Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден китайский Chengdu J-10

Очень скоро Украине придется полностью обновлять парк боевых реактивных самолетов, и главное здесь – не ошибиться с выбором

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Новый истребитель для Украины: Почему на…

Все фото – ЕРА

 

Как известно, модельный ряд украинской боевой авиации по состоянию на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц). Однако все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2025 году, а учитывая пятилетний период необходимого обучения как летного состава, так и обслуживающего персонала, плюс поставки новых самолетов по контракту, определяться с заменой нужно не позже 2020 года.

 

Depo.ua предлагает цикл ознакомительных материалов с вероятными вариантами замены старых МиГов и "Сушек" присутствующими на мировом рынке реактивными истребителями. На очереди китайский всепогодный многоцелевой истребитель Chengdu J-10 (или просто J-10), который на экспорт предлагается под обозначением F-10 Vigorous Dragon ("Стремительный дракон").

 

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден шведский JAS 39 Gripen.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден европейский Typhoon.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден французский Rafale.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден американский F-15SE Silent Eagle.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден американский F-16 Fighting Falcon.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден американский F/A-18E/F Super Hornet.

 

Что собой представляет

 

Chengdu J-10 – всепогодный многоцелевой истребитель четвертого поколения, который был разработан и производится китайской компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG). Сначала он разрабатывался как специализированный истребитель, но позже стал многоплановым самолетом, который пригодный как к воздушному бою, так и к наземным миссиям.

 

До 29 декабря 2006 года программа разработки самолета была засекречена, а после того, как гриф секретности сняли, оказалось, что в создании самолета участвовали российские консультанты из ЦАГИ и ОКБ МиГ. Также при создании самолета использовались проданные Израилем Китаю разработки по истребителю IAI Lavi – в первую очередь, методы проектирования (внешне J-10 также очень похож на IAI Lavi).

 

Разработка данного проекта началась еще в 1982 году, когда китайская власть поставила задачу разработать отечественный аналог советских МиГ-29 и Су-27 и американских F-15 и F-16. Первый полет прототипа состоялся лишь 23 марта 1998 года. Первый полет серийного самолета J-10A состоялся 28 июня 2002 года. В том же году он был взят на вооружение.

 

Сегодня "Стремительный дракон" выпускается в пяти модификациях:

- J-10A – одноместный многоцелевой истребитель;

- J-10S – двухместный учебно-боевой самолет, используется для радиоэлектронной борьбы (РЭБ), наведения и целеуказания, а также для нанесения ударов по наземным целям;

- J-10B – модернизированный J-10A, оснащенный двигателем WS-10A, утопленным "малозаметным" воздухозаборником, бортовой радиолокационной станцией и оптико-локационной станцией переднего обзора;

- J-10C – модернизированная версия J-10B, оснащенная радиолокационным с коренным активным электронно-сканированным массивом (AESA), инфракрасным хомутом PL-10 и более современным вооружением.

- FC-20 – одноместный многоцелевой истребитель, экспортный вариант J-10.

 

Самолет Chengdu J-10 спроектирован по аэродинамической схеме "утка" (аэродинамическая схема, при которой у летательного аппарата органы продольного управления расположены впереди крыла). Он оборудован треугольным крылом, одним двигателем в хвостовой части фюзеляжа, одним воздухозаборником, который находится под фюзеляжем, и имеет хвостовое "оперение" с одним большим вертикальным килем.

 

 

"Начинка"

 

Каркас самолета построен из металлических сплавов и композитных материалов для высокой прочности и малого веса.

 

Особенностью кабины является выпуклый купол, который состоит из двух частей и позволяет пилоту иметь угол обзора 360 градусов. Также кабина оборудована ручкой управления, которая размещается по центру, и ручкой дроссельной заслонки, расположенной слева от пилота, а кресло оборудовано катапультой, которая срабатывает даже при нулевой высоте и нулевой скорости.

 

 

Благодаря аэродинамически нестабильной конструкции J-10, пилоту помогает система управления полетом (FCS) с помощью цифрового квадруплексного избыточного пролета (FBW). FCS обычно контролирует входы пилотного управления, препятствуя пилоту случайно выйти из виража с применением слишком большого управляющего входа во время высокоэффективных полетных ситуаций.

 

Кабина имеет три жидкокристаллических (LCD) мультифункциональных дисплея рядом с китайским голографическим дисплеем лобового стекла (HUD). Все они являются полностью совместимыми с внутренним китайским расширенным нашлемным дисплеем прицела (HMS), который, по заявлениям китайцев, превосходит HMS на Су-27, которые продаются в Китай.

 

J-10 использует многорежимный радар, разработанный в Китае. Радар имеет механически сканированные плоские антенны, способные отслеживать десять целей. Из десяти отслеживаемых мишеней две могут быть задействованы одновременно с радиолокационными ракетами или четыре – с активными радиолокационными ракетами самонаведения.

 

Также для превосходства в воздухе J-10 имеет фронтальную электрооптическую систему как у французского истребителя Rafale (тот необычный выступ перед кабиной чуть правее центра).

 

 

Носовой конус J-10B был специально модифицирован для размещения радиолокатора активной фазированной радиолокационной аппаратуры (AESA), которая разрабатывалась китайскими специалистами 8 лет и была окончательно завершена в 2008 году, что позволило китайским истребителям достичь квантового скачка.

 

На истребителях используется двигатель Lyulka-Saturn AL-31FN российского и китайского (лицензионного) производства, который обеспечивает максимальную статическую тягу 12 500 кгс (123 кН). Но будущие модели, вероятно, будут оснащены усовершенствованным китайским двигателем типа WS-10, разработанным специально для самолета Chengdu J-10. По крайней мере, в ноябре 2018 года был представлен самолет J-10B с двигателем WS-10.

 

Под фюзеляжем и крыльями самолет имеет 11 точек подвески, которые используются для переноски различных видов оружия, дополнительных топливных баков или другого оборудования, в частности авионики.

 

Вооружение

 

Внутреннее вооружение самолета состоит из двуствольного орудия Грязева-Шипунова ГШ-23, расположенного под стороной порта впуска.

 

Другое вооружение и оборудование монтируется снаружи на 11-ти точках подвески, к которым можно присоединить 6 000 кг ракет и бомб (или же топливных баков и другого оборудования).

 

Ракеты "воздух-воздух" могут включать ракеты как малого радиуса действия (PL-8 и PL-9), так и радиолокационные ракеты среднего радиуса (PL-11 и PL-12).

 

Также "Стремительный дракон" может иметь на вооружении неуправляемые и точные управляемые боеприпасы, такие как бомбы с лазерным управлением, противокорабельные ракеты типа YJ-9 и противорадиационные ракеты, такие как PJ-9.

 

 

Использование

 

По состоянию на сегодня Chengdu J-10 состоит на вооружении только двух стран: Китая и Пакистана.

 

Китай имеет на вооружении 347 самолетов J-10 различных модификаций, из которых 323 находятся в распоряжении военно-воздушных сил (ВВС) страны, и еще 24 самолета используют военно-морские силы (ВМС).

 

Пакистан проявил интерес к J-10 сразу же после его рассекречивания в 2006 году. В том же году обе страны пришли к согласию, и в ноябре 2009 года Пакистан подписал соглашение с Китаем на поставку 36 истребителей модели J-10B на сумму около 1,4 млрд долларов (38,9 млн долларов за единицу).

 

 

Стоимость

 

В 2009 году Пакистан приобрел партию истребителей Chengdu J-10 по цене 38,9 млн долларов за единицу (включая обучение персонала и иные сопутствующие стартовые затраты). По состоянию на сегодня китайцы повесили на свой самолет ценник 41 млн долларов за единицу, что все равно делает его пока что самым дешевым из тех, которые мы рассматривали (по этому показателю конкуренцию ему может составлять только шведский JAS 39 Gripen).

 

О стоимости обслуживания этого самолета пока ничего не известно, но можно предположить, что она также будет не самой дорогой.

 

Но, как мы уже не раз писали, не цена является определяющим фактором при выборе реактивных истребителей. В значительной степени решение отдельно взятой страны зависит от офсетных программ, которые могут предложить компании-производители, а также от геополитической конъюнктуры.

 

Почему этот вариант может быть удачным для Украины

 

Традиционно здесь есть несколько моментов. Во-первых, как уже было сказано, китайские истребители четвертого поколения дешевле, чем все европейские и американские аналоги. А в условиях ограниченных финансовых ресурсов Украины это имеет далеко не последнее значение.

 

Во-вторых, для нашей страны достаточно привлекательной выглядит возможность подписать соглашение с китайской компанией CAIG еще и с точки зрения потенциального заработка. Дело в том, что китайцы до сих пор не имеют своего представительства в Европе. В то же время Украина, которая имеет мощную научно-техническую базу, могла бы стать своеобразным логистическим хабом для Chengdu J-10, а то и открыть у себя обслуживающий, производственный или инженерно-конструкторский филиал. Особенно в части реактивных двигателей, с которыми китайцы традиционно имеют проблемы.

 

Хотя есть и причины, которые заставляют хорошенько подумать перед тем, как отдавать предпочтение китайцам. В первую очередь, это качество – какой оно будет за такую цену? И здесь главное не прогадать, чтобы не получилось, как в 1990-х с автомобилестроением, когда мы отказали немецкому Volkswagen ради корейского Daewoo.

 

К тому же истребители J-10 не имеют боевого опыта, поэтому пока остается загадкой, как они поведут себя в бою. И здесь не стоит забывать, что Украина сегодня находится в состоянии войны, поэтому нам нужен реактивный истребитель не для патрулирования границ и сдерживания условного врага, как в большинстве стран мира, а для реальных боевых действий, которые могут начаться в любой момент.

 

Также доподлинно неизвестно, сколько времени идет подготовка летного состава и обслуживающего персонала. А это довольно важный фактор.

 

 

Как бы там не было, но если Украина не начнет решать вопросы реформирования ВВС уже сейчас, то через несколько лет может вообще без авиации остаться. Мы и так дотянули вопрос до предела, когда нам скоро любой "секонд-хенд" будет за счастье. Главное здесь – не пойти путем в никуда и не скупать по всему миру старые советские МиГи и "Сушки", откладывая тем самым крайне важную реформу.

 

Читайте также: Падение Су-27 под Винницей: Почему произошла трагедия.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme