Новый штурмовик для Украины: Что за американский Thunderbolt может появиться в ВСУ

Очень скоро Украине придется полностью обновлять парк боевых самолетов, и главное здесь – не ошибиться со стратегическим выбором

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Новый штурмовик для Украины: Что за амер…
Фото - Master Sgt. William Greer

Как известно, модельный ряд украинской боевой авиации по состоянию на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы) а также бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц). Однако, все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2030 году, а учитывая время, необходимое для обучения как летного, так и технического состава, плюс поставки новых самолетов по контракту, определяться с заменой нужно не позже 2020 года.

Еще в 2015 году Украина предварительно договорилась с Китаем о закупке для нужд ВВС легких штурмовиков Hongdu L-15, которые оснащаются двигателями украинского производства. Учитывая тот факт, что ВВС Украины нуждались и нуждаются в новых истребителях, эта новость вызвала большой ажиотаж в профессиональных и околопрофессиональных кругах. Однако, при ближайшем рассмотрении эти самолеты оказались не такими уж и качественными.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Что не так с китайским L-15.

В 2019 году к теме штурмовиков снова вернулись. 24 октября появилась информация, что президент Украины Владимир Зеленский заинтересовался возможностью приобрести у Бразилии штурмовики Super Tucano. Об этом в своем Twitter написал президент Бразилии Жаир Болсонару.

Заявление президента Бразилии возникло не на пустом месте, ведь недавно украинские военные летчики провели в Португалии тестовые полеты на легких бразильских штурмовиках фирмы Embraer EBN-314 Super Tucano.

Читайте также: Новый штурмовик для Украины: Что за Super Tucano присмотрел Зеленский в Бразилии.

Стоит отметить, что этот самолет в Украине также восприняли весьма неоднозначно – прежде всего из-за его моральной устарелости. Но 23 декабря появилась информация, что США в декабре предложили Украине изучить вопрос о приобретении американских штурмовиков Thunderbolt (скорее всего, речь идет о модели A-10 Thunderbolt II), и уже в 2020 году подписать "Меморандум о намерениях" касательно будущего соглашения.

В своей серии материалов "Новый истребитель для Украины" мы его сознательно не рассматривали, так как Thunderbolt не является реактивным боевым самолетом 4-го поколения, плюс давно снят с производства, хотя до сих пор находится на вооружении ВВС США. Но раз уже начали говорить об интересе Украины к этому самолету, то стоит рассмотреть более подробно и его.

Что собой представляет

A-10 Thunderbolt II – это американский бронированный одноместный штурмовик, предназначенный для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам путем поражения танков, бронемашин и прочих наземных целей. Относится к классу тяжелых штурмовиков.

Будучи принятым на вооружение в 1976 году, он до сих пор является единственным самолетом ВВС США, который предназначен и используется только для решения задачи непосредственной авиационной поддержки. То есть, это достаточно узкопрофильный, можно даже сказать – монофункциональный, самолет. Последней модернизации подвергся в 2011 году, после чего получил маркировку A-10C Thunderbolt II (свое название получил в честь истребителя-бомбардировщика времен Второй мировой войны P-47 Thunderbolt, а цифра II должна свидетельствовать об определенной наследственности).

Немного забавный внешний вид появился не случайно и имеет очень серьезное обоснование – при выборе конфигурации самолета два широко разнесенных двигателя установили высоко по обе стороны в хвостовой части фюзеляжа, где они экранируются конструкцией от наземного огня с большинства ракурсов, а с передней полусферы и задней полусферы консолями крыла и хвостовым оперением. Благодаря этому конструкция самолета отличается высокой живучестью.

Фюзеляж представляет собой полумонокок и содержит четыре неразрезных силовых лонжерона постоянного сечения а также большое количество одинаковых шпангоутов. Основным конструкционным материалом являются сплавы алюминия 2024 и 7075 с повышенным сопротивлением распространению трещин. Фюзеляж не разрушается при повреждении двух диаметрально противоположных лонжеронов и двух прилегающих к ним панелей обшивки.

Низко размещенное трилонжеронное крыло состоит из трех секций. В центральной секции размещены топливные баки. В конструкции носка и задней части крыла использованы сотовые заполнители. Хвостовое оперение самолета двухкилевое. Опять же – выбор схемы с двумя килями и рулем осуществлен по результатам исследований боевой живучести системы управления, которые показали, что такая схема допускает повреждения с одной стороны фюзеляжа без значительного вреда для аппарата, практически без потери управления.

Горизонтальный стабилизатор прямоугольной формы сохраняет свою несущую способность при разрушении одного из лонжеронов. Прочная конструкция и резервирование всех систем обеспечивают возможность продолжения полета при наличии большого количества боевых повреждений, включая выход из строя одного двигателя и полное разрушение консоли стабилизатора.

Также живучесть самолета обеспечивают бронирование кабины летчика и некоторых агрегатов, ответственных за сохранение боевой эффективности машины, резервирование элементов конструкции и оборудования, разнесение двигателей, каналов проводки управления.

Кабина выполнена из катанной титановой брони толщиной от 13 до 38 мм. Бронекабина собирается из отдельных деталей на болтах. На внутренних поверхностях бронекабины установлена противоосколочная подкладка из многослойной нейлоновой ткани.

Такая конструкция самолета позволяет выдерживать одиночные попадания снарядов калибра 23-мм ЗУ-23-4 "Шилка", а отдельные системы являются неуязвимыми для осколочных снарядов калибра 57-мм (ЗСУ-57-2).

Штурмовик имеет длину 16,26 м размах крыла 17,53 м. В пустом состоянии он имеет массу 9 176 кг (из которых масса брони составляет 1 310 кг, или 9,6% ), а в нагруженном – 10 515 кг. При этом максимальная взлетная масса может быть 13 628 кг, что говорит об определенном запасе прочности самолета. Объем внутренних топливных баков составляет 6200 л.

Силовая установка самолета состоит из двух газотурбинных двигателей General Electric TF34-GE-100 с тягой 40,32 кН (4112 кгс) каждый.

Самолет способен подниматься на максимальную высоту 13 380 г, имеет перегоночную дальность 4 647 км, практическую дальность с максимальной нагрузкой 740 км и способен осуществлять непосредственную авиационную поддержку на расстоянии до 463 км. При этом самолет способен развивать максимальную скорость до 834 км/ч на высоте и 722 км/ч у земли. Крейсерская же скорость неподалеку от земли составляет 555 км/час. Длина разгона с максимальной боевой нагрузкой составляет 1 152 м.

Несмотря на свой нелепый внешний вид и серьезную массу, этот бронированный самолет имеет высокую маневренность на малой высоте. К его преимуществам также относятся возможность базирования на грунтовых аэродромах, мощное пушечное вооружение и большое число узлов внешней подвески.

Самолет имеет 11 (одновременно могут функционировать максимум 10 из них) точек подвески (8 под крылом, 3 под фюзеляжем, однако под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых), на которых кроме оружия могут крепиться три подвесных топливных бака с общим объемом 2271 литров: пара под крылом и один под фюзеляжем.

А самым интересным для нас является то, что испытание на определение оценки боевой живучести этого самолета проводилось с применением оружия советского производства, в частности ЗУ-23-4 "Шилка", которая до сих пор стоит на вооружении российской армии, в том числе на временно оккупированном ею Донбассе.

Читайте также: Новое оружие ВСУ. Как зениткая "Шилка" будет "косить" боевиков.

Вооружение

Как уже отмечалось, самолет имеет 11 (10) точек подвески с общей массой подвесных элементов 7257 кг, поэтому при необходимости может быть настоящей летающей крепостью.

Основной ударной силой этого штурмовика является 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A Avenger барабанного типа с боекомплектом в 1350 патронов калибра 30×173 мм. Эта авиационная пушка была создана специально для этой модели штурмовика и является одной из самых мощных артиллерийских и авиационных систем в мире. Эффективность ее огня испытывали на американских танках M48 и советских Т-62, полученных из Израиля. Выяснилось, что она способна эффективно поражать Т-62 (вызвать пожар и детонацию боекомплекта) при стрельбе на дистанциях до 1200 м.

Кроме основной пушки A-10C Thunderbolt II имеет две подвесные артиллерийские установки SUU-23 с 20-мм пушками GAU-4/A.

Также на вооружении этого штурмовика есть неуправляемые ракеты:

- 4 блока LAU-61/LAU-68 (с 19-ю ракетами Hydra 70 калибра 7×70 мм);

- 6 блоков LAU-10 (с 4-мя ракетами Zuni калибра 127 мм).

И свободнопадающие бомбы:

- фугасные – 24 единицы 227-килограммовых Mk 82, или 6 единиц 908-килограммовых Mk 84;

- зажигательные – 8 единиц 340-килограммовых BLU-1, или 8 единиц 340-килограммовых BLU-27/B, или 8 единиц MK-77 с напалмом;

- кассетные – 20 единиц Mk-20 Rockeye II, или 20 единиц 350-килограммовых CBU-52, или 20 единиц 370-килограммовых CBU-71, или 10 единиц CBU-38, или 16 единиц CBU-70.

Во время последней модернизации, которая имела место в 2011 году, самолет был оснащен современным цифровым оборудованием, что позволяет ему нести высокоточное оружие с лазерной системой наведения.

Таким образом, теперь он может нести управляемые ракеты "воздух-воздух" AIM-9 (2 единицы) и ракеты "воздух-поверхность" AGM-65 (6 единиц), а также управляемые бомбы GBU-8 (4 единицы), или GBU-10 (4 единицы), или GBU-12 (6 единиц).

В принципе, при необходимости его можно будет перевооружить и отечественными аналогами авиационного вооружения.

Использование

Первое боевое применение штурмовика A-10 Thunderbolt II произошло во время войны в Персидском заливе, в 1991 году. Всего в операции "Буря в пустыне" было задействовано 144 самолета этого типа, выполнивших примерно 8100 боевых вылетов, потеряв лишь 6 машин (в среднем одна потеря на 1350 вылетов).

Согласно американским данным, "Тандерболты" уничтожили больше 1000 иракских танков (больше, чем любые другие американские самолеты), 2000 других единиц военной техники и 1200 стволов артиллерии, превзойдя по этим показателям специализированный противотанковый вертолет AH-64 "Апач".

В частности, в одном вылете пара таких штурмовиков уничтожила 23 иракских танка и повредила 10; во время охоты за пусковыми установками оперативно-тактических ракет "Скад" пара A-10 за одну ночь уничтожили 6 стационарных, 3 временных и 3 мобильные пусковые установки.

Также во время операции "Буря в пустыне" эти штурмовики сбили два иракских вертолета (вероятно, Ми-8).

Кроме этого, участие в боевых действиях продемонстровало живучесть A-10 Thunderbolt II. Один из самолетов получил тяжелое повреждение крыла и, по словам наземного техника, "ни один другой самолет не вернулся бы на базу с таким повреждением".

Позже эти штурмовики принимали участие в военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии в 1999 году (опять подтвердилась его высокая живучесть, когда самолет этого типа совершил аварийную посадку в македонском аэропорту Скопье на одном двигателе – второй его двигатель был отстрелен), в операции международной коалиции в Афганистане в 2001 году и в операции "Свобода Ирака" в 2003 году.

Единственным слабым местом этих штурмовиков оказалась его "склонность" попадать под "дружественный огонь", отмеченное позже также в других военных конфликтах. Это вызвано спецификой боевой работы самолета-штурмовика, который чаще всего действует вблизи своих войск. Несколько нивелировать этот фактор удалось после оснащения самолета системой распознавания "свой-чужой" во время модернизации 2011 года.

Стоимость

Трудно говорить о стоимости самолета, который собираются "списать в тираж" – скорее всего, эта цифра будет результатом двусторонних договоренностей. Не исключено, что Украина вообще получит их бесплатно при условии оплаты всех сопутствующих расходов (транспортировка, ремонт, обучение персонала) – как это было в случае с морскими катерами Island.

Читайте также: "Москитный флот": Что за "Айленды" Украина получила от США.

Добавим лишь, что цена одного нового самолета A-10 Thunderbolt II, когда они еще выпускались, составляла 9,8 млн долларов в ценах 1998 года.

Почему этот вариант является спорным выбором для Украины

По состоянию на 2016 год на вооружении ВВС США находилось 287 единиц штурмовиков A-10C Thunderbolt II, однако американцами уже озвучены планы к 2028 году полностью заменить их более современными самолетами, ориентировочно – истребителями-бомбардировщиками F-35A. Это позволяет надеяться на возможность получить их если не бесплатно (США в таком случае сэкономят средства на их консервацию или утилизацию), то с очень серьезной скидкой и в большом количестве (можно полностью закрыть потребности в штурмовиках только этими самолетами, что упростит дальнейшее обслуживание).

Интересно, что штурмовики Thunderbolt никогда не поставлялись на экспорт. В разное время ими интересовались Австралия, Великобритания, Бельгия, ФРГ, Южная Корея, Япония и Турция, однако военные бюджеты этих стран не позволяли покупать узкоспециализированный тяжелый штурмовик, в результате чего предпочтение во всех случаях отдавалось многоцелевым истребителям-бомбардировщикам. Ничего не известно и о передаче списанных самолетов другим странам в наши дни, поэтому Украина может стать первой (а то и единственной) страной после США, на вооружении которой появится этот штурмовик.

Сам по себе самолет A-10C Thunderbolt II является довольно неплохим и, в отличие от того же бразильского Super Tucano, доказал свою эффективность в условиях жесткого противодействия со стороны врага. Плюс его натаскивали для работы в условиях противодействия именно советским средствам ПВО, что важно во время войны на Донбассе.

Конечно, они полностью беззащитны против реактивных истребителей врага, однако в условиях отсутствия у врага реактивной боевой авиации или при условии прикрытия дружественными истребителями, A-10C Thunderbolt II вполне оправдывают свое существование.

Вместе с тем, при всех своих достоинствах, все же, это самолет прошлого поколения с соответствующими возможными последствиями, наиболее критическим из которых является износ материалов. Поэтому однозначно утверждать, что этот штурмовик является находкой для ВВС ВСУ нельзя, впрочем, как и не стоит спешить кричать "измена". Как и в случае с катерами "Айлендами", здесь есть как свои преимущества, так и недостатки – надо только правильно их просчитать до принятия решения о закупке.

Да и как бы там ни было, если Украина не начнет решать вопросы реформирования ВВС уже сейчас, то через несколько лет может вообще без авиации остаться. Мы и так дотянули вопрос до предела, что нам скоро любой "секонд-хенд" будет за счастье – даже такой, как A-10С Thunderbolt II.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Что за отечественный проект может защищать небо.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme