Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден индийский Tejas

Очень скоро Украине придется полностью обновлять парк боевых реактивных самолетов, и главное здесь – не ошибиться с выбором

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Новый истребитель для Украины: Почему на…

Все фото – ЕРА

 

Как известно, модельный ряд украинской боевой авиации по состоянию на сегодняшний день представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы) и бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц). Однако, все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2025-м году, а учитывая пятилетний период необходимого обучения как летного состава, так и обслуживающего персонала, плюс поставки новых самолетов по контракту, определяться с заменой нужно не позже 2020-го года.

 

Depo.ua предлагает цикл ознакомительных материалов с вероятными вариантами замены старых МиГ-ов и Су-шек, присутствующими на мировом рынке реактивных истребителей. На очереди индийский легкий многоцелевой истребитель HAL Tejas, известный также под названием Hindustan Aeronautics Limited Tejas ("Теджас", или "Бриллиант").

 

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден шведский JAS 39 Gripen.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден европейский Typhoon.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден французский Rafale.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден американский F-15SE Silent Eagle.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден американский F-16 Fighting Falcon.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден американский F/A-18E/F Super Hornet.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден китайский Chengdu J-10.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден пакистано-китайский JF-17 Thunder.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден китайский Shenyang J-15.

 

Что собой представляет

 

HAL Tejas – это легкий многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный индийским Агентством развития аэронавтики (ADA) и фирмой Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

 

Самолет стал результатом национальной программы Light Combat Aircraft (LCA), которая началась в 1980-х годах, чтобы заменить старые истребители МиГ-21 в Индии. В 2003-м году он официально получил название Tejas.

 

В 1969-м году правительство Индии постановило, что компания HAL должна разработать истребитель на основе надежного проверенного двигателя. HAL завершила проектные исследования в 1975-м году, но проект провалился из-за невозможности приобрести выбранный "проверенный двигатель" от иностранного производителя.

 

К проекту вернулись в 1983-м году, когда индийская власть поняла необходимость все же иметь собственный боевой самолет для двух основных целей: заменить старые истребители МиГ-21 и развивать индийскую аэрокосмическую промышленность.

 

Читайте также: Когда авианосный флот Индии освободится из заложников Путина.

 

 

В 1984-м году индийское правительство решило создать Агентство по авиационному развитию (ADA) для управления программой LCA (национальный консорциум из более чем 100 оборонных лабораторий, промышленных организаций и академических учреждений, где HAL является главным подрядчиком). А разработка собственного надежного реактивного двигателя была определена как одна из приоритетных.

 

Непосредственно работа над проектом началась в 1987-м году, а для консультаций за 100 млн долларов были привлечены 30 высококвалифицированных инженеров французской компании Dassault-Breguet Aviation (эта компания разработала истребитель Rafale, который по внешнему виду очень похож на Tejas).

 

Работы над самолетом продолжались почти 14 лет и лишь 4 января 2001-го года совершил первый полет прототип истребителя. Мелкосерийное производство самолета началось в 2007-м году, серийное производство – в марте 2012-го, а на вооружение ВВС Индии Tejas был принят 17 января 2015-го года. Общий бюджет проекта составил около 1 млрд долларов США.

 

Истребитель Tejas спроектирован по аэродинамической схеме "утка (аэродинамическая схема, при которой у летательного аппарата органы продольного управления расположены впереди крыла) с среднеразмещенным треугольным крылом с корневыми наплывами, одним вертикальным килем и одним двигателем в хвостовой части фюзеляжа.

 

В конструкции самолета широко применены композитные материалы (34% фюзеляжа типа полумонокок сделано из углепластика). Из композитных материалов выполнены верхняя и нижняя часть обшивки крыла, рули управления, киль, лонжероны, стрингеры, элевоны и другие элементы обшивки. S-образные воздухозаборники также выполнены из углепластика и расположены по бокам фюзеляжа – подобная схема защищает лопасти турбины двигателя и снижает радиолокационную заметность.

 

Сегодня самолет выпускается в одноместном, двухместном учебном и палубном вариантах различных модификаций.

 

"Начинка"

 

Кабина пилота накрыта прозрачным куполом, что обеспечивает пилоту всесторонний обзор на 360 градусов. Кабина оборудована джойстиком управления и тремя большими многофункциональными дисплеями. Самолет оснащен 4-канальной ЕДСУ. Дисплеи предоставляют информацию об основных системах полета и управления, а также основные летные и тактические данные. Пилот взаимодействует с бортовыми системами с помощью многофункциональной клавиатуры и нескольких панелей выбора.

 

 

Первые модели Tejas оснащены гибридной версии радара EL/M-2032. Он имеет режимы низких, средних и высоких частот повторения импульсов (PRF), компенсацию движения платформы, индикацию движущейся цели (MTI), допплеровскую фильтрацию, постоянное значение выявления ошибки (CFAR), допплеровское разрешение неопределенности, преобразование сканирования и онлайновую диагностику для выявления неисправных модулей процессора.

 

Также самолет имеет комплект электронной войны (EW), разработанный для повышения жизнеспособности в бою во время глубокого проникновения. Этот пакет EW, известный как Mayavi, включает приемник радиолокационного предупреждения (RWR), предупреждение о ракетном подход (MAW) и систему лазерного обнаружения (LWR), инфракрасные и ультрафиолетовые датчики обнаружения ракет, препятствия, комплект электронных контрмер (ECM) и прицепной радиолокационный приманок (TRD).

 

Tejas также оснащен инфракрасным датчиком поиска и отслеживания (IRST), который может обнаруживать и отслеживать выбросы тепловой энергии.

 

Так как Tejas является статически неустойчивым самолетом (его аэродинамический фокус смещен назад от центра масс – такая компоновка позволяет повысить маневренность самолета, но во время полетов с высокими перегрузками существует высокая вероятность, что он может выйти в закритические режимы и развалиться в воздухе), то он имеет электродистанционную систему управления полетом, которая позволяет сохранять управляемость самолета во время интенсивного маневрирования с высокими перегрузками.

 

После длительных и безуспешных попыток создать собственный реактивный двигатель, индейцами было принято волевое решение остановиться на импортном варианте. Среди всех возможных вариантов был выбран американский General Electric F414. Первая партия двигателей была поставлена из США, а остальные производятся в Индии, согласно соглашению о передаче технологии.

 

Самолет оборудован двумя топливными баками внутреннего типа на 1200 литров каждый, а также внешним топливным баком под фюзеляжем на 725 литров.

 

Tejas может поднимать внешние грузы общей массой 3500 кг, которые крепятся к 8-ми статическим точкам подвески – 2 под фюзеляжем и 6 под крыльями. Кроме вооружения он может переносить резервуар с горючим и резервуар с навигационным оборудованием.

 

Вооружение

 

Tejas имеет внутреннее и внешнее вооружение. Внешнее составляют ракеты "воздух-воздух" (С-8, Derby, Python-5, R-73), ракеты "воздух-поверхность" (Х-59, противорадиационная ракета DRDO), тяжелые управляемые противокорабельные ракеты (Х-31, Х-35), а также лазерно-управляемые и скользящие бомбы.

 

 

Использование

 

По состоянию на сегодняшний день Tejas имеют на вооружении только Военно-воздушные силы Индии (40 единиц). Всего же ожидается, что ВВС Индии получат 200 единиц истребителей Tejas аэродромной версии, плюс еще 40 единиц палубной версии получат ВМС страны. Также не исключено, что истребитель Tejas активно пойдет на экспорт.

 

Стоимость

 

Рыночная стоимость HAL Tejas варьируется от 23-х до 64-х миллионов долларов за единицу в зависимости от модели и комплектации. В принципе, индийский самолет является один из самых дешевых в мире в своем роде, однако производственные мощности Индии не позволяют пока выйти с ним на внешние рынки, так как внутренний заказ еще до конца не выполнен.

 

Почему этот вариант может быть удачным для Украины

 

Как всегда, здесь есть несколько моментов. Во-первых, как уже было сказано, индийские истребители четвертого поколения дешевле, чем европейские и американские аналоги. А в условиях ограниченных финансовых ресурсов Украины это имеет далеко не последнее значение.

 

Во-вторых, для нашей страны достаточно привлекательной выглядит возможность подписать соглашение с индийской компанией HAL еще и с точки зрения потенциального заработка. Ведь индийцы до сих пор не имеют своего представительства в Европе. В то же время Украина, которая имеет мощную научно-техническую базу, могла бы стать своеобразным логистическим хабом для Tejas, а то и открыть у себя обслуживающий, производственный или инженерно-конструкторский филиал. Особенно в части реактивных двигателей, проблему которого индейцы так до конца и не решили.

 

На двигателях стоит остановиться отдельно. Украина давно славится своими авиационными двигателями, поэтому при большом желании наши инженеры могли бы создать для индийцев реактивный двигатель с соответствующими характеристиками, и проект Tejas мог бы стать совместным индо-украинским.

 

Также теоретически возможен вариант, по которому Украина могла бы по лицензии изготавливать истребители Tejas для самой Индии, которая пока самостоятельно успеет изготовить 240 запланированных единиц, самолет морально устареет.

 

Хотя, есть и причины, которые заставляют хорошенько подумать перед тем, как отдавать предпочтение индейцам. В первую очередь это вопрос качества – каким оно будет за такую цену?

 

К тому же истребители Tejas не имеют боевого опыта, поэтому пока остается загадкой – как он поведет себя в бою. И здесь не стоит забывать, что Украина сегодня находится в состоянии войны, поэтому нам нужен реактивный истребитель не для патрулирования границ и сдерживания условного врага, как в большинстве стран мира, а для реальных боевых действий, которые могут начаться в любой момент.

 

Также доподлинно неизвестно, сколько времени идет подготовка летного состава и обслуживающего персонала. А это довольно важный фактор.

 

 

Как бы там ни было, если Украина не начнет решать вопросы реформирования ВВС уже сейчас, то через несколько лет может вообще без авиации остаться. Мы и так дотянули вопрос до предела, что нам скоро любой "секонд-хенд" будет за счастье. Главное здесь – не пойти путем в никуда и не скупать по всему миру старые советские МиГ-и и Су-шки, откладывая тем самым крайне важную реформу.

 

Читайте также: Падение Су-27 под Винницей: Почему произошла трагедия.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme