Святая антикоррупционная инквизиция ВСУ: Чем будет заниматься новая Военная полиция

Президент Зеленский приказал Министерству обороны создать Военную полицию. Новый орган будет создан на базе ВСП, но кроме охраны военных и контроля за соблюдением ими устава и законов ВП будет выявлять коррупцию и преступные схемы в Вооруженных силах

Святая антикоррупционная инквизиция ВСУ:…

 

Во время встречи с Кабинетом Министров и руководством Верховной Рады Зеленский заявил, что министр обороны Андрей Загороднюк до 31 декабря должен внедрить новую объединенную систему руководства и управления силами обороны, которая будет соответствовать стандартам НАТО. Кроме того, в структуре Минобороны должен быть создан современный эффективный правоохранительный орган - Военная полиция.

Напомним, ранее, в сентябре, Министерство обороны анонсировало представление законопроекта о создании Военной полиции, которая будет противодействовать коррупции в армии.

"Коррупция всех уже достала. Время решать этот вопрос. Есть все органы, необходимые для закрытия вопроса. Мы подаем закон о Военной полиции, надеемся, он пройдет. Нужна новая антикоррупционная программа — ее надо переписывать", - заявил в интервью порталу "Цензор.НЕТ" министр обороны Андрей Загороднюк

Он отметил, что антикоррупционный орган в Минобороны будет анализировать технические условия, тендеры, отчетность, расследовать конкретные дела.

"Но надо сказать, что копировать здесь не получится, потому что наша ситуация хуже, чем во многих странах... Поэтому наша система должна быть гораздо жестче. Еще мы будем развивать независимый аудиторский комитет, который бы состоял из специалистов", - сказал он.

Военная полиция – это созданный во многих странах мира специальный правоохранительный орган по поддержанию правопорядка в Вооруженных силах и других военных и военизированных формированиях. Как правило, военная полиция является самостоятельным органом военной юстиции, деятельность которого направляется и координируется министерством обороны.

Название "военная полиция" в значительной мере условно, поскольку, например, в Украине орган, который выполняет военно-полицейские функции, называется сейчас Военная служба правопорядка, а в Польше — Военная жандармерия Войска Польского. Создание органов военной полиции во многих странах началось в годы Второй мировой войны и в послевоенный период.

В Украине ВСП появилась в 2002 году, когда был издан первый приказ о начале формирования структурных подразделений Военной службы правопорядка в Вооруженных силах Украины. Согласно Указу президента Украины № 311/2008 от 8 апреля 2008 года "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 15 февраля 2008 года "О ходе реформирования системы криминальной юстиции и правоохранительных органов"", ВСП стала некой святой инквизицией ВСУ, следя за порядком в армии, соблюдением Устава Вооруженных сил и т. д. Остальные воинские подразделения ВСП часто недолюбливали, ведь кто же любит проверяющих.

Источник: Контракт до конца особого периода/Facebook

Хотя стоит отметить, ВСПшники не только кошмарят воинов, которые решили осуществить пятнадцатиминутный самоход в "чипок" за мивиной или употребили алкогольные напитки в неслужебное время, но в военной форме. Личный состав Службы правопорядка принимал участие в миротворческих операциях, боевых действиях на Донбассе и имеет боевые потери.

Реформирование ВСП в Военную полицию власти задумали еще минимум три года назад. В проекте Закона Украины "О военной полиции" (инициаторы - народные депутаты ВР VIII созыва Паламарчук Н. П., Король В. М.) говорится, что "Военная полиция — военное правоохранительное формирование, предназначенное для обеспечения правопорядка среди граждан Украины, которые являются военнослужащими, военнообязанных и резервистов во время прохождения ими сборов (далее — военнослужащие), предотвращения, выявления уголовных и других правонарушений, совершенных военнослужащими, а также сотрудниками и государственными служащими Министерства обороны Украины и Вооруженных сил Украины, их раскрытия и пресечения, обеспечения безопасности дорожного движения военных транспортных средств, защиты прав и свобод военнослужащих и военного имущества от противоправных посягательств, участия в противодействии диверсионным проявлениям и террористическим актам и прекращения противоправных действий военнослужащих и гражданских лиц на военных объектах"

Преобразование Военной службы правопорядка в ВСУ в Военную полицию было предусмотрено Стратегическим оборонным бюллетенем Украины - 2016. Но как-то не получилось, хотя реформирование ВСП понемногу продолжалось.

В 2018 году в новом 25-м учебном центре ВСП во Львове канадские, датские, литовские и британские инструкторы из военной полиции учили будущих украинских военных полицейских предотвращать преступления и правонарушения, оказывать первую медицинскую помощь, учили минной безопасности и боевым действиям в условиях города, а также нюансам правовой защиты военнослужащих. Была также создана спецгруппа по борьбе с распространением наркотиков в Вооруженных силах, в которой будут служить и специально обученные собаки.

Формально все было готово для переформатирования. Руководство заявляло, что теперь не хватает только политической воли.

"Более четырех лет мы обеспечиваем правопорядок в правовом вакууме, — рассказывает начальник Главного управления ВСП Вооруженных сил Украины, генерал-майор Игорь Криштун в интервью газете "День". — Мы не можем задерживать, удерживать, проводить следственные действия. Профильный закон находится на очередном рассмотрении в СНБО. Надеюсь, в ближайшее время его направят в Верховную Раду как неотложный (интервью состоялось в 2018 году, - ред). Реформа правоохранительной системы в 2012 году отобрала у нас практически весь набор рычагов, которые ВСП могла выполнять, и из правоохранительного формирования она фактически превратилась в обычное подразделение ВСУ. В 2014 году, когда резко возросло количество преступлений в зоне проведения АТО, нам трудно было что-то этому противопоставить. Военную прокуратуру тогда еще не создали, полиция находилась на старте реформы, а мы часто были единственными, кто пытался и что-то делал для противодействия такой преступности. В 2016-м нам добавили прав, и мы начали составлять админпротоколы в отношении военных, которые употребляли спиртные напитки, наркотические вещества или нарушали общественный порядок. Военная прокуратура сегодня не может осуществлять досудебное расследование и все материалы передает в Нацполицию. Способна ли последняя полноценно расследовать преступления, которые касаются военных, — вопрос риторический. Есть определенная логика в том, чтобы такое следствие вело Государственное бюро расследований, но его только формируют. А нам тем временем нужно решать конкретные проблемы. К примеру, за самовольное оставление части на срок более чем десять суток военного могут привлечь к уголовной ответственности. Но ВСП не имеет права ни возбуждать уголовное производство, ни расследовать его. Мы готовим совместно с командирами частей документы на таких военнослужащих, передаем их в прокуратуру, а она, в свою очередь, — в Нацполицию, которая и проводит досудебное расследование. А это затягивает время расследования. В то же время военная полиция в странах НАТО проводит досудебные расследования и передает дела в суд. Словом, у нас впереди еще много интересной и важной работы".

После заявления Загороднюка нового законопроекта о Военной полиции на сайте Верховной Рады пока еще нет. Есть законопроект о Военной полиции № 1805 от 21.01.2015, мы о нем рассказывали выше. В 2015-м он был отклонен и снят с рассмотрения.

Об обязанностях и функциях Военной полиции там прописано следующее:

- предотвращение совершения, выявление и прекращение преступлений и других правонарушений в Минобороны, ВСУ, правоохранительных органах специального назначения (далее – правоохранительные органы) и других военных формированиях:

- досудебное расследование преступлений и уголовных проступков, связанных с прохождением воинской службы, совершенных военнослужащими, а также коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками и государственными служащими Министерства обороны Украины и Вооруженных сил Украины (далее – работники);

- выявление причин, предпосылок и обстоятельств преступлений и других правонарушений, совершенных военнослужащими, работниками, а также других преступлений, совершенных в воинских частях и на военных объектах;

- проведение оперативно-розыскной деятельности в пределах предоставленных полномочий;

- выполнение в предусмотренных законом случаях решений о содержании военнослужащих на гауптвахте, в комнатах временно задержанных, специальных палатах учреждений здравоохранения Министерства обороны Украины;

- обеспечение исполнения уголовного наказания в отношении военнослужащих, которые по приговору суда осуждены к содержанию в дисциплинарном батальоне;

- участие в пресечении противоправных действий гражданских лиц на территориях военных частей, военных учебных заведений, учреждений и организаций Министерства обороны Украины и Вооруженных сил Украины (далее – воинские части), военных городков Министерства обороны Украины и Вооруженных сил Украины (далее – военные городки);

- обеспечение правопорядка среди военнослужащих, а также работников во время выполнения ими должностных обязанностей на территории военных частей, военных городков, в общественных и других местах, пресечение совершения ими преступлений и других правонарушений;

- проведение в пределах компетенции служебных расследований;

- защита имущества Вооруженных сил Украины от хищений и других преступных посягательств;

- обеспечение безопасности дорожного движения военных транспортных средств Вооруженных сил Украины, правоохранительных органов и других военных формирований (далее – военные транспортные средства);

- защита прав и свобод военнослужащих от противоправных посягательств;

принятие специальных мер безопасности по защите военнослужащих и работников Военной полиции в случае реальной угрозы их жизни и здоровью, жилью и имуществу в связи с их служебной деятельностью и их близких родственников;

- участие в предупреждении диверсионных проявлений и преступлений террористической направленности на территории воинских частей;

- обеспечение контроля за соблюдением установленного пропускного режима на административно-хозяйственной и технической территории арсеналов, баз и складов Вооруженных сил Украины и выполнение определенных требований относительно содержания и хранения вооружения, ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ;

- осуществление мероприятий по охране министра обороны Украины, начальника Генерального штаба – Главнокомандующего Вооруженными силами Украины, их первых заместителей во время выполнения ими служебных обязанностей, в том числе во время их пребывания за пределами Украины, членов иностранных делегаций во время их визита в Министерство обороны Украины и Вооруженные силы Украины;

- розыск и задержание военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы), в том числе тех, которые противоправно завладели оружием и представляют опасность для окружающих;

- розыск огнестрельного оружия, боевых припасов к нему или взрывчатых веществ, похищенных или утраченных в военных частях;

- обеспечение правопорядка и воинской дисциплины в воинских частях (подразделениях) Вооруженных сил Украины, правоохранительных органов и других военных формирований, которые направленны в другие государства;

- взаимодействие с органами внутренних дел, военными командованиями Вооруженных сил Украины, правоохранительными органами и другими военными формированиями с целью выполнения задач и функций Военной полиции.

В случае наступления особого периода, введения в Украине или в отдельных ее местностях режима военного или чрезвычайного положения на Военную полицию дополнительно возлагаются следующие задачи:

- участие в борьбе с диверсионно-разведывательными группами и незаконными военными формированиями на территории Украины;

- организация деятельности военных комендатур;

- участие в обеспечении соблюдения комендантского часа в гарнизонах;

- контроль за движением транспортных средств и перевозкой ими грузов.

На Военную полицию может быть возложено выполнение совместно с подразделениями полиции и Национальной гвардии Украины отдельных задач по охране и обеспечению общественного порядка, выявлению и пресечению уголовных правонарушений среди гражданского населения в местностях, в которых введен режим военного или чрезвычайного положения. При этом запрещается возлагать на Военную полицию любые задачи, не предусмотренные этим законом. Никакие исключительные обстоятельства, приказы или распоряжения не могут быть основанием для противоправных действий или бездействия военнослужащих и работников Военной полиции.

Возможно, теперь этому законопроекту дадут новую жизнь, а возможно, напишут новый с учетом пожеланий нового министра обороны, расширив именно антикоррупционные полномочия.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme