Реформы на воде. Меняется ли на самом деле украинский флот

Украина собирается строить "москитный флот", однако, сдвинулись ли с места реформы на самом деле

Реформы на воде. Меняется ли на самом де…

На момент начала "крымской весны" 2014 года ВМС Украины имели устаревшие лодки, которые вряд ли смогли бы вести серьезные боевые действия на море. У нас была одна крайне устаревшая подводная лодка "Запорожье", фрегат - флагман ВМС "Гетман Сагайдачный", 2 малых противолодочных корабля "Луцк" и "Тернополь", 1 сторожевой корабль "Винница", 1 малый противолодочный корабль "Хмельницкий", 2 ракетных катера "Приднепровье" и "Прилуки", 3 тральщика "Чернигов", "Черкассы", "Геническ", 2 десантных корабля "Константин Ольшанский" и "Кировоград"...

Морская авиация насчитывала 5 противолодочных самолетов-амфибий Бе-12 (еще 3 были на хранении), 7 транспортных самолетов (1 Ан-2, 2 Ан-26, 4 Ан-72), 8 противолодочных вертолетов (5 Ка-27ПЛ, 3 Ми-14ПЛ), 3 многоцелевых вертолета Ка-29 (еще 1 был на хранении), 2 спасательных вертолета Ка-27ПС и Ми-14ПС).

Береговые войска состояли из 1-го батальона морской пехоты, 36-ой механизированной бригады береговой обороны (39 танков Т-64БВ, 75 БМП-2, по 50 БТР-70 и 50 БТР-80, 12 САУ 2С1, по 18 орудий полевой артиллерии Д-30 и 2А36, 24 миномета 2С12, 18 РСЗО БМ-21) и 25-го дивизиона береговой обороны — 2 ПУ ПКРК "Рубеж".
В первые дни противостояния заблокировали украинские корабли на базах в Крыму. Также "зеленые человечки" заблокировали штаб ВМС.

После официального присоединения Крыма к России 18 марта напряжение вокруг украинского флота резко возросло.

До 21 марта практически все украинские корабли были захвачены или сдались добровольно, в строю осталось только шесть кораблей: в Севастополе - корабль управления "Славутич" и пять - на озере Донузлав. Тогда же украинские корабли попытались вырваться из Донузлава, но безуспешно. 22 марта российские войска захватили "Винницу" и "Славутич", а "Чернигов" и "Кировоград" сдались сами.

Сначала все корабли были включены в состав российского флота, однако позже начались переговоры, российская сторона согласилась вернуть некоторые. 11 апреля Украина получила назад ракетный катер "Прилуки" и танкер "Фастов". К 3 июня были возвращены 35 кораблей, после чего Россия прекратила этот процесс. В Крыму на сегодня остается целый ряд кораблей, в частности "Константин Ольшанский", "Тернополь", "Хмельницкий", "Луцк" и "Приднепровье". Россияне возвращать их не собираются, используют из них детали для собственных кораблей.

После аннексии Крыма наш флот по сути остался разделен из-за перекрытия Керченского перешейка. Часть кораблей стоит в Азовском море, часть, включительно с "Гетманом Сагайдачным", в Черном.

Керченский отряд морской охраны перебазировался в Бердянск на Азовское море в составе двух пограничных сторожевых кораблей проекта "Тарантул" (артиллерийское - АК-176, зенитно-ракетное - "Стрела-3", а также протикорабельное - ракеты П-15 "Термит" - вооружение) и 10-ти небольших катеров проекта "Гриф" (имеет на вооружении 14,5 пулеметную установку и "Утес") и "Калкан". Также в Бердянске ныне дислоцируется 501-й отдельный батальон морской пехоты, который входит в состав 36-й бригады и выполняет боевое задание в зоне АТО по обороне рубежей в районе поселков Широкино и Лебединское. В августе 2014-го отряд перебазировался в порт Мариуполь. Катера Мариупольского отряда морской охраны, в количестве более 10 единиц, выполняли задачи по охране побережья, мониторингу надводной обстановки и охране рейдов портов Мариуполя, Бердянска и Геническа. Командованием отряда в то время было заявлено о создании "семи украинских корабельно-катерных тактических групп для охраны морских рубежей Украины в Азовском море, борьбе с диверсантами и террористами". Сейчас в Мариуполе базируется 701-й батальон морпехов.

В настоящее время функционируют две базы: Западная военно-морская база в Одессе, в Очакове, и создается Азовская военно-морская база в Бердянске.

По словам Заместителя начальника штаба командования ВМС ВС Украины капитана 1-го ранга Андрея Рыженко, в течение 2014-2015 года была полностью переработана Стратегия Национальной Безопасности и Военная Доктрина Украины, которые определили важность защиты интересов Украины с морского направления и поставили новые задачи ВМС ВС Украины. С 2014 года ВМС ВС Украины значительно нарастили войска береговой обороны, что позволило создать рубеж защиты побережья и выполнять задачи АТО по обороне Мариуполя. В 2016 году первые подразделения береговой обороны были передислоцированы в пункты постоянной дислокации на побережье Азовского моря. Кроме того, была поднята морская авиация, которая ежедневно выполняет боевые задачи. Также в ВМС Украины была восстановлена система подготовки и военного образования личного состава всех категорий тактического звена. Понятно, что самой большой проблемой остаются боевые возможности надводных сил ВМС ВС Украины. Поэтому актуальным является реформа и диалог по созданию "москитного флота". Как пример часто берут Швецию. По словам экс-командующего ВМС Украины вице-адмирала Сергея Гайдука, до 2020 года за счет строительства около 30 новых кораблей, вспомогательных судов и катеров должно быть создано ядро национального флота в составе уже 66 боевых и вспомогательных единиц, способных решать боевые задачи по защите интересов государства на море.

В интервью Defense Express Гайдук еще в феврале 2016-го рассказывал, что основу ВМС Украины должны составлять новые корветы проекта 58250, ракетные катера типа "Лань", малые бронированные артиллерийские катера типа "Гюрза-М" ("Аккерман" и "Бердянск" уже вошли в состав ВМС), десантно-штурмовые катера типа "Кентавр".

Разговор о том, чтобы профинансировать достройку корвета, стоимостью в 1 млрд гривен, уже ведется. Кроме этого, в прошлом году были спущены на воду и приняты в состав флота бронекатера "Гюрза-М" от "Ленинской кузницы", испытания которых продолжались 8 месяцев. Впрочем, как планировалось, ко дню ВМС, 3-го июля, на воду спустить не удалось. Сделали это только через четыре месяца.

"Гюрза-М" - предназначен для защиты портов, баз, дельт рек и поддержки высадки и действий морской пехоты на берегу. Вооружен 120-мм ПТРК "Фагот", 130-мм ПТРК "Барьер", 30-мм пушкой 2А42, пулеметом... Продолжается проработка проекта ракетного катера "Лань – М", который будет иметь ударное ракетное и противолодочное вооружение, артиллерию 76 мм, зенитно-ракетный комплекс малой дальности. Ориентировочная стоимость – до 50 млн. долл. США. Катер имеет практически вооружение корвета, но стоит в 5 раз меньше (правда по показателям автономности и дальности плавания уступает корвету) . По словам командующего ВМС ВС Украины вице-адмирала Игоря Воронченко, строительство еще двух малых бронированных артиллерийских катеров завершится накануне Дня Военно-Морских Сил, а в августе ожидается, что наши моряки получат еще два катера этого типа. До конца года флот также усилят два десантно-штурмовые катера "Кентавр" и судно специального назначения. Строительство малотоннажных катеров для отечественных ВМС стоит в разы дешевле, и их гораздо быстрее можно поставить в строй, чем реализовать долгосрочные проекты по построению крупных надводных кораблей. Примерная сметная стоимость строительства одного такого катера составляет почти 150 млн грн. В зависимости от водоизмещения и оснащения эта сумма может меняться. Зато средняя цена строительства корвета по европейским меркам достигает 250-300 млн долларов США. Отметим, что кроме строительства новых кораблей, наши ВМС пытаются оставить в строю и старые. Фрегат "Гетман Сагайдачный" не так давно стал на доковый ремонт, который проводила "Ленинская кузница", принадлежащая президенту Петру Порошенко, в Черноморске. Последний раз "Гетман Сагайдачный" проходил доковый ремонт в 2012 году. Тогда этим занимался "Севастопольский морской завод", который также принадлежал до оккупации Петру Порошенко. В 2014-м году он становился на ремонт в Одесском порту, где ему ремонтировали один из узлов специалисты Одесской "Судоверфи". После ремонта от "кузницы", у "Гетмана Сагайдачного" сломался дизельный двигатель. Военная прокуратура начала расследование и обратилась в суд с требованием взыскать с подрядчика штраф на сумму 668 тысяч гривен. В целом ремонт обошелся в 14,5 млн гривен. В целом же в 2017-м году было предусмотрено 91 млн гривен на ремонт фрегата по программе "Развитие вооружения и военной техники Вооруженных сил". Кроме этого, стоит отметить, что через год подходит к концу срок эксплуатации "Сагайдачного" - ему исполнится 26 лет с того момента, как его спустили на воду, и 25 лет с ввода в эксплуатацию.

Также произошла не очень приятная ситуация в Николаеве, где в доке загорелось судно ВМС "Нетишин" - его тоже ремонтировали. Отсюда возникают опасения, что реформы и программы - это хорошо. Выделенные деньги - тоже. Но качество, с которым строятся корабли отечественными предприятиями, и даже ремонтируются-начинает немножко пугать.

Впрочем, есть и позитивные новости. Так, корабли НАТО, а именно 30-метровые патрульные катера класса "Айленд" из состава Береговой охраны США должны войти в состав ВМС Украины в нынешнем году.

Боевые корабли ВМС Украины

Сейчас наши ВМС имеют в своем распоряжении фрегат "Гетман Сагайдачный", корвет 1124М "Винница" (оба базируются в Одессе), средний десантный корабль Юрий Олефиренко (Очаков), ракетный катер "Прилуки" (Одесса), артиллерийские катера "Скадовск", "Ровно", АК-02, АК-03, артиллерийские катера "Гюрза-М" "Бердянск" и "Аккерман", десантный катер "Сватово", тральщик "Геническ".

Сколько денег на флот

Имеющийся ресурс до 2020 года (около 8 млрд грн) позволяет пополнить боевой состав ВМС ВС Украины около 30 единицами "москитного флота".

Указанной суммы хватит только для завершения строительства одного корвета 58250.

Система управления

Приоритетной стороной реформ является трансформация системы управления. На стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

Должны быть созданы две вертикали управления: подготовки сил и проведения операций.

Важным является способность командующих видов, которые отвечают за развитие и боевую готовность войск, иметь необходимое влияние в вопросах развития и контроль соответствующих ресурсов, для чего он должен находиться с соответствующим аппаратом в Киеве, рядом с Министерством Обороны (МО) и Генеральным Штабом (ГШ).

Важным также является делегирование полномочий принятия решений и использования ресурсов командирам тактических и оперативных звеньев с одновременной передачей ответственности.

Планируется сокращение численности органов управления ( в первую очередь штаба ВМС), снижение штатных категорий военнослужащих штабов, комплектование отдельных (административных) должностей старшинским составом (по практике НАТО – до 10% от общей численности штаба). Это позволит перераспределить средства в интересах боевых подразделений и поднять их боевую способность и престижность.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme