Новый истребитель для Украины: Почему французский Rafale не имеет шансов стать самолетом ВС ВСУ

Чем громче Украина говорит о замене почти полностью изношенного парка военных боевых самолетов, тем больше предложений получает

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Новый истребитель для Украины: Почему фр…
Всі фото: ЕРА

На днях сразу несколько французских СМИ дружно написали, что в ходе своего визита в Киев президент Франции Эмануэль Макрон предложит Украине истребители Rafale для замены старого советского авиапарка.

Даже отмечается, что этот визит должен состояться уже в первой половине 2021 года и тема продажи истребителей станет ключевой в нем. То есть, что Макрон специально полетит в Киев с целью продать нам истребители Rafale.

Какие предпосылки

Вообще, тема замены советского наследства на новые современные истребители действительно является для Украины очень актуальной, ведь крайний срок эксплуатации имеющихся у нас советских реактивных истребителей и штурмовиков подходит к концу в 2025 году. А учитывая то, что от заказа до поставки пройдет определенное время, плюс многолетний период необходимого обучения как летного состава, так и обслуживающего персонала, то получается, что определяться с заменой нужно уже сейчас.

Ранее много говорилось об интересе Воздушных сил ВСУ к различным новейшим самолетам. В частности, 26 октября 2020 года в одном из интервью командующий ВС ВСУ генерал-полковник Сергей Дроздов намекнул, что Украина закупит американские истребители F-16. Однако 16 февраля 2021 года в Воздушных силах ВСУ неожиданно назвали самолет JAS-39 Gripen оптимальным вариантом для замены советских боевых самолетов.

Читайте также: Новый истребитель для Украины. Почему в ВСУ не могут определиться между американским F-16 и шведским JAS-39

Однако уже 12 марта все тот же Сергей Дроздов озвучил новые подробности относительно ожиданий военных летчиков, которые не фигурировали в ранее. В частности он заявил, что ВС ВСУ на первом этапе перевооружения планируют получить новый многофункциональный самолет поколения 4 ++. Далее же, по словам Дроздова, Украина рассчитывает обновить авиапарк самолетом 5-го поколения.

"Рассматривается на первом этапе самолет типа Gripen и F-15. В дальнейшем, с углублением отношений со странами-партнерами, планируется переход на современный самолет 5-го поколения F-35", — уведомил Дроздов.

Читайте также: Новый истребитель для Украины. Почему нам выгоден американский F-15SE Silent Eagle

То есть, в целом просматривается заметный крен в сторону сотрудничества с США. Что и неудивительно — ведь Соединенные Штаты в настоящее время являются главным военным союзником Украины, и это сотрудничество выгодно закрепить и развивать.

Однако, если информация о планах Макрона подтвердится, то это будет первый случай, когда президент страны-продавца боевых самолетов лично прилетит в Украину с подобным предложением. Хотя и сильно раздувать свой статус также не стоит — на кону стоят миллиарды украинских долларов и соглашение на десятилетия вперед, поэтому выгода для Франции здесь очевидна.

Что касается Украины, то Воздушные силы ВСУ свое видение уже озвучили и ждут решения государства о закупке тех или иных новых истребителей на замену почти изношенного советского авиахлама. Государство же с решением пока не спешит, и это понятно — вопрос выбора нового боевого самолета лежит на пересечении многих плоскостей, ведь определяет вектор развития целой отрасли на десятилетия вперед.

Что собой представляет самолет Rafale

Rafale — это многоцелевой истребитель, разработанный французской компанией Dassault Aviation.

Работы над проектом начались в конце 1970-х годов, когда Франция задалась вопросом поиска альтернативы имеющимся боевым истребителям. В 1979 году для экономии средств она заключила соглашение с Великобританией, Германией, Италией и Испанией с целью создания совместного многоцелевого истребителя Eurofighter Typhoon. Однако уже вскоре расхождения во взглядах привели к тому, что в 1984 году французы оставили проект и продолжили разработку уже собственного самолета.

Первый полет новый истребитель совершил 4 июля 1986 года, тогда и получил название Rafale. Ввести в эксплуатацию "Рафаль" планировали в 1996 году, однако в силу ряда причин этот процесс пришлось отложить до 2001 года. С тех пор он на постоянной основе эксплуатируется ВВС и ВМС Франции.

Сегодня этот самолет выпускается в трех основных вариантах: Rafale C — одноместный наземный, Rafale B — двухместный наземный (составляет 60% всего воздушного флота) и Rafale M — одноместный палубный. Таким образом, Франция одним многоцелевым истребителем заменила почти весь свой "разношерстный" воздушный флот.

Как и большинство современных самолетов, "Рафаль" спроектирован по аэродинамической схеме "утка", или "безхвостка" (аэродинамическая схема, при которой у летательного аппарата элементы продольного управления расположены впереди крыла) с дополнительным высокоразмещенным передним горизонтальным оперением (так называемые "канарды"), среднеразмещенным треугольным крылом с корневыми наплывами, одним вертикальным килем и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

Что касается вооружения, то, как и прочие современные самолеты, Rafale является универсальным в этом плане и допускает включение многих из существующих видов оружия и оборудования.

Среди "фишек" самолета — система голосового управления полетом, что позволяет экипажу выполнять ряд операций через голосовые команды. Кроме этого, компьютер "Рафаля" запрограммирован так, что если пилот во время полета потеряет пространственную ориентацию (это возможно при маневрировании с большими перегрузками), то произойдет автоматическое выравнивание самолета. Также пилот может вручную включать автопилот с помощью переключателя на джойстике управления.

Чтобы иметь преимущество в воздухе, Rafale имеет несколько пассивных систем датчиков. Самой большой гордостью является фронтальная электрооптическая система, или Optronique Secteur Frontal (OSF), разработанная компанией Thales (тот необычный выступ перед кабиной чуть правее центра). Она полностью интегрирована в воздушное судно и может работать как в видимой, так и в инфракрасной области. Французы утверждают, что OSF защищена от помех и способна обеспечить скрытое наблюдение на большие расстояния, в частности: воздушных целей — на 100 км, морских целей — на 6 км. Кроме этого, "Рафаль" оборудован системой RBE2, которая может в пассивном режиме отслеживать цели на расстоянии 200 км.

Реактивний винищувач Rafale (Франція)

Вообще, Rafale хотя и относится к самолетам 4-го поколения, по многим опциями он почти дотягивает до 5-го поколения. Можно даже с натяжкой сказать, что это самолет 5-го поколения в корпусе 4-го.

Читайте также: Новый истребитель для Украины. Почему нам выгоден французский Rafale

В чем недостатки самолета Rafale

Интересно, что до недавнего времени "Рафаль" состоял на вооружении только Франции и французам никак не удавалось вывести самолет на внешний рынок — раз за разом они проигрывали все тендеры. 7 декабря 2011-го министр обороны Франции Жерар Лонге даже заявил, что в случае отсутствия иностранных заказов, производство самолетов Rafale будет свернуто после того, как кампания Dassault выполнит все заказы Минобороны Франции.

Однако в феврале 2015 года интерес к французскому истребителю проявил Египет, а впоследствии присоединились Индия и Катар. Среди потенциальных операторов Dassault Rafale называют также Финляндию, Малайзию, Испанию, Швейцарию и ОАЭ. Теперь вот и Украина попала в этот список.

Такая относительно низкая популярность имеет свои причины. Во-первых, "Рафаль" считается одним из самых сложных самолетов своего класса как в обслуживании, так и в управлении (собственно, именно поэтому компания-производитель основной акцент делает на двухместную модель — двум пилотам проще справиться с управлением). А это дополнительные трудности как в подготовке пилотов, так и в текущей эксплуатации самолетов.

Ну а второй фактор, который отпугивает потенциальных покупателей, — это цена. Стоимость одного серийного самолета составляет 85 млн долларов, однако это при условии, что у покупателя уже есть база техобслуживания и обученный персонал. Тогда как первые поставки включают в себя все эти дополнительные опции, что существенно влияет на цену.

Например, Египет купил первую партию из 24 самолетов по средней цене в 217 млн евро за единицу, Индия приобрела первые 36 самолетов также за 217 млн евро за единицу, а для Катара первые 24 самолета обошлись в 263 млн евро за единицу, следующие же 12 — уже по цене в 92 млн евро за один самолет.

Именно в украинском случае специалисты ВС ВСУ подсчитали, что для полного замещения советских самолетов нужно будет 75 единиц новых самолетов Rafale при средней стоимости 132,5 млн долларов за единицу. При этом, вся программа замещения советского хлама французскими самолетами потянет на 9,935 млрд долларов, что является самым дорогим вариантом из всех возможных.

И хотя цена не всегда является определяющим фактором при выборе реактивных истребителей — в значительной степени решение отдельно взятой страны зависит, в частности, от офсетных программ, которые могут предложить компании-производители, а также от геополитической конъюнктуры. Однако, даже несмотря на все скидки и партнерские программы, "Рафаль" остается самым дорогим боевым самолетом своего класса в мире.

Перспективы самолета Rafale в Украине

Если коротко — то никаких.

Во-первых, мы не настолько богатая страна, чтобы покупать самые дорогие на рынке самолеты с плюс-минус одинаковым функционалом. Разве что Макрон сделает очень демпинговое предложение, что маловероятно.

Во-вторых, США проводят очень агрессивную политику в сфере продажи военного вооружения, особенно реактивной авиации. Пример Польши, где американцы буквально локтями растолкали европейских конкурентов, задействовав рычаги геополитического влияния, является показательным.

Поэтому если Соединенные Штаты в вопросе продажи боевых самолетов положили глаз на Украину, то ни Франции, ни кому-либо другому здесь уже ничего не светит. Правда, есть все основания считать, что Украина от этого только выиграет.

Президент Франції Макрон в кабіні реактивного винищувача Rafale

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme