Украинское сердце турецких беспилотников: Как отечественные двигатели завоевывают мир

Украинские двигатели всегда славились надежностью и функциональностью, а в последнее время они начали открывать для себя новые горизонты

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Украинское сердце турецких беспилотников…
Фото: Baykar Savunma

Вчера, 20 июля, Турция показала дизайн будущего дрона с украинским двигателем АИ-25. Боевая беспилотная авиационная система получила название MİUS. Разрабатывает новинку компания Baykar Makina, которая серийно производит известные ударные дроны Bayraktar TB2 и Akinci. Она использует другой украинский двигатель — АИ-450.

Читайте также: Турок с украинским сердцем: Что за беспилотник Akinci установил рекорд высоты.

А пока проект MİUS находится на стадии концептуального проектирования, можно рассмотреть украинские двигатели, которые так заинтересовали турецких производителей оружия.

БПЛА MİUS с украинским двигателем АИ-25

История вопроса

Турецкие СМИ пишут, что 16 октября 2020 года во время официального визита президента Украины Владимира Зеленского в Турцию был подписан ряд соглашений и меморандумов. Страны запланировали вместе строить военные корабли, беспилотники и все виды турбинных двигателей.

"В повестке дня — производство нескольких типов двигателей в Турции и сотрудничество по проектированию двигателей. Также на повестке дня морские проекты, связанные со строительством и дизайном корветов и фрегатов. Кроме того, мы ведем переговоры о быстроходных штурмовых катерах", — прокомментировал тогда результаты встречи глава Управления оборонной промышленности при Администрации президента Турции Исмаил Демир.

Зеленский и Эрдоган подписавшего меморандум о сотрудничестве

После этого, в декабре 2020 года, глава турецкой оборонной компании Baykar Makina Сельджук Байрактар (который является зятем президента Турции Эрдогана) заявил, что его компания хочет завершить разработку своего беспилотного истребителя MIUS до 2023 года. Он отметил, что перспективный дрон планируют сделать исключительно из компонентов турецкого производства, за исключением силовой установки — для этого будет использоваться украинский авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25.

При этом турецкая пресса пишет, что двигатели для беспилотника MIUS будут производить в Турции по лицензии "Мотор Сичи". Будущий производитель — совместное предприятие "Черноморский щит", 51% доли в котором имеет турецкая компания Baykar Savunma и 49% - украинская госкомпания "Укрспецэкспорт".

Очевидно, именно это совместное предприятие изготавливает двигатели АИ-450 для беспилотников Akinci.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Воздушные беспилотники.

Что за двигатели

АИ-450 — турбовальный двухроторный двигатель разработки Запорожского машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" им. Ивченко.

Двигатель АИ-450 разработали еще в 1988 году как силовую установку для легких вертолетов и самолетов в классе взлетного веса 1500-4000 кг. Его можно использовать в двух- и однодвигательных силовых установках летательных аппаратов, а также как вспомогательную силовую установку.

АИ-450 выполнен по двухроторной схеме, включающей ротор газогенератора и ротор свободной турбины. Свободная турбина передает мощность на редуктор, установленный спереди двигателя, через вал, проходящий внутри вала ротора газогенератора.

Взлетная мощность двигателя составляет 465 килограмм-сил (кгс), а крейсерская мощность — 300 кгс.

В мае 2021 года КБ "Прогресс" Ивченко начало испытания воздушного винта AИ-P500V5. Пятилопастный воздушный винт создан для использования с двигателем AИ-450T в составе БПЛА. Эта украинская новинка увеличивает мощность двигателя на 12,8% относительно базовой версии.

Именно модификация AИ-450T используется в беспилотнике Akinci. Два таких двигателя должны обеспечить полет на высоте более 12 км в течение 24 часов.

Турбовальный двухроторный двигатель АИ-450

АИ-25 — двухвальный турбореактивный двухконтурный авиационный двигатель разработки Запорожского машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" им. Ивченко.

Его разработка началась еще в середине 1960-х годов, а 21 октября 1966 года состоялся первый полет на пассажирском самолете Як-40 (малый пассажирский самолет пассажировместимостью до 40 человек). Уже в следующем году на запорожском заводе "Мотор Сич" началось серийное производство этого двигателя.

С тех пор было изготовлено более 6 300 двигателей, суммарно налетавших более 60 млн часов и везде прекрасно себя зарекомендовавших. В частности, двигатель устанавливается на всех модификациях пассажирских самолетов Як-40, польский сельскохозяйственный самолет М-15 и чешский учебно-боевой самолет L-39 "Альбатрос" (находится на вооружении ВВС ВСУ).

Читайте также: Что за военный самолет L-39 разбился в Харьковской области.

Двигатель АИ-25 сертифицирован Авиационным реестром Германии и Италии, что делает его привлекательным для экспортных заказов.

Двигатель выполнен по двухвальной схеме. Ротор компрессора разделен на два самостоятельных ротора (двухвальная схема), каждый из которых вращается своей турбиной. При этом роторы имеют различные оптимальные для них частоты вращения и связаны между собой только газодинамической связью.

Двигатель АИ-25 имеет взлетную мощность 1500 кгс и крейсерскую мощность 443 кгс. В отличие от двухдвигательного Akinci, беспилотник MİUS проектируется как однодвигательный. То есть только один двигатель АИ-25 будет поднимать его в воздух.

Двухвальный турбореактивные двухконтурный авиационный двигатель АИ-25

В чем секрет популярности украинских двигателей

Не зная, какие двигатели рассматривались в качестве конкурентных при выборе силовых установок для своих беспилотников, трудно судить, почему Турция выбрала именно украинские двигатели. Причин видится сразу несколько.

Для беспилотников Bayraktar TB2 сначала использовался австрийский двигатель Rotax 912, однако в прошлом году европейские СМИ писали о некоторых разногласиях между Австрией и Турцией, из-за чего турки заменили Rotax 912 отечественным аналогом.

Очевидно, Украина как более зависимая в геополитическом плане от Турции страна представляется более привлекательным партнером, ведь гипотетически может согласиться на размен финансовой выгоды на геополитические интересы (непризнание Крыма российским, официальные заявления в поддержку Украины в войне с Россией, поставки тех же беспилотников и т. д. ). На данном этапе Украине выгоден такой размен.

Ну и, наконец, в Украине всегда умели разрабатывать качественные авиационные и ракетные двигатели — сначала для СССР, а затем и для всего мира. Во времена Советского Союза инженерная и конструкторская база в этой сфере традиционно была сосредоточена на территории УССР, которую за годы независимости удалось сохранить и развить.

Кстати, Украина славится не только авиационными, но и танковыми двигателями. Так, государственный завод имени Малышева вот-вот должен получить заказ на изготовление 52 двигателей для пакистанского танка Al-Khalid.

Читайте также: Пакистанский танк с украинским сердцем: Как харьковские двигатели покоряют Азию.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme