к проливу недавно и ждали значительно меньше, чем предыдущие. (Это и есть именно те, которые обведены красным на диаграмме). Зачем? - а чтобы очередь на рейде Мариуполя была больше...", - пишет Клименко.

Понятно, что все это бьет по экономике Украины. В августе этого года Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян говорил, что грузопоток по порту Мариуполя упал на 10%, а по Бердянскому - на 20%. Впоследствии о российском ударе по экономике блокадой говорил и Петр Порошенко, рассказывая Washington Post, что продукты металлургии, которые идут из Мариупольского порта, составляют 25% экспортной выручки Украины. И день простоя кораблей обходится в тысячи долларов. Мариупольский порт действительно может простаивать по несколько суток. К этому добавились и ограничительный размер судов, которым разрешен проход в Керченский пролив. С августа 2017-го они могут иметь высоту не более 35 метров, ибо Крымский мост. Из-за этого грузы перевозят меньшими кораблями, а в порт Мариуполя не могли зайти 140 судов, что нанесло существенные финансовые потери. Сейчас этот порт имеет оборот 6 млн тонн в год, а до войны было около 12 млн.

Как именно задерживают корабли

Суда, которые идут в украинские порты, задерживаются первый раз перед Крымским мостом. Впоследствии они заходят в Керченский пролив, но некоторые останавливают для проверки уже в Азовском море. Судовладельцы могут терять по $6 тысяч долларов в день, как пишет в своем репортаже Deutschlandfunk. И им невыгодно давать в аренду суда для перевозок грузов в наши порты, ибо никто не даст гарантий на сколько задержат корабль завтра. Россия на этом и играет, обваливая нашу экономику.

Но Украина уже начала действовать. Мы провели военные учения между Мариуполем и Бердянском, Генштаб усилил на Азовском побережье группировку Вооруженных Сил Украины, в том числе Сухопутных войск, в Бердянске подходит к завершению строительство военной базы, а операция с прорывом кораблей "Донбасс" и "Корец" вообще наделала шума и показала слабость Кремля.

Читайте также: "Донбасс" и "Корец" в Азовском море: Зачем Украина "пробивала" Керченский пролив

Благодаря этим действиям, а также критике Запада, тактика России на море изменилась. Андрей Клименко пишет, что с середины сентября 2018 наблюдалось заметное уменьшение продолжительности задержки судов в этом районе. Но с октября тенденции усилились.

"Средняя задержка на 1 судно, часов, составила: Июль = 28,4 /Август = 73,1 / Сентябрь = 47,0 / 01-15 октября = 98,0 часов - то есть 4 суток, это максимум за весь период", - пишет Клименко.

"Максимальная задержка 1 судно в часах, в первой половине октября тоже побила рекорды: Июль = 150 / Август = 176 / Сентябрь = 155/ 01-15 октября = 186, то есть почти 8 суток ждало разрешения судно EEMSLIFT NELLI (Нидерланды) - абсолютный максимум.

Теперь о суммарной потере времени судами на входе в часах: Июль = 1762 / Август = 4971 / Сентябрь = 2540 / За 15 дней октября = 3143". Относительно ситуации на выходе из Азовского моря - итоги, как не странно, делать рано... Потому что там тоже будут рекорды. Например, огромный канадский балкер FEDERAL NAGARA, IMO: 9805257, длина 200 м, груз 34 000 тонн, стоит уже 11 дней. И такой не один", - добавляет он.

Что делать Украине дальше

Понятно, что россиян все устраивает. Наша страна подала в международный постоянный арбитражный суд, впрочем, Кремль не боится. Они пытаются действовать в рамках нашего соглашения о Азовское море от 2003-го года и международного морского права. Никаких силовых противостояний, просто проверки, которые по времени не регламентированы. Но и передерживать не желательно, потому что Запад может обидеться и увидеть в этом преднамеренные действия. А там и до новых санкций недалеко.

И мы также должны начинать действовать в этом правовом поле. А именно, устраивать проверки отдельным грузовым судам, нефтяным танкерам, которые следуют в российские порты. Наиболее удобно это делать в Таганрогском заливе. Согласно Конвенции по морскому праву, мы можем проверять суда, если у нас будет информация о возможной причастности конкретного корабля к перевозке наркотиков, нелегальной торговле оружием и людьми. В этом направлении необходимо работать и все детально спланировать.

На карте мы видим порты Ейска и Таганрога, а также Азова. Галочкой отмечен возможный район деятельности украинских кораблей для остановки судов, которые в них направляются.

Основная номенклатура грузов Ейского международного порта - уголь, металлопрокат, агропродукты и зерно. Принимаются и отправляются грузы в порты государств Черного и Средиземного морей: Турции, Греции, Италии, Израиля, Египта, Болгарии и др.

Грузооборот порта Ейск в 2017 году вырос на 7,5% - до 4,64 млн тонн.

Основные грузы Таганрогского морского торгового порта - металл и уголь. Он принимает суда, курсирующие по Азовскому, Черному и Средиземному морям, а также суда типа река-море. Украина подозревала его в сотрудничестве с "ДНР", потому что он резко увеличил уровень перевалки грузов. Те, вполне возможно, могут идти для сепаратистов.

Азовский порт принимает суда из акваторий Черного и Средиземного морей. Через порт переваливаются грузы из Южной и Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока.

Все это в общем для портов - сотни миллионов долларов в год чистой прибыли.

Бесспорно, мы имеем только два корабля на Азове, которые могут останавливать корабли, следующие в российские порты. Это бронекатера "Гюрза-М" - "Лубны" и "Кременчуг". Их малая осадка (менее 1 м) и габариты не позволяют им действовать вдали от берега в неспокойных водах осеннего и зимнего Азовского моря. Именно в это время начинаются штормы. Впрочем, мы можем по крайней мере попытаться останавливать корабли с наиболее важными грузами на проверку, когда они идут с ресурсами. И держать их по несколько суток. Так или иначе, для судовладельцев, компаний - это денежные потери. Отдельный товар вообще может испортиться. Как и Россия, мы в чем-то сможем влиять на работу их портов. И хотя у России значительно большие ресурсы для подобных действий и их оживления - это хоть какой-то симметричный ответ. Военного конфликта, скорее всего, не будет. Потому что в случае нападения россиян на наши корабли - это нарушение соглашения от 2003-го года, далее последуют санкции, в том числе, за пиратство.

Когда Москва, в условиях санкций начнет терять реальные деньги, даже сотни тысяч долларов в месяц, их тактика может измениться. Потому что эта страна понимает исключительно язык силы.

Остается надеяться, что в 2019-м году, когда мы спустим на воду первый ракетный катер "Лань" с "Нептунами" на борту, а также приплывут из США два "Айленда", Украина начнет показывать силу таким образом.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme