Переосмысление Нацбезопасности: Как с новым законом об СБУ нам могут скормить амнистию для боевиков

Все идет к тому, что боевики "Л-ДНР" все же получат амнистию от власти президента Зеленского – если не напрямую, то через скрытые в новом законе "О Службе безопасности Украины" щели

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Переосмысление Нацбезопасности: Как с но…

Президент Украины Владимир Зеленский 10 марта внес в Верховную Раду законопроект №3196 о внесении изменений в закон Украины "О Службе безопасности Украины" относительно совершенствования организационно-правовых основ деятельности СБУ. На сайте парламента проект закона обозначен как неотложный.

Ранее пресс-служба СБУ заявила, что документ предусматривает ряд изменений в работе ведомства, в том числе демилитаризацию, отказ от "несвойственных специальным государственным органам функций", оптимизацию кадрового состава и внедрение гибкой структуры СБУ. Также законопроектом предлагается расширить вектор контрразведывательной работы и усовершенствовать сотрудничество со спецслужбами других стран.

Depo.ua попытался разобраться, как именно данный законопроект изменит деятельность главной спецслужбы страны.

Читайте также: Закон о Нацгвардии: Как Зеленский собирается подчинить себе силовиков.

 

В пояснительной записке указывается, что целью закона является "повышение институциональной способности Службы безопасности Украины по обеспечению государственной безопасности и приведение законодательства Украины, регулирующее деятельность Службы безопасности Украины, в соответствие с современными вызовами, потенциальными и реальными угрозами государственной безопасности Украины; стратегическими и концептуальными документами по вопросам развития сектора безопасности и обороны, реформирования системы правоохранительных органов; рекомендациями международных и европейских партнеров Украины по вопросам реформирования специальных служб внутренней безопасности".

Ожидается, что реализация проекта будет способствовать:

- приведению законодательства Украины по вопросам деятельности Службы безопасности Украины в соответствие со стратегическими направлениями реформирования сектора безопасности и обороны государства;

- созданию динамичной, укомплектованной высокопрофессиональными специалистами, обеспеченной современными материальными и техническими средствами специальной службы, способной своевременно выявлять и нейтрализовывать угрозы государственной безопасности, эффективно защищать государственный суверенитет, конституционный строй и территориальную целостность Украины с неукоснительным соблюдением фундаментальных прав и свобод человека.

Чтобы узнать, какие именно изменения будут в СБУ, давайте рассмотрим текст закона подробнее. Вообще, этот закон по своей структуре является довольно специфическим, по сути, сборником выдержек изменений и дополнений из десятков других законов и кодексов Украины.

В частности, в новом законе предусмотрена административная ответственность в виде "штрафа от пятнадцати до двадцати необлагаемых минимумов" за "невыполнение законных требований должностных лиц Службы безопасности Украины или воспрепятствование осуществлению Службой безопасности Украины определенных законом функций или полномочий". В действующей версии закона "Об СБУ" такой нормы нет. Это изменение предлагается реализовать через изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. В Уголовном кодексе Украины предлагается в статье 114-1 "Препятствование законной деятельности Вооруженных сил Украины и других военных формирований" (наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет) добавить "Службу безопасности Украины", однако с примечанием "в особый период".

Также бросается в глаза, что слово "Контрабанда" в новой редакции заменено на "Незаконное перемещение через таможенную границу Украины культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия и его частей, боеприпасов, а также специальных технических средств негласного получения информации".

В Уголовный процессуальный кодекс Украины предлагается добавить в статью 216 следующий абзац: "Генеральный прокурор или его уполномоченный заместитель по представлению председателя Службы безопасности Украины или его заместитель своим постановлением может отнести уголовное производство в преступлениях к подследственности следователей органов безопасности, если соответствующее преступление представляет угрозу государственной безопасности Украины".

Вместе с тем, изменениями к Закону Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" предлагается лишить контрразведку СБУ и военную контрразведку права осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Серьезные изменения касаются Закона Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью". В нем по тексту "специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины" предлагается заменить на "уполномоченные оперативные подразделения Службы безопасности Украины". То есть, изменения предусматривают больше ручного управления ведомством.

Также из статьи 16 действующей редакции этого закона исключен следующий пункт:

6. Территориальные органы Национальной полиции и Службы безопасности Украины (в рамках ведомств) обязаны передавать соответствующим специальным подразделениям оперативную информацию, документы и другие материалы, связанные с организованной преступностью, а также уголовные производства через соответствующего прокурора по письменному требованию специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью. Руководители территориальных органов Национальной полиции, Службы безопасности Украины обеспечивают взаимодействие со специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью и способствуют выполнению поставленных перед специальными подразделениями задач.

То есть, если этот закон примут, то СБУ, в частности, будет не обязана искать сепаратистов в прифронтовой зоне.

И еще интересный факт: из этого закона предлагается полностью убрать упоминания про Автономную Республику Крым и город Севастополь.

Законом Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации" предлагается создать "Мобилизационное подразделение Службы безопасности Украины, входящее в состав функционального подразделения Центрального управления Службы безопасности Украины, который подчиняется первому заместителю Председателя Службы безопасности Украины".

Интересных изменений претерпит Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты". Кроме того, что в нем в перечень лиц, относящихся к участникам боевых действий, внесут "сотрудников Службы безопасности Украины, которым присвоены специальные звания", так там еще и добавляется интересный пункт:

23) лица, привлеченные к конфиденциальному сотрудничеству, гласные и негласные нештатные сотрудники, которые принимали непосредственное участие в осуществлении мероприятий, связанных с выполнением отдельных задач оперативно-служебной деятельности Службы безопасности Украины на территории государств, где в этот период велись боевые действия, и которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения, в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, обеспечении их осуществления, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий. Предоставление статуса ветерана войны лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в порядке и способом, которые делают невозможным раскрытие факта их конфиденциального сотрудничества со Службой безопасности Украины.

То есть, если этот закон примут, то все "агенты под прикрытием" также получат статус участников боевых действий (с соответствующими государственными преференциями), однако списки этих людей, при необходимости, могут быть засекречены. С одной стороны в этом есть рациональное зерно, а с другой – это нововведение открывает как коррупционную составляющую, так и лазейку к измене. Ведь при условии достаточного уровня полномочий в эти списки можно будет спрятать как кумовьев-сватов, так и просто нужных людей за взятку (во времена Януковича такое практиковалось в области спецпенсий). Не говоря уже о возможности отбелить любого террориста "Л-ДНР", записав его "агентом под прикрытием". Чем не замысловато разработанная юридическая возможность амнистировать боевиков "Л-ДНР"?

При этом расходы, связанные с предоставлением льгот и социальных гарантий этим лицам будут осуществляться за счет средств государственного бюджета в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Кстати, действие этого закона распространяется также и на членов их семей. Об этом у Зеленского также позаботились.

Законом Украины "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции и некоторых других лиц и их социальной защите" вводится новый термин – "ветераны Службы безопасности Украины". Со всеми предусмотренными действующей редакцией этого закона последствиями.

Закон Украины "О контрразведывательной деятельности" также пестрит изменениями. Прежде всего, к функциям и полномочиям органов, подразделений и сотрудников Службы безопасности Украины, осуществляющих контрразведывательную деятельность, добавили следующие интересные пункты:

- снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей;

- снятие информации в электронных информационных системах;

- обследование публично недоступных мест, жилья или иного владения лица;

- установление местонахождения радиоэлектронного средства;

- обзор корреспонденции;

- получать от операторов и провайдеров телекоммуникаций технологическую и другую информацию о функционировании сетей, в том числе с ограниченным доступом.

Также к этому закону предлагается добавить ряд новых статей:

Статья 7-1. Контрразведывательное внедрение.

Статья 7-2. Особенности рассмотрения судом ходатайств о предоставлении разрешения на проведение контрразведывательных мероприятий.

Статья 10-1. Государственная защита и стимулированиефизических и юридических лиц, которые добровольно участвуют или оказывают помощь в осуществлении мероприятий по обеспечению контрразведывательного режима.

Закон Украины "О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования" предлагается дополнить в Статье 2 следующим абзацем: "Действие этого Закона не распространяется на международные передачи технических средств, вооружения, боеприпасов, военной и специальной техники, которые прямо или косвенно используются Службой безопасности Украины для осуществления оперативно-служебной деятельности или для организации или обеспечения ее осуществления".

Ну и наконец Закон Украины "О воинской обязанности и военной службе" предлагается дополнить полномочиями СБУ, а именно: "Полномочия Министерства обороны Украины по обеспечению исполнения воинской обязанности, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются также Службе безопасности Украины и центральным органам исполнительной власти, которые в соответствии с законом осуществляют руководство военными формированиями".

"Субъект персональных данных имеет право: 2) получать информацию об условиях предоставления доступа к персональным данным, в частности информацию о третьих лицах, которым передаются его персональные данные, кроме случаев передачи персональных данных по запросам органов, осуществляющих оперативно-розыскную или контрразведывательную деятельность и борьбу с терроризмом".

То есть, информация, которой заинтересуется СБУ, автоматически станет секретной.

Но самая большая измена кроется в Законе Украины "О национальной безопасности Украины". Из него предлагается исключить следующий пункт:

3. Фундаментальными национальными интересами Украины являются:

1) государственный суверенитет и территориальная целостность, демократический конституционный строй, недопущение вмешательства во внутренние дела Украины;

2) устойчивое развитие национальной экономики, гражданского общества и государства для обеспечения роста уровня и качества жизни населения;

3) интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, безопасностное, правовое пространство, обретение членства в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора, развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами.

Вместо него предлагается внести Статью 3-4, согласно которой фундаментальными национальными интересами Украины являются:

социальная и политическая стабильность в обществе;

устойчивое и прогрессивное развитие национальной экономики, гражданского общества и правового государства;

рост уровня и качества жизни населения;

поддержание партнерских отношений с государствами-соседями на принципах равноправия, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела;

гарантирование и обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина, уважение конституционных обязанностей;

обеспечение экологически и техногенно информационно безопасных условий жизнедеятельности человека и общества;

развитие духовности, моральных основ, интеллектуального потенциала Украинского народа, укрепления физического здоровья нации, создание условий для расширенного воспроизводства населения, сохранения и укрепления института семьи;

сохранение окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов.

И Статью 3-5, согласно которой приоритетными национальными целями Украины являются:

интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, безопасностное, правовое пространство, обретение членства в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора;

развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами;

достижение Вооруженными Силами Украины, другими военными формированиями Украины возможностей, необходимых для отпора вооруженной агрессии иностранных государств и освобождения оккупированных ею территорий Украины;

устранение финансового, экономического, политического и информационного влияния иностранных государств на внутреннюю и внешнюю политику Украины;

освобождение временно оккупированных территорий, восстановление конституционного строя и правопорядка на освобожденных от оккупации территориях;

привлечение страны-агрессора, ее высших должностных лиц, военного командования к ответственности за развязывание вооруженного конфликта против Украины, наказание виновных в совершении преступлений против человечности и военных преступлений;

формирование и развитие создания конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики и обеспечение постоянного роста уровня жизни и благосостояния населения;

сохранение и укрепление научно-технологического потенциала, утверждение инновационной модели развития;

профессиональная переориентация населения, занятого в устаревших и нерентабельных отраслях экономики;

обеспечение развития и функционирования государственного языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины, гарантирование свободного развития, использования и защиты языков национальных меньшинств Украины;

формирование и развитие собственного информационного пространства;

переход к современным системам воспитания детей и молодежи, адаптация к требованиям систем образования и науки.

Также претерпела изменения Статья 19, согласно которой Служба безопасности Украины – государственный правоохранительный орган специального назначения, который обеспечивает государственную безопасность Украины.

На Службу безопасности Украины возлагается выполнение следующих задач:

1) противодействие разведывательно-подрывной деятельности против Украины, а также другим угрозам государственной безопасности Украины;

2) борьба с терроризмом и кибертерроризмом;

3) контрразведывательная защита государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно-технического потенциала, кибербезопасности и информационной безопасности государства, объектов критической инфраструктуры, а также контрразведывательная защита экономического благосостояния Украины от влияния специальных служб иностранных государств, иностранных предприятий, организаций и учреждений; контрразведывательное обеспечение реализации других фундаментальных национальных интересов Украины;

4) предупреждение, выявление и пресечение преступлений против основ национальной безопасности, мира и безопасности человечества, распространение оружия массового поражения и других преступлений, которые представляют угрозу государственной безопасности Украины.

5) охрана государственной тайны.

Служба безопасности Украины осуществляет свою деятельность с неукоснительным соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Общая структура, компетенция и порядок подчинения Службы безопасности Украины определяются Законом Украины "О Службе безопасности Украины".

И появилась новая Статья 29-1. "Стратегия обеспечения государственной безопасности"

1. Стратегия обеспечения государственной безопасности – документ, в котором определяются основные направления деятельности по обеспечению государственной безопасности; приоритеты реформирования и развития системы обеспечения государственной безопасности; комплекс задач и мероприятий, направленных на повышение эффективности органов, на которые возлагаются задачи по обеспечению государственной безопасности, и других субъектов, которые могут привлекаться к выполнению отдельных задач обеспечения государственной безопасности, а также на усиление контрразведывательных возможностей государства; система управления рисками государственной безопасности; потребности бюджетного финансирования, достаточные для достижения определенных целей и выполнения предусмотренных задач, и основные направления использования финансовых ресурсов.

2. Стратегия обеспечения государственной безопасности разрабатывается Службой безопасности Украины после утверждения Стратегии национальной безопасности Украины.

Другие органы, входящие в состав сектора безопасности и обороны, содействие Службе безопасности Украины в разработке Стратегии обеспечения государственной безопасности по вопросам, отнесенным к их компетенции, в частности путем предоставления необходимой для подготовки Стратегии информации.

Стратегия обеспечения государственной безопасности одобряется решением Совета национальной безопасности и обороны Украины и утверждается указом Президента Украины.

3. Стратегия обеспечения государственной безопасности Украины определяет, в частности:

- безопасностную среду (глобальные, региональные и национальные аспекты) в контексте обеспечения государственной безопасности;

- приоритеты в сфере защиты национальных ценностей, реализации национальных интересов и достижения национальных целей Украины в контексте обеспечения государственной безопасности;

- актуальные вызовы и угрозы государственной безопасности с учетом особенностей безопасностной среды, а также обусловленные ими риски;

- основные направления государственной политики в сфере государственной безопасности;

- приоритетные задачи по обеспечению государственной безопасности;

- направления и задачи реформирования и развития, повышения эффективности основных субъектов обеспечения государственной безопасности;

- систему управления рисками государственной безопасности;

- ресурсы, необходимые для ее реализации.

4. Стратегия обеспечения государственной безопасности является основой для разработки государственных программ и нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения государственной безопасности, определение численности и структуры сил и средств органов, на которые возлагаются задачи по участию в обеспечении государственной безопасности, согласно приоритетным задачам, а также для определения потребностей их ежегодного финансового и иного ресурсного обеспечения".

У Зеленского ожидают, что принятие Верховной Радой Украины соответствующего законопроекта создаст основу для системных изменений и реформ в Службе безопасности Украины и приблизит ее к лучшим образцам спецслужб мира. Однако, как видим, в этом законопроекте среди вполне адекватных, полезных и оправданных требованием времени изменений и нововведений спрятаны кое-где рискованные, а порой и откровенно опасные нюансы.

Но пока это только законопроект, который ожидает непростой путь через комитеты и сессионный зал Верховной Рады.

Читайте также: Новый закон о контрактной службе: Как украинцев планируют заманивать в армию.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme