Новый штурмовик для Украины: Что за Super Tucano присмотрел Зеленский в Бразилии

Очень скоро Украине придется полностью обновлять парк боевых самолетов, и главное здесь – не ошибиться со стратегическим выбором

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Новый штурмовик для Украины: Что за Supe…

Как известно, модельный ряд украинской боевой авиации по состоянию на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц). Однако все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2030 году, а учитывая время, необходимое на обучение как летного, так и технического состава, плюс поставки новых самолетов по контракту, определяться с заменой нужно не позже 2020 года.

Еще в 2015 году Украина предварительно договорилась с Китаем о закупке для нужд ВВС легких штурмовиков Hongdu L-15, которые оснащаются двигателями украинского производства. Учитывая, что ВВС Украины нуждались и нуждаются в новых истребителях, эта новость вызвала большой ажиотаж в профессиональных и околопрофессиональных кругах. Однако при ближайшем рассмотрении эти самолеты оказались не такими уж и качественными.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Что не так с китайским L-15.

А 24 октября 2019 года появилась информация, что президент Украины Владимир Зеленский заинтересовался возможностью приобрести у Бразилии штурмовики Super Tucano. Об этом в своем Twitter написал президент Бразилии Жаир Болсонару.

Стоит отметить, что заявление президента Бразилии возникло не на пустом месте, ведь недавно украинские военные летчики провели в Португалии тестовые полеты на легких бразильских штурмовиках фирмы Embraer EBN-314 Super Tucano.

"Предварительно украинская делегация посетила Бразилию с намерением оценить производственные мощности и обсудить возможное приобретение этих самолетов", – говорилось в сюжете "Военного телевидения".

В своей серии материалов "Новый истребитель для Украины" мы его сознательно не рассматривали, поскольку Super Tucano не является реактивным боевым самолетом четвертого поколения. Но если уже начали говорить об интересе Украины к этому самолету, посмотрим на него более внимательно.

Что собой представляет

Легкий турбовинтовой штурмовик EMB-314 Super Tucano выпускается бразильской компанией Embraer с 2003 года. При этом первый прототип самолета поднялся в воздух в 1999 году.

Изначально он проектировался как учебный самолет, но впоследствии был доработан для проведения ударов с воздуха. Для этого кабину пилота штурмовика защитили кевларовой броней. Сейчас выпускается в двух вариантах: одноместный и двухместный.

Одноместный A-29A предназначен для атаки и вооруженной разведки (задача по перехвату), атаки и прикрытия (задачи непосредственной авиационной поддержки). Он способен перехватывать и уничтожать маломощные самолеты. Имеет дополнительный топливный бак (+400 литров).

Двухместный A-29B предназначен для тех же задач, что и одноместная версия, и также используется для обучения и контроля за воздушным пространством (задача по мониторингу). Однако не имеет дополнительного топливного бака.

При длине 11,38 м и высоте 3,97 м самолет имеет размах крыла 11,14 м. Он оснащен одним внутренним турбовинтовым двигателем в носовой части, рассчитанным на 3,5 часа полета. Крейсерская скорость составляет 520 км/ч, максимальная оперативная скорость чуть больше – почти 600 км/час. Боевой радиус полета – 500 км, а практическая дальность – 1330 км.

Преимуществом Super Tucano является то, что они могут взлетать и садиться на небольшую взлетную полосу – всего 900 метров.

Вооружение

В базовой комплектации штурмовик имеет на вооружении два встроенных пулемета FN Herstal M3 калибра 12,7 мм и одну подвесную пушку калибра 20 мм на фюзеляжном узле.

Всего же самолет имеет пять точек подвески и может нести боевую нагрузку 1500 кг, поэтому при желании и/или необходимости может быть дооснащен другими видами оружия (ракетами класса "воздух-воздух" или "воздух-земля", обычными или управляемыми бомбами, внешним баком для горючего и тому подобным).

Использование

Известно, что с боевой целью этот самолет использовали колумбийские военно-воздушные силы против повстанцев из FARC.

Кроме этого, в 2011 году EMB-314 Super Tucano был выбран ВВС США в качестве самолета летной подготовки, разведки и поддержки войск (контракт на поставку 20 самолетов общей стоимостью 355 млн долларов). Также Пентагон закупает их для ВВС Афганистана, где они также используется против талибов.

В настоящее время более 150 штурмовиков Super Tucano, которые находятся на вооружении ВВС ряда стран мира (крупнейшие операторы – Бразилия, Колумбия и Афганистан), налетали 130 000 часов, в том числе 18 000 часов в боевых полетах.

Стоимость

Согласно данным газеты The Wall Street Journal, один такой самолет стоит не дороже 20 млн долларов, а час полета на нем обходится в 500 долларов.

Почему этот вариант является не самым лучшим для Украины

Super Tucano эффективен там, где нет жесткого противодействия со стороны врага (как истребители-перехватчики, так и системы противовоздушной обороны). По сути, это легкий штурмовик для поддержки пехоты и борьбы с партизанами.

В украинских же реалиях (а Украина ведет войну против российских наемников на Донбассе) эти самолеты мало чем помогут, потому что станут хорошей мишенью российских средств ПВО, которыми буквально кишит оккупированная россиянами территория. А если война перейдет в острую фазу и дело дойдет до воздушных боев, то Super Tucano станет легкой добычей для российских "сушек" и МиГов еще на подлете к зоне выполнения боевой задачи.

"Super Tucano хотя и имеет достаточную большую высотность, однако явно недостаточную для действий против эшелонированной по высоте противовоздушной обороны (ПВО) – а это именно то, что мы наблюдаем у оккупационных корпусов на Донбассе", – пишет военный эксперт Михаил Жирохов.

Все же EMB-314 Super Tucano – это учебно-боевой самолет, и главное его назначение – подготовка пилотов к работе на реактивных истребителях. Поэтому в случае закупки EMB-314 Super Tucano украинской стороной, скорее всего, именно такая участь их и ожидает. А вот насчет рациональности, здесь есть сомнения.

Также теоретически возможен вариант, по которому Украина могла бы по лицензии изготавливать EMB-314 Super Tucano у себя. Инженерная и производственная база для этого у нас есть. Тогда этот проект, несмотря на сомнительные военные перспективы, может стать интересным с коммерческой точки зрения.

Как бы там ни было, но если Украина не начнет решать вопросы реформирования ВВС уже сейчас, то через несколько лет может вообще без авиации остаться. Мы и так дотянули вопрос до той грани, что нам скоро любой "секонд-хенд" будет за счастье. Главное здесь – не пойти путем в никуда и не начать скупать по всему миру старые советские МиГи и "сушки", откладывая тем самым крайне важную реформу.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Что за отечественный проект может защищать небо.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme