Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден американский F-15SE Silent Eagle

Реформа украинской боевой авиации с каждым годом все настойчивее стучится в двери украинского оборонного ведомства, но слышат ли там этот стук?

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Новый истребитель для Украины: Почему на…

Все фото – ЕРА

Как известно, модельный ряд украинской боевой авиации по состоянию на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц). Однако все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2025 году, а учитывая пятилетний период необходимого обучения как летного состава, так и обслуживающего персонала плюс поставки новых самолетов по контракту, определяться с заменой нужно не позже 2020 года.

Depo.ua предлагает цикл ознакомительных материалов с вероятными вариантами замены старых МиГов и Сушек присутствующими на мировом рынке реактивными истребителями. На очереди американский многоцелевой истребитель Boeing F-15SE Silent Eagle (F-15 "Сайлент Игл", или F-15 "Тихий орел").

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден шведский JAS 39 Gripen.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден европейский Typhoon.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден французский Rafale.

Что собой представляет

F-15SE Silent Eagle – это американский многоцелевой истребитель поколения 4++ с применением технологий снижения радиолокационной заметности, разрабатываемый американской компанией Boeing и ее зарубежными партнерами.

F-15SE "Тихий орел" представляет собой всепогодный двухместный универсальный реактивный истребитель для нанесения авиаударов по высокозащищенным целям без применения самолетов сопровождения или радиоэлектронной борьбы.

Эта модель была разработана на базе двухместного истребителя-бомбардировщика F-15E Strike Eagle, который, в свою очередь, является одной из модификаций легендарного F-15 Eagle.

F-15SE Silent Eagle впервые был представлен 17 марта 2009 года, а 8 июля 2010 года состоялся первый полет прототипа. Однако серийное производство самолетов стартовало лишь в 2018 году.

Главной особенностью новой модели F-15SE Silent Eagle стало уменьшение радиолокационной заметности. В частности, для уменьшения эффективной площади рассеяния (ЭПР) в передней полусфере передний край крыла был покрыт специальными радиопоглощающими материалами. Также на F-15SE установлены конформные вооруженные отсеки для внутреннего размещения вооружения вместо конформных топливных баков, а хвостовое "оперение" отклонено в наружную сторону на 15 градусов для лучшего рассеивания радиоволн. Боеприпасы занимают большую часть места в каждом конформном вооруженном отсеке, а остаток места используется для хранения горючего.

Согласно информации разработчиков, ЭПР самолета в переднюю полусферу соответствует уровню самолета 5-го поколения в конфигурации, согласованной правительством США для продажи за границу. При этом проведенная модернизация не снижает аэродинамического качества F-15SE.

В сравнении с предыдущими моделями F-15, "Тихий орел" на 60% обновлен и значительно усилен. Его ресурс увеличен до 16000 летных часов.

"Начинка"

Комплекс радиоэлектронного оборудования F-15SE Silent Eagle обеспечивает возможность всепогодного и круглосуточного применения самолета, автоматический полет в режиме учета рельефа местности, повышение эффективности поражения воздушных и наземных целей, в том числе малоразмерных.

В состав прицельно-навигационного комплекса на истребителях F-15SE входит радиолокационная станция (РЛС) AN/APG-82(V1) с активной фазированной антенной решеткой (ФАР), а также комплексная нашлемная система целеуказания Joint Helmet Mourned Cueing System. Также он имеет средства радиоэлектронной борьбы производства BAE Systems, включая пассивную систему предупреждения об облучении.

В режиме "воздух-воздух" дальность обнаружения целей составляет 185 км. РЛС имеет возможность выделения отдельных целей в группе при расстоянии до 30 м между ними, а также режим распознавания отдельных целей на основе анализа сигналов, которые отражаются от вращающихся лопаток компрессора двигателя самолета-цели. Также эта РЛС обеспечивает одновременное сопровождение нескольких целей и пуск по ним ракет AIM-120 AMRAAM класса "воздух-воздух".

Для повышения вероятности обнаружения целей на встречных и попутных курсах на больших расстояниях и на фоне земной поверхности РЛС имеет режим излучения с высокой частотой повторения импульсов (200 кГц) и стробированием по дальности. Это позволяет эффективно подавлять отражения луча РЛС от земной поверхности. В этом режиме РЛС может сопровождать одновременно до десяти целей.

В режиме картографирования РЛС позволяет получать изображения участков земной поверхности, визирование происходит под углом до 45 градусов по обе стороны от направления полета. Режим синтезирования апертуры при работе по наземным целям обеспечивает разрешающую способность 38 м на расстоянии 300 км, а при расстоянии 27 км – 2,5 м. При этом задержка в формировании изображения не превышает 3-7 секунд. Возможность получения достаточно качественных изображений сохраняется даже при маневрировании с четырехкратными перегрузками.

Прицельно-навигационная система LANTIRN обеспечивает навигацию, обнаружение наземных целей и применение оружия против них ночью и в сложных метеоусловиях. Система размещается в двух контейнерах: навигационном AN/AAQ-13 и прицельном AN/AAQ-14. Они являются автономными и могут применяться независимо один от другого.

Аппаратура навигационного контейнера предназначена для формирования ИК-изображения подстилающей поверхности на индикаторе на лобовом стекле (ИЛС), а также выдачи информации для обеспечения полета в режиме следования рельефу местности. В контейнере размещены РЛС и ИК-система переднего обзора с широким полем зрения.

Аппаратура прицельного контейнера системы LANTIRN предназначена для идентификации, захвата и сопровождения подвижных и стационарных наземных целей. Она обеспечивает автоматический пуск управляемых ракет "воздух-земля" по шести целям в течение 8-12 секунд.

Оборудование кабины самолета F-15SE соответствует концепции как можно более полной взаимозаменяемости членов экипажа. Управление оборудованием и средствами вывода информации осуществляется пилотом и оператором системы управления вооружением независимо. Однако каждый член экипажа информируется о том, какие режимы выбрал другой член экипажа.

Силовая установка F-15SE состоит из двух двигателей, оборудованных цифровой системой управления. Ряд элементов хвостовой части фюзеляжа и створки основных стоек шасси выполнены из титанового сплава с применением сверхпластичного формования и диффузионной сварки. Это позволило немного увеличить объем моторного отсека и обеспечить его совместимость как с "родными" для F-15 двигателями F100 фирмы Pratt & Whitney, так и с более мощными и крупногабаритными F110 General Electric.

Топливная система включает шесть топливных баков, расположенных в фюзеляже, и два в крыльях самолета. Для повышения боевой живучести все баки и прилегающие к ним отсеки заполнены пеноматериалом для поглощения энергии взрыва. Общий объем внутренних баков – 7643 л, плюс два conformal топливных бака вмещают по 2737 л. Кроме того, на внешних узлах подвески могут размещаться три подвесных топливных бака емкостью по 2309 л каждый. Таким образом, суммарный объем топлива, который может принять самолет на борт, составляет 22044 л, что является рекордом для машин такого класса.

Шасси самолета было усилено, чтобы выдержать большую посадочную массу. С этой целью использованы тормоза с углеродными дисками.

Вооружение

Вооружение самолета F-15SE Silent Eagle включает встроенную пушку М61А1 (20 мм, 450 снарядов). Боевая нагрузка размещается на внешних узлах подвески: двух подкрыльних, центральном подфюзеляжном и четырех конформных фюзеляжных. При установке конформных топливных баков часть вооружения может располагаться на четырех угловых узлах у нижних боковых кромок конформных топливных баков.

Управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух" представлено УР AIM-9 Sidewinder, AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM. В комплект вооружения могут входить до четырех ракет AIM-7 и AIM-9 или до восьми AIM-120.

Для нейтрализации вражеской ПВО самолет может применять антирадиолокационные ракеты AGM-88 HARM (до четырех под крылом). Для работы по наземным целям самолет может нести УР AGM-65 Maverick (до шести под крылом), широкий спектр управляемых и неуправляемых бомб.

О возможности использования других типов вооружений, аналогичных указанным (в том числе украинского производства), информации найти не удалось.

Использование

Что интересно, F-15SE Silent Eagle не состоит и не планируется в вооружении в армии США (для себя американцы изготавливают засекреченные истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II). Эта модель продвигается исключительно на внешние рынки, в первую очередь как замена морально и физически устаревших истребителей F-15 Eagle всех предыдущих модификаций.

В частности, Израиль провел несколько обсуждений относительно F-15 Silent Eagle как альтернативы F-35 и запросил эскадрилью F-15SE (точное количество не сообщается).

Также известно, что Саудовская Аравия заказала 84 единицы плюс планирует модернизировать до уровня F-15 Silent Eagle имеющиеся у нее 68 самолетов F-15E Strike Eagle.

Южная Корея пошла дальше и провела сравнительные испытания F-15SE, Typhoon и симулятора F-35, по итогам которых остановила свой выбор на "Тихом орле" как наиболее оптимальном по шкале "цена-качество".

А вот Япония, которая использовала F-15, решила отказаться от F-15SE в пользу более дорогого, но более мощного F-35.

Стоимость

Версия F-15SE Silent Eagle разработана, в первую очередь, для международного рынка. Экспортная стоимость составляет около 100 млн долларов за один самолет, что делает его одним из самых дорогих реактивных истребителей четвертого поколения.

Американцы ожидают, что "Тихий орел" станет заменой для стран, которые планировали закупить многоцелевой истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35, но не могут себе этого позволить из-за высокой цены. Также он может быть интересным и для покупателей, которые хотели бы иметь истребитель пятого поколения F-22 Raptor, продажа которого запрещено американскими законами.

Хотя, как мы уже писали, цена не является определяющим фактором при выборе реактивных истребителей. В значительной степени решение отдельно взятой страны зависит от офсетных программ, которые могут предложить компании-производители, а также от геополитической конъюнктуры.

Почему этот вариант может быть удачным для Украины

Традиционно здесь есть несколько моментов. Во-первых, успешный боевой опыт. F-15SE Silent Eagle является прямым потомком легендарного F-15 Eagle, который долгое время был лучшим истребителем в мире, имея на своем счету 104 успешно уничтоженных вражеских самолета (в основном, советского и российского производства) и ни одной боевой потери. Модификация F-15E Strike Eagle, на базе которой был создан "Тихий орел", также отлично зарекомендовала себя во время многих боевых операций, таких как "Щит пустыни" (1990) и "Буря в пустыне" (1991) в Ираке, Боснийская война (1993), "Союзная сила" в Югославии (1999), "Непокоренная свобода" в Афганистане (2001), "Иракская свобода" (2003) и др, где они выполняли задачи бомбардировщиков, штурмовиков и перехватчиков. Также Израиль регулярно использует F-15E Strike Eagle для обеспечения собственной безопасности. Для нас здесь главным является то, что эти самолеты отлично зарекомендовали себя в воздушных дуэлях с российскими Сушками и МиГами.

Во-вторых, закупка и использование американских боевых самолетов еще больше сблизили бы Украину и США в области военного сотрудничества. А для нас в нынешней ситуации близость к США автоматически означает удаленность от России.

В-третьих, американцы очень ревностно относятся к производству своих самолетов за пределами США, однако недавно разрешили Южной Корее изготавливать у себя часть фюзеляжа F-15SE и элементы бортовой электроники. Научно-технический потенциал Украины также мог бы быть задействован в этой сфере, если бы ВСУ имели на вооружении "Тихих орлов". Также нельзя исключать в таком случае и совместных украино-американских разработок.

Но есть и ряд негативных нюансов. Прежде всего, это подготовка летного состава и обслуживающего персонала для обслуживания самолетов F-15 всех модификаций занимает несколько лет, что по современным меркам очень много. В то же время подготовка для JAS 39 Gripen и Typhoon занимает около 6 месяцев. Учитывая то, что Украина до последнего откладывает принятие решения о реформировании боевого авиапарка, этот показатель будет иметь важное значение.

Кроме этого, маловероятной выглядит идея создания логистического хаба для F-15SE в Украине, поскольку США имеют достаточное количество военных баз по всей Европе. А с другой стороны, сотрудничество с американцами в военно-воздушной сфере может в перспективе побудить США создать военную базу в Украине.

Как бы там не было, но если Украина не починет решать вопросы реформирования ВВС уже сейчас, то через несколько лет может вообще без авиации остаться. Мы и так дотянули вопрос до предела, что нам скоро любой "секонд-хенд" будет за счастье. Главное здесь – не пойти путем в никуда и не скупать по всему миру старые советские МиГи и Сушки, откладывая тем самым крайне важную реформу.

Читайте также: Падение Су-27 под Винницей: Почему произошла трагедия.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme