Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден французский Rafale

Реформа украинской боевой авиации с каждым годом все настойчивее стучится в двери украинского оборонного ведомства, и когда-то их придется открыть

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Новый истребитель для Украины: Почему на…

Все фото – ЕРА

Как известно, модельный ряд украинской боевой авиации по состоянию на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц). Однако все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2025 году, а учитывая пятилетний период необходимого обучения как летного состава, так и обслуживающего персонала плюс поставки новых самолетов по контракту, определяться с заменой нужно не позже 2020 года.

Depo.ua предлагает цикл ознакомительных материалов с вероятными вариантами замены старых МиГов и Сушек присутствующими на мировом рынке реактивными истребителями. На очереди французский многоцелевой истребитель Dassault Rafale ("Дассо Рафаль").

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден шведский JAS 39 Gripen.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден европейский Typhoon.

Что собой представляет

Rafale – многоцелевой истребитель, разработанный французской компанией Dassault Aviation. Работы над проектом начались в конце 1970-х годов, когда Франция задалась вопросом поиска альтернативы существующим боевым истребителям. В 1979 году ради экономии средств она заключила соглашение с Великобританией, Германией, Италией и Испанией с целью создания совместного многоцелевого истребителя Eurofighter Typhoon. Однако очень скоро расхождения во взглядах привели к тому, что в 1984 году французы покинули проект и продолжили разработку уже собственного самолета (в частности, французы хотели делать ставку на производство палубного самолета, тогда как другие страны видели будущее за наземным истребителем).

Первый полет новый истребитель совершил 4 июля 1986 года, тогда он и получил название Rafale. Ввести в эксплуатацию "Рафаль" планировали в 1996 году, однако из-за окончания холодной войны и, как следствие, изменения приоритетов и сокращения расходов на оборону этот процесс пришлось отложить до 2001 года. С того времени он на постоянной основе эксплуатируется ВВС и ВМС Франции.

Сегодня этот самолет выпускается в трех основных вариантах: Rafale C – одноместный наземный, Rafale B – двухместный наземный (составляет 60% всего воздушного флота) и Rafale M – одноместный палубный. Таким образом Франция одним многоцелевым истребителем заменила почти весь свой "разношерстный" воздушный флот.

Как и "Грипен" с "Тайфуном", "Рафаль" спроектирован по аэродинамической схеме "утка" (аэродинамическая схема, при которой у летательного аппарата органы продольного управления расположены впереди крыла) с дополнительным высокоразмещенным передним горизонтальным оперением (так называемые "канарды"), среднеразмещенным треугольным крылом с корневыми наплывами, одним вертикальным килем и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

Необходимая длина взлетно-посадочной полосы для "Рафаля" составляет 400 метров.

"Начинка"

Как и Typhoon, Rafale имеет полную "дисплей-кабину" (панель кабины пилотов самолета, включающая в себя электронные дисплеи и лишенная каких-либо механических указателей). Она была разработана по принципу слияния данных: для более простого управления центральный компьютер разумно выбирает и предоставляет пилотам на мониторы приоритетную информацию.

Для отображения информации, собранной с целого ряда датчиков по всему самолету, кабина оснащена широкоугольной голографической системой дисплея (HUD), двумя главными плоскими цветными многофункциональными дисплеями (MFD), а также центральными коллимированным дисплеем. Эти дисплеи размещены так, чтобы минимизировать отвлечение пилотов от внешней среды. Некоторые дисплеи имеют сенсорный интерфейс для облегчения взаимодействия человека с компьютером.

Также "Рафаль" имеет систему голосового управления полетом, что позволяет экипажу выполнять ряд операций через голосовые команды.

Большое внимание уделяется минимизации рабочей нагрузки на пилотов во время выполнения всех операций. Интеллектуальный полетный костюм пилота автоматически контролируется самолетом для противодействия в ответ на рассчитанные g-силы.

Компьютер "Рафаля" запрограммирован так, что если пилот во время полета потеряет пространственную ориентацию (это возможно при маневрировании с большими перегрузками), то произойдет автоматическое выравнивание самолета. Также пилот может вручную включать автопилот при помощи переключателя на джойстике управления.

Rafale использует интегрированную модульную авионику (IMA), основу которой составляет модульный блок обработки данных (MDPU), который содержит все основные функции самолета, такие как система управления полетом, слияние данных, управление огнем и интерфейс человек - машина. IMA значительно помогает боевым операциям слияния данных, постоянной интеграции и анализу различных систем датчиков по всему самолету.

Для приема и передачи данных экипаж "Рафаля" использует многофункциональную систему распространения информации. Она позволяет в режиме реального времени обмениваться информацией с другими самолетами, наземными командными пунктами, штабами сухопутных войск и кораблями.

Чтобы иметь преимущество в воздухе, Rafale имеет несколько пассивных систем датчиков. Большой гордостью является фронтальная электрооптическая система, или Optronique Secteur Frontal (OSF), разработанная компанией Thales (тот необычный выступ перед кабиной чуть правее центра). Она полностью интегрирована в воздушное судно и может работать как в видимой, так и в инфракрасной области. Французы утверждают, что OSF является защищенной от помех и способна обеспечить скрытое наблюдение на большие расстояния, в частности воздушных целей – на 100 км, морских целей – на 6 км. Кроме этого, "Рафаль" оборудован системой RBE2, которая может в пассивном режиме отслеживать цели на расстоянии 200 км.

Хотя "Рафаль" и не относится к истребителям категории "стелс" (истребители пятого поколения), но при его проектировании был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеяния, что уменьшает радиолокационную заметность. В частности, каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение эффективной площади рассеивания самолета. Кроме этого, 70% поверхности самолета покрыты радиопоглощающими материалами. Вместе с тем многие из функций, предназначенных для уменьшения радиолокационной заметности самолета Rafale, остаются засекреченными.

Также "Рафаль" оснащен двумя двигателями M88 собственной разработки, которые относятся к 5-му поколению двигателей. Монокристаллические лопатки турбины и диски двигателя выполнены методом порошковой технологии. Двигатель обеспечивает "Рафалю" крейсерскую сверхзвуковую скорость с двумя ракетами и подвесным топливным баком без включения форсажного режима.

Вооружение

Первые версии истребителя "Рафаль" были оборудованы только для выполнения боевых задач перехватчика воздух-воздух (стандарт F1) и не имели никакого вооружения для операций воздух-земля. Однако время диктует свои требования, поэтому боевые возможности самолета все время совершенствуются, и на сегодняшний день он является многофункциональной боевой машиной, способной вести бой в режиме перехватчика, штурмовика, бомбардировщика и разведчика.

Бортовые системы Rafale позволяют ему осуществлять боевые операции наземной атаки и воздушного противостояния в пределах одной вылазки, повышая его жизнеспособность и универсальность.

Начиная с 2008 года, все новые самолеты изготавливаются по французским стандартом вооружения F3 (полный "фарш"), а все самолеты, которые были изготовлены ранее, были модернизированы под F3.

Оснащенный по стандарту F3, "Рафаль" способен выполнять различные миссии в условиях противодействия ПВО.

В частности, он оснащен крылатыми ракетами большой дальности Storm Shadow и ракетами класса "воздух-воздух" MICA-IR и MICA-EM, а также противокорабельными ракетами AM39 Exocet.

Также французский истребитель может похвастаться новейшими ракетами класса "воздух-воздух" Meteor, которые значительно расширят его возможности по уничтожению воздушных целей за пределами визуальной видимости.

Кроме этого, "Рафаль" может быть вооружен ядерными ракетами ASMP-A.

В дополнение к вышеупомянутому оборудованию Rafale несет 30-мм пулемет револьверного типа GIAT 30 и может быть оснащен целым рядом лазерных бомб и боеприпасов.

Rafale, как правило, имеет 14 точек подвески, пять из которых подходят для тяжелого вооружения или оборудования (например, вспомогательные топливные баки), и имеет максимальную грузоподъемность 9 тонн.

Но нас должна больше всего заинтересовать его универсальность. Для совместимости с различными типами и различным происхождением вооружения бортовая система управления Rafale соответствует стандарту MIL-STD-1760, электрическому интерфейсу между самолетом и его магазинами, что упрощает включение многих из существующих видов оружия и оборудования. Следовательно, в случае сотрудничества с Украиной можно было бы рассмотреть возможность использования отечественных высокотехнологичных боеприпасов.

Читайте также: Смертельное оружие: Что за ракеты "Оскол" разработали и опробовали в Украине.

Использование

До недавнего времени "Рафаль" находился на вооружении лишь Франции: сначала министерством обороны было заказано 120 самолетов, а в 2009 году дозаказано еще 60 единиц.

До недавнего времени французам не удавалось вывести "Рафаль" на внешний рынок – один за другим они проигрывали все тендеры. 7 декабря 2011 года министр обороны Франции Жерар Лонге даже заявил, что в случае отсутствия иностранных заказов производство самолетов Rafale будет свернуто после того, как кампания Dassault выполнит заказ минобороны Франции.

Однако в феврале 2015 года интерес к французскому истребителю проявил Египет и стал первым иностранным оператором "Рафаля", подписав контракт на поставку 24 готовых самолетов (8 одноместных и 16 двухместных). При этом первая партия самолетов поступила уже в июле 2015 года, а по состоянию на конец 2018-го в распоряжении Египта уже было 18 самолетов. Кроме этого, Египет хочет дозаказать еще 12 самолетов "Рафаль".

Также известно, что в 2012 году Индия объявила "Рафаль" победителем своего тендера на поставку 126 многофункциональных истребителей по цене 20 млрд долларов США. При этом первые 18 самолетов должны были быть доставлены из Франции, а остальные 108 – собраны на заводах Индии в рамках соглашения о передаче технологий. Однако с реализацией договоренностей обе стороны не спешили, и в итоге в 2016 году между двумя странами был заключен контракт о поставке лишь 36 готовых "Рафалей" по цене 7,8 млрд евро и производстве еще 18 на территории Индии на такую же сумму. По условиям контракта, первый самолет должен быть доставлен в Индию на начало 2019 года.

Кроме этого, в 2015 году Катар заказал 24 самолета по цене 6,3 млрд евро (7,02 млрд долларов) с возможностью дозаказать в 2017 году еще 12 по цене 1,1 млрд евро. При этом первый "Рафаль" был доставлен клиенту в феврале 2019 года.

Среди потенциальных операторов Dassault Rafale называют также Финляндию, Малайзию, Испанию, Швейцарию и ОАЭ.

К плюсам истребителей "Рафаль" можно отнести неоднократное участие в боевых операциях, как то война в Афганистане (2007-2014 гг.); война в Ливии (2011 г.), где они патрулировали воздушное пространство, а также наносили точечные удары по войскам и военным объектам Муаммара Каддафи; военная операция против "Исламского государства" (2015-2016 гг.), где они в составе сил коалиции с борта авианосца "Шарль де Голль" наносили удары по силам ИГ в Ираке.

Добавим, что за все время известно о четырех случаях аварий истребителей "Рафаль": трижды по причине технических неисправностей и один раз из-за человеческого фактора. Кстати, "Рафаль" считается одним из самых сложных самолетов своего класса как в обслуживании, так и в управление (собственно, именно поэтому компания-производитель сменила акцент с одноместных палубников на двухместную модель – двум пилотам проще справиться с управлением).

Стоимость

Как мы уже писали, цена не является определяющим фактором при выборе реактивных истребителей. В значительной степени решение отдельно взятой страны зависит от офсетных программ, которые могут предложить компании-производители, а также от геополитической конъюнктуры. Однако, даже несмотря на все скидки и партнерские программы, "Рафаль" остается самым дорогим боевым самолетом своего класса в мире.

Для примера: согласно контракту с Катаром в стоимость первого транша, кроме самих самолетов, входили также обеспечение крылатыми ракетами дальнего радиуса действия и ракетами "Метеор", а также подготовка 36 катарских пилотов и 100 катарских техников французскими военными, поэтому цена за единицу составила 263 млн евро, тогда как во время второй поставки она составляла уже 92 млн евро за один самолет.

Египет заплатил за 24 самолета 5,2 млрд евро с обучением персонала (217 млн евро за единицу), но это была часть большого соглашения, включавшего в себя, среди прочего, поставку многофункционального фрегата типа FREMM.

Индия заказала первые 36 самолетов "Рафаль" по цене 7,8 млрд евро (217 млн евро за единицу). Более того, Индия сейчас добивается того, чтобы 50% от суммы контракта французы в обязательном порядке реинвестировали в индийскую промышленность.

При этом стоимость одного часа полета "Рафаля" в 2012 году составляла 16,5 тыс. долларов. Для сравнения: у интернационального "Тайфуна" этот показатель равен 18 тыс. долларов, у шведского JAS 39 Gripen – 4,7 тыс. долларов, у американского F-16 – 7 тыс. долларов. То есть "Рафаль" является одним из самых дорогих в обслуживании самолетов своего класса в мире.

Почему этот вариант может быть удачным для Украины

Традиционно здесь есть несколько моментов. Во-первых, многоцелевые истребители "Рафаль" имеют реальный боевой опыт, хоть он и касается лишь использования самолета в качестве штурмовика, бомбардировщика и разведчика.

Во-вторых, по своим техническим и эксплуатационным характеристикам Dassault Rafale является одним из лучших среди реактивных истребителей четвертого поколения и, по прогнозам специалистов, будет оставаться таковым как минимум до 2035-го, а то и до 2040 года. А это важно, ведь пока мы определимся с новым брендом, пока заключим контракт, пока получим готовые самолеты, пройдут года, а мир тем временем не будет стоять на месте.

В-третьих, как видно из опыта других стран, французы хоть и со скрипом, но все же идут на уступки реальным клиентам вплоть до того, что соглашаются собирать самолеты на территории клиента на правах передачи технологий. Для Украины, учитывая ее научно-технический потенциал в авиационной отрасли, это был бы идеальный вариант.

Но есть ряд "но". Прежде всего, "Рафаль" является самым дорогим из существующих истребителей четвертого поколения. Интернациональный "Тайфун" и американские F-15 и F-16 стоят дешевле.

Также подготовка летного состава и обслуживающего персонала для обслуживания Rafale занимает несколько лет, что равносильно подготовке людей к F-16. В то же время подготовка для JAS 39 Gripen и Typhoon занимает около шести месяцев. Учитывая то, что Украина до последнего откладывает принятие решения о реформировании боевого авиапарка, этот показатель будет иметь не последнее значение.

Вместе с тем, если Украина все-таки сможет договориться о производстве самолетов у себя на территории, то это позволило бы не только за счет более дешевой рабочей силы удешевить "Рафаль" для собственных нужд, но и зарабатывать на этом, собирая самолеты на экспорт.

Кроме этого, фирма Dassault Aviation не имеет центра обслуживания самолетов в Восточной Европе, что в определенной степени тормозит продвижение "Рафалей" на этот рынок. Украина, имеющая мощную научно-техническую базу, могла бы стать для них своеобразным логистическим хабом и сосредоточить у себя не только производство, но и обслуживание самолетов.

Осталось напомнить, что если Украина не начнет решать вопросы реформирования ВВС уже сейчас, то через несколько лет вообще может без авиации остаться. Мы и так дотянули вопрос до предела, что нам скоро любой "секонд-хенд" будет за счастье. Главное здесь – не пойти путем в никуда и не скупать по всему миру старые советские МиГи и Сушки, откладывая тем самым крайне важную реформу.

Читайте также: Падение Су-27 под Винницей: Почему произошла трагедия.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme