Американский сокол на службе Украины: Что за истребитель F-16, который закупают ВСУ

Вооруженные силы Украины собираются закупить в США истребители пятого поколения F-16 Fighting Falcon, ударные вертолеты AH-64 Apache и противоракетные комплексы MIM-104 Patriot

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Американский сокол на службе Украины: Чт…

Так, в планах Минобороны – купить ударные вертолеты McDonnell Douglas AH-64 "Apache", самолеты General Dynamics F-16 "Fighting Falcon", зенитно-ракетные системы MIM-104 "Patriot", противотанковые ракеты "Javelin FGM-148F".

Это, по мнению ведомства, поможет заполнить пробелы в возможностях украинской армии и отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Depo.ua собрал данные об американском истребителе, который может "начать службу" в ВСУ. 

F-16 Fighting Falcon (Сокол-боец, – ред.) – это многофункциональный легкий истребитель, разработанный компанией General Dynamics в США (впоследствии продала авиастроительный бизнес американской компании Lockheed Martin).

F-16 разрабатывался с целью дополнить будущий F-15 более легким и дешевым самолетом для завоевания превосходства в воздухе с выполнением маневров при перегрузке 9 g. Концепция требовала высоких маневренных характеристик и возможности атаковать наземные цели. В отличие от F-15, от этого самолета изначально не требовалось всепогодности и возможности использования ракет "воздух-воздух" средней дальности, однако впоследствии, после модернизаций, он приобрел эти функции.

Разработка F-16 началась в 1972 году, в 1974-м первый прототип поднялся в воздух, а в январе 1978-го года данная модель была принята на вооружение ВВС США. Сегодня он выпускается в двух вариантах: одноместный – F-16A, F-16C и F-16E, и двухместный F-16B, F-16D и F-16F.

 

 

F-16 является монопланом со среднерасположенным крылом и одним двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Он имеет цельнометаллический фюзеляж типа полумонококк с однокилевым хвостовым "оперением". Плавное сопряжение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция самолета на 78,3 % выполнена из алюминиевых сплавов.

F-16 был первым серийным намеренно спроектированным аэродинамически неустойчивым самолетом. Это добавляет ему маневренности на сверхзвуковых скоростях.

 

 

Главной особенностью самолета F-16 является программа их ступенчатой модернизации, благодаря которой все ранее выпущенные машины могут улучшаться путем замены отдельных блоков на более современные.

"Начинка"

F-16 имеет электродистанционную систему управления самолетом с четырехкратным резервированием. На самолетах используется оптоволоконная шина передачи данных.

"Боевой Сокол" оборудован средствами снижения заметности (металлизированный фонарь кабины с внутренней стороны, плюс применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухосборников).

На современных версиях F-16 установлена радиолокационная станция (РЛС) AESA Northrop Grumman AN/APG-83 SABRE с активной фазовой решеткой и возможностью следить за 20 целями на земле и в воздухе.

F-16 оборудован подвесными контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN (навигационный контейнер AN/AAQ-13, прицельный – AN/AAQ-13), цифровой системой управления полетом и системой автоматического следования рельефу местности и новым устройством предупреждения облучения AN/ALR-56M.

Вместе с тем, встроенная в корпус электронно-оптическая станция позволяет использовать высокоточное оружие без подвесных контейнеров, а также интегрировали станцию РЭБ с активными помехами AN/ALQ-165.

На последних версиях F-16 установлен радар V9 с возможностью картографирования, а также установлены дополнительные баки на фюзеляже.

Особенностью кабины является монолитный выпуклый купол, который позволяет пилоту иметь угол обзора 360 градусов. Также кабина оборудована боковой ручкой управления, откидным креслом для снижения влияния перегрузок на летчика и регенеративной системой кондиционирования и наддува.

 

 

Катапультированное кресло фирмы McDonnell Douglas ACESII обеспечивает возможность экстренно покинуть самолет на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на высотах до 15000 метров.

На первых моделях использовались двухконтурные форсированные турбореактивные двигатели Pratt & Whitney F100-PW-200 с тягой 6655 кгс, а на форсаже – 10810 кгс. Однако последние модели уже оборудованы более современным и более мощным двигателем F110-GE-132 с форсажной тягой 14750 кгс.

Вооружение

Вооружение самолета F-16 Fighting Falcon включает встроенную шестиствольную авиационную пушку Дженерал Электрик М61-А-1 (6000 выстрелов в минуту, 511 патронов) и до шести управляемых ракет ближнего боя AIM-9L/M/P Sidewinder, или AIM-132 ASRAAM.

В варианте истребителя-бомбардировщика F-16 может нести управляемые ракеты класса "воздух-поверхность", а также управляемые бомбы с лазерной и оптоэлектронной системами наведения, обычные бомбы Mk.82, Mk.83 и Mk.84.

Отдельные модификации F-16 могут нести управляемые ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности AIM-7 Sparrow. Возможно использование управляемых ракет класса "воздух-поверхность" AGM‑65A/B/D Maverick.

Некоторые самолеты получили возможность использовать противорадиолокационные ракеты AGM-88B HARM, для управления ими дополнительно подвешивается контейнер AN/ASQ-213 HTS.

 

 

Использование

Благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, F-16 пользуется успехом на международном рынке вооружений, находясь на вооружении 26 стран. F-16 является самым массовым истребителем четвертого поколения – на 2016-й год эксплуатируется более 2,5 тысяч единиц.

По последним данным, на вооружении ВВС США находится 1211 единиц F-16, из которых лишь 950 находятся на боевом дежурстве (почти половина всех истребителей страны). Планируется, что он будет оставаться на вооружении до 2025-го года, после чего будет заменен на истребитель пятого поколения F-35 Lightning II.

При этом новые самолеты этой марки на вооружение ВВС США больше не поступают. По состоянию на сегодня F-16 производится только на экспорт.

Крупнейшим иностранным оператором F-16 является Израиль, который имеет 309 самолетов различных модификаций. Далее идут Турция (213, производит часть самолетов у себя по лицензии), Южная Корея (164), Бельгия (160), Египет (157), Тайвань (146), Греция (100), Нидерланды (87), ОАЭ (80), Норвегия (74), Сингапур (60), Таиланд (50), Дания (48), Польша (48), Иордания (47), Пакистан (47), Чили (46), Португалия (45), Италия (34, все в лизинге), Марокко (24), Бахрейн (21), Венесуэла (21), Индонезия (12) и Оман (12).

В июле 2018-го года правительство Словакии приняло решение приобрести F-16 последней модификации (Block 70/72) на замену существующего парка МиГ-29. Словаки планируют приобрести 14 самолетов новейшей модификации на общую сумму 2,91 млрд долларов (почти 208 млн за единицу).

 Первые из них планируется поставить в 2023-м году.

 

Кстати, Словакия выбрала новые F-16, предоставив им преимущество над шведскими самолетами JAS 39 Gripen, назвав американские истребитеди более современными.

 

 

Стоимость

Стоимость базовой комплектации самолета F-16 Fighting Falcon составляет около 50 млн долларов за единицу, что в два раза меньше стоимости F-15SE Silent Eagle. Однако, это цена собственно самолета. А особенность перехода страны на новый тип реактивных истребителей обусловлена тем, что в цену первой партии самолетов закладывается также много необходимых сопутствующих услуг, таких как: доставка самолетов, обучение персонала, техническое обслуживание, комплекты вооружения и тому подобное.

Как видим выше, соседняя Словакия планирует заплатить почти 208 млн за самолет. При этом, правительство страны уверяет, что предложение США на партию из 14 самолетов было дешевле шведского JAS 39 Gripen, базовая стоимость которых составляет 30-60 млн долларов за штуку.

Хотя, как мы уже писали, цена не является определяющим фактором при выборе реактивных истребителей. В значительной степени решение отдельно взятой страны зависит от офсетных программ, которые могут предложить компании-производители, а также от геополитической конъюнктуры.

Почему этот вариант может быть удачным для Украины

Как всегда, здесь есть несколько моментов. Во-первых, успешный боевой опыт. Согласно официальной информации ВВС США и НАТО, их F-16 одержали в общей сложности 8 воздушных побед – все в Ираке и на Балканах. Кроме того, согласно официальной информации ВВС Израиля, израильскими F-16 было одержано около 40 воздушных побед над самолетами ВВС Сирии. Таким образом, общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из США, Израиля и стран НАТО составляет почти 50 самолетов. Для нас здесь главным является то, что эти самолеты отлично зарекомендовали себя в воздушных дуэлях с российскими Су-шками и МиГ-ами. Кстати, именно истребитель F-16 ВПС Турции сбил российский бомбардировщик Су-24 на турецко-сирийской границе 24 ноября 2015-го года.

 

 

Во-вторых, закупка и использование американских боевых самолетов еще больше сблизили бы Украину и США в области военного сотрудничества. А для нас в нынешней ситуации близость к США автоматически означает удаленность от России.

В-третьих, теоретическая возможность изготавливать часть оборудования для самолетов в Украине. Американцы хоть и не всем подряд, но все же раздают такие привилегии по индивидуальной договоренности. В частности, США пошли на уступки Израилю и позволили ему заменить примерно 50% бортового оборудования на израильские аналоги. А Турция вообще выбила себе право самой производить для себя F-16 по лицензии. Научно-технический потенциал Украины также мог бы быть задействован в этой сфере, если бы ВСУ имели на вооружении "Боевых соколов". Также нельзя исключать в таком случае и совместных украино-американских разработок.

В-четвертых, очень привлекательной и перспективной выглядит программа ступенчатой модернизации самолетов F-16, благодаря которой приобретенные машины в дальнейшем смогут улучшаться путем замены отдельных блоков на более современные. В том числе, украинского производства.

Конечно, несколько настораживает возраст марки самолета F-16 – в этом аспекте западно-европейские варианты выглядят более привлекательно. Но это лишь на первый взгляд. Благодаря той же программе ступенчатой модернизации современные версии F-16 не имеют с первыми моделями почти ничего общего – разве что дизайн и название.

Но есть и ряд негативных нюансов. Прежде всего это подготовка летного состава и обслуживающего персонала для обслуживания самолетов F-16 всех модификаций занимает несколько лет, что по современным меркам очень много. В то же время подготовка для JAS 39 Gripen и Typhoon займет около 6 месяцев. 

Кроме этого маловероятной выглядит идея создания логистического хаба для F-16 в Украине, поскольку США имеют достаточное количество военных баз по всей Европе, плюс базу обслуживания F-16 в Турции. А с другой стороны, сотрудничество с американцами в военно-воздушной сфере может в перспективе побудить США создать военную базу в Украине.

 

 

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme