Падение Су-27 под Винницей: Почему произошла трагедия

Уже не впервые в Украине с военными истебителями Су-27 происходят авиакатастрофы, но в этот раз обстоятельства сложились весьма специфические

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Падение Су-27 под Винницей: Почему произ…

Все фото – 831-я бригада тактической авиации

Страшная новость пришла вчера из Винницкой области: возле села Пагурцы Хмельницкого района упал военный самолет, среди обломков которого были обнаружены тела двух погибших людей.

Впоследствии стало известно, что имела место авиакатастрофа истребителя Су-27УБ Воздушных сил ВСУ, которая произошла во время выполнения учебно-боевого полета в пределах многонациональных авиационных учений "Чистое небо-2018" в районе поселка Уланов (между населенными пунктами Бердичев и Хмельник).

Давайте для начала поймем, что это за самолет.

Су-27 (кодовое обозначение НАТО – "Flanker") – это советский, а затем российский тяжелый многоцелевой високоманевренный всепогодный истребитель четвертого поколения. Разработан он был в ОКБ Сухого и в 1982 году принят на вооружение советских ВВС. По состоянию на сегодня эта модель истребителя снята с производства, однако уже выпущенные самолеты эксплуатируется в 14-ти странах мира – в основном это страны бывшего соцлагеря.

В Украине самолет Су-27 совместно с самолетом МиГ-29 является основным самолетом истребительной авиации отечественных ВВС и используется для борьбы с самолетами, вертолетами и крылатыми ракетами противника в воздухе, а также поражения наземных (морских) объектов.

Читайте также: Пролонгация хлама: Что даст Украине модернизация старых МиГ-29.

После распада СССР, имевшего 513 машин этого типа, Украина получила 67 самолетов Су-27 разных модификаций, однако до 2017 года в силу разных причин и обстоятельств "дожили" только 35 единиц.

Места дислокации Су-27 в Воздушных силах Украины:

- 39-я бригада тактической авиации – Озерное, Житомирская обл.

- 831-я бригада тактической авиации – Миргород, Полтавская обл. (именно этой бригаде принадлежал разбившийся самолет).

Что касается непосредственно Су-27УБ (он же "Flanker-C" по классификации НАТО), то это двухместная учебно-боевая модификация боевого истребителя Су-27, которая серийно выпускается с 1986 года.

Если говорить об Украине, то Су-27УБ имеет довольно неоднозначную историю: 24 июля 2002 года во время выполнения демонстрационного полета на аэродроме совместного базирования "Львов" произошла авиакатастрофа, более известная как Скниловская трагедия. Тогда самолет Су-27УБ врезался в толпу людей, собравшуюся на аэродроме наблюдать за авиашоу, в результате чего погибли 77 человек.

Но и Скниловская трагедия была не первой авиакатастрофой самолетов этого типа. Еще раньше, 24 апреля 1992 года, Су-27УБ разбился во время показательного выступления в Миргороде. Тогда причиной была названа ошибка пилотов, один из которых погиб, а другой успешно катапультировался. К счастью, тогда обошлось без жертв среди гражданского населения.

Однако ради справедливости стоит отметить, что разбиваются они не только в Украине. За все время в мире зафиксированы 28 авиакатастроф Су-27УБ, большинство из которых приходятся на самолеты ВВС России.

Тем не менее трагедия произошла, и стоит попробовать разобраться в обстоятельствах, которые могли к ней привести.

Через несколько часов после первой новости об авиакатастрофе появилась некоторые подробности. В частности, стало известно, что в результате падения самолета ПС ВСУ Су-27УБ погиб военный летчик 1-го класса полковник Иван Петренко, который принимал участие в совместных полетах украинских авиаторов и готовил летный состав. В момент трагедии полковник Петренко отводил самолет от жилых домов... Эту информацию сообщил благотворительный фонд "Вернись живым" на своей странице в Facebook.

Вместе с полковником Петренко погиб военнослужащий Нацгвардии США (US National Guard). Это подтвердили также и в ВВС США.

Другие источники сообщают, что полковник Иван Петренко был заместителем командира по авиации и заместителем главы военного Воздушного командования "Восток".

По информации "Вернись живым", потерпевший крушение истребитель Су-27УБ был технически исправен и проходил капитальный ремонт несколько месяцев назад. Эту информацию также подтвердили и официальные источники.

"Этот самолет во время учений "Чистое небо-2018" принимал непосредственное участие, почти ежедневно выполнял полеты, и то, что самолет был неисправен или были какие-то неполадки, такого факта не было... Сегодня он совершал облет района выполнения задач", – сообщил для СМИ представитель командования.

Между тем Depo.ua удалось найти статью из журнала "Flight" за февраль 1999 года, в которой американский пилот делится впечатлениями от полета на Су-27УБ совместно с российским коллегой.

"Это звучит так странно: два пилота, имея очень ограниченные возможности в устном общении, будучи еще пару часов назад чужаками, сели в две разные кабины очень сложного истребителя, который для одного из них является совершенно незнакомым, с намерением лететь вместе", – отметил американец.

Он также назвал основные отличия данного самолета от американских аналогов и неудобства, которые эти различия вызывают у неподготовленных пилотов.

"В отличие от самолетов, на которых большинство из нас привыкли летать и на которых символ на приборе неподвижный, а искусственный горизонт движется, авиагоризонт Су-27 устроен иначе: искусственный горизонт неподвижен, а символ самолета движется. В наших приборах искусственный горизонт всегда остается параллельным к истинному горизонту. Если мы делаем в облаках крен 30 градусов к искусственному горизонту, то, выйдя из облака, мы имеем крен 30 градусов как к искусственному, так и истинному. На Су-27 же, как и на других российских самолетах, искусственный горизонт зафиксирован относительно планера, а символ движется. Выйдя из облака с креном в 30 градусов, пилот обнаружит, что искусственный горизонт находится под углом в 30 градусов к истинному, а символ самолета под углом 30 градусов - к искусственному. Это помещает символ самолета на приборе под углом в 60 градусов к истинному горизонту. При наклоне в 90 градусов символ переворачивается по отношению к истинному горизонту. По моему мнению, это не лучший метод поддержания пространственной ориентации", – отмечал американец.

Также американский пилот акцентировал внимание, что в Су-27УБ реакция самолета на движение ручки управления несколько замедленная в сравнении с американскими самолетами.

Мы не просто так приводим эту информацию – на наш взгляд, она многое объясняет. Ведь логично предположить, что во время военных учений в одну кабину американского пилота и украинского опытного аса с навыками летного инструктора посадили не для того, чтобы показать гостю из США панорамные пейзажи украинского Подолья. В той или иной степени американец должен был бы участвовать в управлении самолетом, ведь на то они и учения.

Также, учитывая информацию о полной исправности данного самолета, с трудом верится в то, что украинский военный летчик 1-го класса в звании полковника, который ранее неоднократно принимал участие в совместных полетах украинских авиаторов и готовил летный состав, мог не справиться с управлением самолета, которое знал как свои пять пальцев.

Скорее верится в то, что во время выполнения одного из учебных элементов не справился с управлением непривычной для себя 24-тонной боевой машины американец, а украинский пилот пытался спасти ситуацию, но сумел лишь отвести самолет от жилых домов.

Но, повторюсь, это лишь предположения, основанные на общедоступной информации и логике. Как было на самом деле – выяснит соответствующая международная комиссия, отчет которой наверняка будет обнародован. А пока советуем посмотреть интересное видео, опубликованное несколько дней назад.

Читайте также: "Чистое небо-2018": Как украинская и американская авиация будет пугать Россию.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme