Народные беспилотники: Как PD-1 и "Лелека-100" докучают оккупантам на Донбассе и завоевывают мир

Отечественный оборонпром продолжает удивлять мировое сообщество, разрабатывая все новые и новые образцы оружия будущего

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Народные беспилотники: Как PD-1 и "Лелек…
People's Drone PD-1, фото - "Крила"

В эти дни в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) проходит выставка и конференция посвященные беспилотным системам UMEX-2020. Наряду с другими странами на них представлена и Украина – компания "Ukrspecsystems" представит беспилотники PD-1 и Leleka-100.

В целом, фирма "Ukrspecsystems" имеет достаточно интересную историю – в 2015 году она была создана волонтерами-энтузиастами, которые устали выискивать по миру доступные образцы беспилотных летательных аппаратов для нужд армии и решили создавать собственные. Как видим, они достигли в этом определенных успехов. Поэтому Depo.ua предлагает ближе познакомиться с данными беспилотниками.

Читайте также: Реактивный беспилотник: Поможет ли украинская разработка в АТО.

Читайте также: Какой новый украинский дрон-камикадзе будет "кошмарить" Россию.

Читайте также: Ударный беспилотник от "Антонова": Чем Украина будет бомбить россиян.

Читайте также: Беспилотник-шпион: Какое оружие будущего разработали в Украине.

Читайте также: Беспилотник-наблюдатель: Как украинская армия осваивает технологии будущего.

Читайте также: Киллеры танков: Что могут турецкие беспилотники, которые закупила Украина.

Читайте также: Шумное чудо с ручным управлением: Что за квадрокоптер "Берегиня" разработали для ВСУ.

PD-1

People's Drone PD-1 – это украинский беспилотный авиационный комплекс, предназначенный для осуществления воздушной разведки, контроля над перемещением противника и огневого поражения наземных целей. Он стал первым продуктом сотрудничества волонтеров "Народного проекта" и энтузиастов из авиамодельных клубов и получил условное название "Первый Народный комплекс БПЛА".

190221 UKRSPECSystems 3

Разработку первого комплекса оплатили спонсоры, а сбор средств на второй комплекс осуществляется при помощи "Народнгого проекта".

В рамках данного проекта создавался ряд беспилотников, сложность выполнения которых постепенно увеличивалась. Финансирование работ по созданию аппарата осуществлялось за счет добровольного перечисления средств на счет волонтеров проекта "Первый Народный комплекс БПЛА".

Беспилотник, который сначала являлся разведывательным и состоял из планера, двигателя и видеокамеры, сразу же стал востребованным в войсках и в конце 2015 года, специально созданная для его серийного выпуска фирма "Ukrspecsystems", подписала контракт с ВСУ, а через год PD-1 начал поступать в войска. В 2018 году беспилотник был представлен на военном параде ко Дню Независимости.

БПЛА PD-1 включает в себя самолет с двигателем внутреннего сгорания, который обеспечивает полет с полезной нагрузкой весом 10 кг, гиростабилизированную платформу с качественной камерой и тепловизором, автомобиль для передвижения по местности и переносную станцию управления самолетом. Учитывая мощность обеих камер, БПЛА выполняет полет на высоте около 3000 метров.

Автомобиль полностью подготовлен для безопасной перевозки самолета и личного состава. Операторам для комфортного управления в машине установлен складной стол для наземной станции управления и для анализа полетов.

На БПЛА установлена гиростабилизированная платформа с обычной и термальной камерами. Благодаря сенсорам положения в пространстве и электрическим моторам платформа компенсирует вибрации и резкие маневры самолета, тем самым обеспечивая стабильность и плавность движения двух камер. Это, в свою очередь, позволяет снимать высококачественное видео как днем, так и ночью, с использованием термальной камеры.

В качестве автопилота используется система с открытым кодом PX4 (Pixhawk) с собственными доработками программы. При этом беспилотник способен выполнять задачи в условиях работы вражеских систем радиоэлектронной борьбы. В частности, продолжать выполнение миссии в автоматическом режиме или вернуться к точке старта при обнаружении внешних вмешательств в систему связи или навигации. Для этого используется система инерциальной навигации, которая с помощью внутренних датчиков положения в пространстве (акселерометр, гироскоп, компас и др.) отслеживает направление движения самолета и его текущее нахождение относительно позиции старта.

В 2019 году для PD-1 была разработана специальная система подкрильевых контейнеров, которые позволяют уместить боеприпасы. Это позволило значительно расширить спектр использования БПЛА, который теперь может не только обнаруживать цели и корректировать огонь, но и самостоятельно уничтожать противника. Сейчас речь идет о термобаричных, осколочно-фугасных и кумулятивных боеприпасах с боевой частью до 3 кг. В частности, с высоты 1000 метров точность поражения составляет около 10 метров.

Кроме боеприпасов дрон также может транспортировать другие грузы, которые по своей массе и габаритам помещаются в специальные контейнеры, например: медицинские пакеты или радио-маяки.

Осталось добавить, что дрон с размахом крыльев 3 м. и массой с полной нагрузкой 33 кг способен развивать скорость до 140 км/ч и находиться в полете более 5 часов, не теряя связи с пультом управления до 85 км и передавая Full HD видео в режиме реального времени с расстояния до 50 км.

Leleka-100

Лелека-100 – это украинский беспилотный летательный аппарат, предназначенный исключительно для ведения разведки. Он был создан для решения задач по аероразведке, патрулированию, картографированию местности с возможностью передачи оперативной информации и получения точных географических координат в режиме реального времени.

В феврале 2017 года комплекс проходил испытания на полигоне в Черниговской области, а уже по состоянию на 2018 год находился на опытной эксплуатации в Вооруженных силах Украины. Как и PD-1, был продемонстрирован на военном параде в честь Дня Независимости Украины в 2018 году.

Видеотрансляция с БПЛА поступает в кодированном виде, что исключает возможность ее перехвата стандартными видеоприемниками. Также существует возможность установки на него отдельной фотокамеры, которая может быть запрограммирована на фиксацию фотографий с заданным интервалом времени или по команде, которая будет поступать из системы автопилота.

Для исключения вероятности оказаться запеленгованым средствами РЭБ возможного противника, передатчик видеоканала оснащен системой дистанционного включения и отключения. БПЛА способен совершить взлет и приземление в режиме радиомолчания, а в течение всего полета оператор имеет возможность при необходимости включать или выключать видеотрансляцию с борта "Лелеки".

Кроме этого, комплекс приспособлен для работы в условиях сложной радио эфирной обстановки, в режиме преднамеренного создания радио помех или блокировки систем спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС.

Также воздушный аппарат "Лелека-100" устойчив к погодным условиям и пригоден к использованию в любое время суток (разрешается использование комплекса в условиях плотной облачности и мелкого дождя, если время нахождения в воздухе под дождем составляет не более 20 минут).

В комплексе реализована концепция автоматизированного управления воздушным аппаратом в течение всего полета, что значительно упрощает работу оператора и позволяет сосредотачивать внимание на анализе оперативной информации поступающей с борта дрона. Вместе с этим, существует режим комбинированного управления с частичным вмешательством оператора и возможностью направлять аппарат в необходимом направлении. После окончания вмешательства оператора, аппарат возвращается к выполнению заранее запрограммированного маршрута.

Управление "Лелекой" осуществляется по шифрованному цифровому радиоканалу, который позволяет получать данные телеметрии на протяжении всего полета. Оператор может отслеживать по спутниковым картам место нахождения дрона, корректировать маршрут, дать команду на экстренное возвращение в точку взлета или в случае необходимости запрограммировать другое место приземления. Даже в случае подавления радиоканала обмена данными, БПЛА способен продлить автономный полет, вернуться и осуществить приземление в заранее запрограммированной точке.

Модули целевой нагрузки для использования в светлое время суток гироскопично стабилизированные по двум осям и дистанционно руководствуются в направлениях: в право-лево и вверх-низ. Целевая нагрузка для использования в ночное время оснащена тепловизионным сенсором с возможностью дистанционного управления в направлении вверх-вниз.

Размах крыльев "Лелеки-100" составляет практически 2 м, а взлетная масса – 5 кг. Имея электрический мотор, он может развивать скорость до 120 км/ч, подниматься на высоту до 1500 м и достигать дальности полета до 100 км, находясь в воздухе 2-2,5 часа.

Что интересно – сегодня оба беспилотника востребованы не только в Вооруженных силах Украины, но и за рубежом. Они продаются в Польшу, Испанию и даже в Австралию и Объединенные Арабские Эмираты, выигрывают они у зарубежных конкурентов (США и Израиль) по соотношению качество-цена.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme