Двигатель "Сагайдачного". Почему сломался фрегат, который ремонтировало предприятие Порошенко

Фрегат Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины "Гетман Сагайдачный" сломался вскоре после ремонта. Военная прокуратура пошла в суд

Двигатель "Сагайдачного". Почему сломалс…

Довольно интересная история разворачивается вокруг флагмана ВМС Украины фрегата "Гетман Сагайдачный". После ремонта, который проводило предприятие "Ленинская кузница", из строя вышел дизельный двигатель. Военная прокуратура обратилась в суд с требованием взыскать с подрядчика штраф на сумму 668 тысяч гривен.

Ситуация, на первый взгляд, будничная. Если бы не одно но: пакет из 83% акций Завода "Ленинская кузница" имеет "Закрытый недиверсифицированный корпоративный инвестиционный фонд "Прайм Эссетс Кэпитал" президента Украины Петра Порошенко, еще 11,5% принадлежит ПАО "ЗНКИФ "ВИК" нардепа Игоря Кононенко, пишут "Наши Деньги". Что, безусловно, становится поводом для шумихи и обвинения в очередном "предательстве", фундамент которой найти не трудно. "Ленинская кузница" не имеет успешного опыта ремонта кораблей такого калибра - у нас всего один фрегат. Более того, стоит хотя бы вспомнить историю с бронекатерами "Гюрза-М", испытания которых продолжались более 8 месяцев на одесском судоремонтном заводе. Их планировали торжественно принять в состав флота год назад на День ВМСУ, 3-го июля. Принять то приняли, они получили названия "Аккерман" и "Бердянск", но успешно прошли испытания лишь за четыре месяца - в конце осени-начале зимы, - присоединившись к силам постоянной боевой готовности ВМС Украины.

Впрочем, 11 марта войсковая часть А0456 (Одесса) по результатам тендера заказала "Ленинской кузнице" ремонтных услуг на 14,50 млн грн. Сообщается об этом в системе "Прозорро". Цена сделки получилась дешевле ожидаемой стоимости, которая составляла 14,89 млн гривен. "Кузница" выиграла тендер у единственного конкурента - ООО "Николаевская судостроительная верфь" еще в феврале. 2017-го.

Как сообщало издание "Думская", 24 января "Ленинская кузница" заключила соглашение с ПАО "Ильичевский судоремонтный завод", согласно которому будет ремонтировать военные корабли на производственных мощностях предприятия в Черноморске за 10% от стоимости тендера. Дело в том, что мощности "Ленинской кузницы" находятся в Киеве, поэтому у многих людей, не сильно знакомых с делом, возникло подозрение, что "Гетман Сагайдачный" с Черного моря везли в столицу. Попасть же в Киев он мог исключительно воздушным путем. Глубина Днепра не позволяет проплыть военному кораблю, а в городе также нет раздвижных мостов.

Сайт "Корабелов.Инфо" писал в марте, что представители "Ленинской кузницы" приезжали на ПАО "Николаевский судостроительный завод "Океан", чтобы вести переговоры о возможности ремонта фрегата в сухом доке. Однако, все движимое и недвижимое имущество "Океана" арестовано, поскольку предприятие обанкротилось в конце 2015-го года. "Гетман Сагайдачный" проходил в Черноморске, о чем рапортовала "Думская".

Фото: "Думская"

В общем, в 2017-м году было предусмотрено 91 млн гривен на ремонт фрегата по программе "Развития вооружения и военной техники Вооруженных сил". Возрастет ли эта сумма, пока неизвестно. Но уже сейчас можно констатировать, что 14,5 млн, которые заработала "Ленинская кузница", не последние деньги.

У многих людей, знакомых с делом, возникал вопрос, почему флагманом ВМС не занимался Николаевский "Судостроительный завод имени 61 Коммунара", в акватории которого длительное время находится ракетный крейсер 1164, шифр "Атлант" (бывший ракетный крейсер "Украина"), который должны демилитиразировать. Завод ранее уже совершал ремонт и техобслуживание судов, в частности, фрегата "Гетман Сагайдачный", ракетного катера "Прилуки", десантного катера "Сватово", используя металлопродукцию со склада предприятия. Однако, в декабре 2016-го года было начато досудебное расследование, поскольку госпредприятие документально оформляло металлопродукцию не как свою, а как приобретенную у двух предприятий по результатам тендерных торгов. Растрату оценили в 1,3 млн гривен.

В последний раз "Гетман Сагайдачный" проходил доковый ремонт в 2012 году. Тогда этим занимался "Севастопольский морской завод", который также принадлежал до оккупации Петру Порошенко.

В 2014-м году он становился на ремонт в Одесском порту, где ему ремонтировали один из узлов специалисты Одесской "Судоверфи".

Несмотря на то, что "Гетман Сагайдачный" остается флагманом ВМС и участвовал в таких операциях, как "Активные усилия" в Средиземном море в 2008-м году и "Океанский щит" НАТО по противодействию пиратству в 2013-м, он является старым кораблем, который спущен на воду аж в 1992-м году. Нам всем известно, каким было отношение к армии до начала войны, в частности к флоту. Впрочем, старость фрегата не снимает ответственности за некачественный ремонт, причину которого пока, без фактов, оценить невозможно. Кто виновен в этой истории и какова перспектива "Гетмана Сагайдачного" на фоне реформ украинского флота - покажет лишь время.

Не стоит забывать, что по словам екс-командующего ВМС Украины вице-адмирала Сергея Гайдука, до 2020 года за счет строительства около 30 новых кораблей, вспомогательных судов и катеров должно быть создано ядро национального флота в составе уже 66 боевых и вспомогательных единиц, способных решать боевые задачи по защите интересов государства на море.

В интервью Defense Express Гайдук еще в феврале 2016-го рассказывал, что основу ВМС Украины должны составлять новые корветы проекта 58250, ракетные катера типа "Лань", малые бронированные артиллерийские катера типа "Гюрза-М" ("Аккерман" и "Бердянск" уже вошли в состав ВМС), десантно-штурмовые катера типа "Кентавр".

Но на каких мощностях будет реализована реформа, если у нас фрегат после ремонта ломается?

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme