Создание армии ЕС: Что Украина может предложить стратегическим партнерам

Украина является признанным в мире производителем оружия и военной техники, но совместная работа над вооружением для армии Европейского Союза — это новый, значительно более высокий уровень

Создание армии ЕС: Что Украина может пре…
Фото: Defense Express

В течение трех лет между странами Европейского Союза шли дискуссии вокруг вопроса участия третьих стран в программах PESCO, и только сейчас в ЕС согласились допустить других к своим оборонным проектам. Одной из третьих стран, заинтересованных в этом сотрудничестве, является Украина.

Представитель Украины при ЕС Николай Точицкий рассказал в интервью DW, что наша страна хотела бы присоединиться к более 20 из 47 актуальных на данный момент проектов PESCO (Permanent Structured Cooperation, или Программа постоянного структурированного сотрудничества).

В частности, Киев интересует участие в платформе обмена информацией о киберугрозах и реагирования на них. Здесь Украина имеет много практического опыта, которым может делиться, в частности в противодействии кибератакам, постоянно осуществляемым на нашу страну.

Но прежде всего Украину интересует военная мобильность. Это один из крупнейших проектов PESCO, к которому присоединились все 25 государств-участников. Он должен упростить и стандартизировать перемещения войск и техники через границы стран.

Оборонные проекты, к участию в которых наконец допустили третьи страны, являются одним из двух основных составных частей PESCO (другая — оборонные бюджеты; туда пока никого постороннего не допускают). Они, в свою очередь, делятся на два типа. Первый — это разработка и создание новой военной техники или вооружений. Второй — повышение операционной готовности, например основание школы разведки Евросоюза.

Вообще PESCO называют первым шагом в направлении создания армии ЕС, или, как ее еще называют, — "военного Шенгена". И вхождение в этот процесс Украины на стартовом этапе станет очень полезным для нашего государства как в плане синхронизации своей армии с армией ЕС, так и в плане будущего вступления Украины в Евросоюз.

Однако в решении Совета ЕС отмечается, что согласие на присоединение к оборонным проектам третьим странам будет предоставляться "в исключительных случаях" и только при условии, что участие третьей страны должно дать проекту "значительную добавленную ценность". Плюс, такая страна должна помочь успешной реализации этого проекта.

Проще говоря, Украина должна предложить что-то такое, без чего сами европейцы не обойдутся. Это может быть, например, предоставление профессиональных технических, инженерных или технологических ресурсов или организационная поддержка проекта.

Кроме этого, Совет ЕС установил ряд юридических условий участия, но наш представитель при ЕС утверждает, что Украина формально соответствует этим условиям. Поэтому пока юридических препятствий для участия нашей страны в оборонных проектах ЕС нет — дело за технологиями.

В том же интервью Точицкий отметил, что прежде всего Украина хочет присоединиться к разработке и производству единой платформы бронетехники ЕС. В частности, для БМП, бронетранспортера-амфибии и легкой бронемашины.

Оно и неудивительно, ведь Украина в последние годы достигла наибольших успехов именно в производстве и модернизации бронетехники. Наши танки БМ "Оплот" признаны одними из лучших и самых современных в мире (из-за чего далеко не всем по карману, особенно в странах третьего мира), а бронетранспортеры БТР-4 "Буцефал" уверенно завоевывают внешние рынки (уже продано несколько сотен бронемашин в пять стран мира, включая США).

Но все это — реализация наработок, которые остались Украине в наследство от СССР, ведь и танки, и БТРы проектировались и изготавливались на территории Украины. В отличие от БМП (боевых машин пехоты), производство которых в СССР было сосредоточено на территории России.

Именно поэтому Украине пришлось создавать отечественную БМП, что называется, с нуля — в самом прямом смысле этого слова. Харьковское конструкторское бюро им. А. Морозова, входящее в состав госконцерна "Укроборонпром", полным ходом проводит работы по созданию боевых машин нового поколения, которые должны стать на вооружение украинской армии уже в 2020 годах.

Читайте также: Бронетехника будущего: Какой будет первая отечественная БМП для ВСУ.

Конечно, до серийного производстау отечественных БМП еще долго, но определенные наработки, которые могли бы заинтересовать европейцев, уже есть. В частности, уже разработана конструкторская документация и изготовлен опытный образец. А учитывая, что БМП-У с самого начала разрабатывалась как радикально новая и современная бронемашина, она может легко выиграть конкуренцию у европейских аналогов — в основном, не слишком успешно модернизированных моделей бронемашин (как новая чешская БМП "Шакал", которая, по информации чешской прессы, не нравится чешским и словацким военным).

Но самым большим козырем Украины в этом вопросе является то, что новая БМП-У создается по модульному принципу, а это дает возможность использования базовой платформы для целого семейства гусеничных машин. Благодаря этому на базе БМП-У будут созданы командирская, командно-штабная, разведывательная, медицинская, ремонтно-эвакуационная и другие машины.

Ну а украинская броня давно и успешно зарекомендовала себя во всем мире. Даже без учета того, что постоянно ведутся работы по ее совершенствованию, и сейчас отечественные оружейники могут предложить бронезащиту на 10-12% выше той, к которой привыкли наши иностранные партнеры.

Также Украина может предложить производственные мощности для сборки техники. Например, в том же Харькове. И не надо быть профессором экономики, чтобы понимать, что в Украине стоимость этих работ будет дешевле, чем в любой стране Евросоюза. А это положительно повлияет на себестоимость общеевропейской бронетехники.

То есть сейчас в Украине есть все для того, чтобы стать той "третьей страной", которую европейцы приобщат к своим оборонным проектам: новейшие наработки, возможность их реализации, и она отвечает юридическим требованиям. Осталось только не профукать этот шанс.

Кстати, у ЕС есть успешные примеры реализации масштабных совместных проектов. В частности, можно отметить многоцелевой истребитель четвертого поколения Typhoon ("Тайфун"), который разработан и выпускается международной компанией Eurofighter ("Еврофайтер"). Эту компанию в 1986 году создал консорциум авиационных компаний Великобритании, ФРГ, Италии и Испании.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден европейский Typhoon.

И кто знает, возможно, получив входной билет в этот закрытый европейский клуб, Украина рано или поздно получит возможность участия и в этом проекте. Учитывая наши проблемы с боевой авиацией, это было бы очень кстати.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"