Выборы-2019: Что будет с оборонкой, если победит Гриценко

Почти через месяц Украина узнает фамилию человека, который будет верховным главнокомандующим ВСУ следующие пять лет

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Выборы-2019: Что будет с оборонкой, если…

31 марта состоится первый тур выборов президента Украины. На выход во второй тур претендуют сразу несколько политиков, и каждый из них имеет собственное видение как на развитие страны в целом, так и на развитие ее Вооруженных сил.

 

Depo.ua представляет серию материалов с целью ознакомления читателей с последствиями для украинской армии выбора того или иного кандидата.

 

Читайте также: Выборы-2019: Что будет с оборонкой, если победит Порошенко.

 

Читайте также: Выборы-2019: Что будет с оборонкой, если победит Тимошенко.

 

На очереди "первый непроходной" - Анатолий Гриценко.

 

Что обещает

 

В своей предвыборной программе Анатолий Гриценко безопасности страны отвел целый раздел под громким названием: "Честный президент – безопасная страна!" Однако даже в этом разделе посвятил армии относительно немного внимания.

 

"Капитулянтского возвращения Донбасса не будет – вернем оккупированные территории без "особых статусов" дипломатическими, военными, экономическими, санкционными средствами совместно с зарубежными партнерами. Это возможно осуществить в течение 5-летнего президентского срока".

 

"Не будет Украина поступаться правами на Крым в обмен на любые экономические уступки – в Крыму наши граждане, это наша земля, и Крым будет украинским!"

 

"Не будет президент "зарабатывать на крови" и на армии – армия будет оснащена, а Государственный оборонный заказ станет инструментом развития фундаментальной науки и прорывных технологий, в том числе для инноваций и передовых кластеров экономики Украины".

 

"Силовые структуры не будут задействованы для защиты власти от своего народа – они будут переориентированы на защиту страны от внешнего врага".

 

"Не будут руководить армией "паркетные" генералы – на руководящие должности будут назначены боевые офицеры, которые заботятся о жизни солдата и способны одерживать победы. Не будет чрезмерного количества генералов – будет их сокращение до стандартов передовых государств".

 

"Не будет нелегального оружия и "частных армий", рейдерства и вооруженных нападений – оружие будет легализовано и взято на учет, а государство, которому люди будут доверять, восстановит монополию на применение силы согласно Закону".

 

"Не будет принудительного призыва – будет профессиональная контрактная армия, усиленная резервом постоянной готовности и системой территориальной обороны".

 

Ну и в другом разделе под не менее громким названием "Честный президент – справедливая страна!" упоминается обеспечение военнослужащих:

 

"Не будет дискриминации военных пенсионеров – будет достойное обеспечение солдата и когда он служит, и когда становится ветераном".

 

Вот, собственно, и все. Как и у Юлии Тимошенко, о вступлении или хотя бы об интеграции в НАТО нет ни слова.

 

Реально ли это выполнить?

 

По разному. Если говорить про Крым и Донбасс, то не сдавать их и не отказываться от них – это не заслуга, а прямая обязанность президента и верховного главнокомандующего. Выполнение этого на практике зависит исключительно от политической воли руководителя государства. Но то, что Анатолий Степанович это декларирует, является, безусловно, плюсом.

 

А вот что касается возвращения Донбасса за пять лет президентского срока, это вызывает определенные сомнения. И не потому, что Гриценко сможет или не сможет, а потому, что это не от него зависит. Давно пора признать, что Украина является не субъектом, а объектом геополитики, поэтому решение подобных вопросов зависит прежде всего от внешних факторов: насколько последовательными будут наши западные партнеры, как долго еще Россия сможет выдержать международные санкции, как долго Путин продержится у власти на России, кто станет его преемником и так далее.

 

Что касается оснащения армии, то это более чем реально – вопрос только во временных рамках. Честно говоря, слабо верится, что новейшее оснащение армии возможно в более быстром темпе, чем оно происходит сейчас – по крайней мере, при нынешнем уровне развития национальной экономики.

 

Если под силовыми структурами иметь в виду армию, то она и так никогда не была задействована для защиты власти от народа даже во времена Януковича. Поэтому если Гриценко сам не начнет эту традицию, то это обещание выполнится само собой.

 

"Паркетные" генералы – это, конечно, зло, и от них нужно избавляться. Но проблема в том, что в стране, которая не воевала 22 года, все генералы в той или иной степени являются паркетными. Потому что боевым просто не было откуда взяться. И чтобы их сменить на кого-то, нужно эту самую смену вырастить. В течение войны с Россией в Украине выросло новое поколение боевых командиров, некоторые из них уже стали генералами и получили руководящие должности (Наев, Забродский), другие проявили себя в звании полковников (Собко, Кривонос), но хватит ли таких для полной замены "паркетных" генералов согласно передовым западным стандартам? Как бы там не было, а эта инициатива Гриценко весьма похвальная, но главное грамотно ее реализовать.

 

Вопрос легализации и учета оружия уже давно находится на повестке дня, однако все время у представителей власти не хватает решимости на этот шаг. Хватит ли ее у Гриценко, если он станет президентом? Будем видеть.

 

Относительно призыва в армию, то это вопрос достаточно неоднозначный. Сейчас призывники на законодательном уровне защищены от принудительного участия в боевых действиях и, де факто, являются тем самым резервом, который подпитывает профессиональную контрактную армию. Если Гриценко отменит призыв, то не совсем понятно, где он собирается брать этот самый резерв? По крайней мере, сам он это не объясняет.

 

Ну а достойное обеспечение военнослужащих в течение всей их жизни зависит не столько от воли президента, сколько от состояния национальной экономики.

 

Что делал в этом направлении раньше

 

В отличие от всех других кандидатов в президенты, Анатолий Гриценко долгое время работал министром обороны Украины, поэтому имел все возможности хотя бы попробовать реализовать то, что он сейчас декларирует.

 

Гриценко руководил министерством с 4 февраля 2005-го по 18 декабря 2007 года и пережил на этом посту трех премьер-министров (Тимошенко, Еханурова и Януковича).

 

 

 

В историю он, кроме имиджа "небритого министра обороны", вошел тем, что основал самую радикальную на тот момент реформу Вооруженных сил Украины, которая, правда, в основном заключалась в сокращении численности ВСУ, расформировании значительного количества воинских частей и массовой распродаже оружия и военной техники. Вместе с тем, те, кто тогда избежали сокращения, получили существенное улучшение материального обеспечения.

 

Кроме этого, он первым среди министров обороны ввел переход на стандарты НАТО и систему обеспечения ВСУ по стандартам западных стран, когда солдат освободили от необходимости заниматься несвойственной для военной службы работой: работать на кухне, стирать обмундирование и тому подобное.

 

Также Гриценко, будучи прозападным министром (в качестве советников у него были офицер американской армии и офицер британских Королевских вооруженных сил), декларировал переход армии на контрактную основу, но особых успехов в этом не достиг в связи с недостаточным финансированием армии, в том числе во времена премьерства Юлии Тимошенко.

 

Впоследствии, уже после своей отставки, Гриценко запомнился своими громкими и, как оказалось, пророческими заявлениями во время президентства Виктора Януковича о том, что: "Ситуация в армии близка к катастрофе" (январь 2011 года), "В армии Украины нет ни одного боеспособного батальона" (май 2012-го) и т.д.

 

А совсем недавно глава временной следственной комиссии (ВСК) относительно хищений в армии, секретарь Комитета Верховной Рады по нацбезопасности и обороне, народный депутат Иван Винник обвинил Гриценко в распродаже военной техники за рубеж за бесценок, что привело к снижению обороноспособности страны и значительным бюджетным потерям.

 

Чего ожидать в случае избрания президентом

 

Итак, предвыборные обещания Анатолия Гриценко и его предыдущая деятельность на руководящей военной должности дают понять, что, став президентом, он все-таки попытается реформировать Вооруженные силы Украины. Но насколько настойчивым он будет в этом направлении и, что самое главное, не сломает ли при этом тот фундамент, который строился последние пять лет, остается открытым вопросом.

 

Также удивляет полное отсутствие в программе упоминаний о НАТО, ведь Гриценко всегда считался прозападным политиком и в свое время довольно успешно сотрудничал с Альянсом. И тут одно из двух: или Гриценко просто забыл об этом моменте (что его не красит), или не видит интеграцию Украины в НАТО важным направлением развития ВСУ (что не красит его еще больше).

 

Ну и не стоит забывать, что Гриценко уже пообещал пост министра обороны Ивану Апаршину – полковнику запаса, который ранее занимал командные и штабные должности от командира взвода, роты, полкового звена до военной ставки, Генштаба и Минобороны, а также был директором департамента военной политики и стратегического планирования, главным военным инспектором Минобороны и руководил оборонным подразделением Секретариата Кабмина.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme