Новый штурмовик для Украины: Что за УТЛ-450 может стать заменой бразильскому Super Tucano

Очень скоро Украине придется полностью обновлять парк боевых самолетов, и главное здесь – не ошибиться со стратегическим выбором и не накупить нового металлолома взамен существующего

Новый штурмовик для Украины: Что за УТЛ-…
Фото: Мотор-Січ

Как известно, модельный ряд украинской боевой авиации по состоянию на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц). Однако все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2030 году, а учитывая время, необходимое на обучение как летного, так и технического состава, плюс поставки новых самолетов по контракту, определяться с заменой нужно не позже 2020 года, который стремительно приближается к экватору.

Еще в 2015 году Украина предварительно договорилась с Китаем о закупке для нужд ВВС легких штурмовиков Hongdu L-15, которые оснащаются двигателями украинского производства. Учитывая, что ВВС Украины нуждались и нуждаются в новых истребителях, эта новость вызвала большой ажиотаж в профессиональных и околопрофессиональных кругах. Однако при ближайшем рассмотрении эти самолеты оказались не такими уж и высококачественными.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Что не так с китайским L-15.

А 24 октября 2019 года появилась информация, что президент Украины Владимир Зеленский заинтересовался возможностью приобрести у Бразилии штурмовики Super Tucano. Предварительно украинская делегация уже посетила Бразилию с намерением оценить производственные мощности и обсудить возможное приобретение этих самолетов.

Читайте также: Новый штурмовик для Украины: Что за Super Tucano присмотрел Зеленский в Бразилии.

Однако эта идея вызвала большое сопротивление и непонимание в военной экспертной среде, не в последнюю очередь из-за неприспособленности самолета к украинским реалиям. Ведь Super Tucano хотя и имеет достаточную большую высотность, однако явно недостаточную для действий против российских средств ПВО, которыми буквально кишит оккупированная россиянами территория украинского Донбасса.

И вот 7 мая 2020 года поступила новость, что в Запорожье испытывают модернизированный учебно-тренировочный самолет Як-52 от компании "Мотор-Сич", получивший новый отечественный двигатель, а также ряд других систем и название УТЛ-450.

Предполагается, что модернизированный самолет сможет выполнять полеты в различных метеоусловиях и в любое время суток, в условиях севера и жаркого климата при выполнении общих технических требований к легкому учебно-тренировочному самолету.

Что собой представляет

УТЛ-450 представляет собой ремоторизированный Як-52 с турбовинтовым двигателем АИ-450С и пятилопастным винтом изменяемого шага MTV-5.

Самолет был капитально отремонтирован и модернизирован предприятием "Мотор-Сич" с использованием фюзеляжа самолета Як-52 с серийным номером 9010706. Впервые он был представлен на выставке "Авиасвит ХХІ-2016" 14 октября 2016 года в Киеве.

По словам пилотов Сергея Филатова и Сергея Комина, которым доверили испытание УТЛ-450, он получился намного мощнее своего предшественника Як-52.

Среди нового установленного оборудования значится следующее:

- пилотажно-навигационный комплекс Dynon SkyViev;

- индикатор параметров двигателя ИПГД-450 (производства ГП "Оризон-Навигация");

- пилотажно-навигационный индикатор СН-4314 (производства ГП "Оризон-Навигация");

- блок Garmin GTN650.

Летно-технические характеристики самолета УТЛ-450:

вес пустого самолета – 900 кг;

максимальный взлетный вес – 1315/1500 кг (пилотажная/многоцелевая категория);

максимальная скорость горизонтального полета – 350 км/ч;

максимальная дальность полета с 10% запасом топлива – 650 км;

максимальная дальность полета с дополнительным запасом топлива – 2890 км;

практический потолок – 9000 м.

Вооружение

Пока о вооружении нового самолета никакой информации нет, однако его предшественник Як-52 в ударной модификации имел два пилона с подвешенными блоками УБ-32, поэтому логично будет предположить, что и УТЛ-450 будет иметь нечто похожее.

УБ-32 – это многократный 32-залповый блок, который был разработан в СССР в 1970-х годах для использования в воздушном режиме в условиях тесной воздушной поддержки наземных атак. Обычно он устанавливается на внешних жестких точках подвески самолетов.

Блок УБ-32 предназначен для доставки в район применения и пуска по наземным целям неуправляемых авиационных ракет калибра 57 мм различных модификаций, самой популярной из которых является С-5.

Использование

Новый учебно-тренировочный самолет УТЛ-450 предназначен прежде всего для профессиональной подготовки будущих пилотов. Однако при необходимости использования в боевых операциях легких маневренных протипартизанских ударных самолетов он может иметь и боевое применение.

Перспективы в Украине

Легкий самолет УТЛ-450 пока не имеет аналогов в Украине, поэтому у него есть все шансы стать универсальным учебно-тренировочным аппаратом для ВВС ВСУ. Известно, что уже сегодня "Мотор-Сич" ведет переговоры с Министерством обороны Украины, чтобы применять этот летательный аппарат не только для начального обучения пилотов, но и для обучения, связанного с вооружением.

Конечно, это хорошо, что в Украине появился новый учебно-тренировочный самолет с возможным применением вооружения, вместе с тем реальные перспективы пока довольно туманны. Да и если говорить об именно боевом применении, то тот же Super Tucano выглядит более мощным.

В то же время, как и бразильский конкурент, отечественный УТЛ-450 сейчас видится абсолютно непригодным для использования в войне на Донбассе. А других боевых действий Украина не ведет.

Кроме того, Украине вместо бесконечной модернизации советского металлолома стоит задуматься над созданием нового современного самолета. Это будет дольше и дороже, зато намного перспективнее и долговечнее.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Что за отечественный проект может защищать небо.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"