Москитный флот: Какие патрульные катера Украина может купить у Франции

Усиление государственной границы на море приобрело особую актуальность в контексте событий прошлого года, когда Россия в Азовском море перешла фактически к пиратству

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Москитный флот: Какие патрульные катера…

Фото – Ocea

Вчера глава Государственной пограничной службы Украины Петр Цигикал заявил, что Украина ведет переговоры о приобретении 22-х французских патрульных катеров. При этом, о каких именно катерах речь, он не уточнил.

Стоит вспомнить, что в конце декабря 2018 года министр внутренних дел Украины Арсен Аваков сообщал, что в 2019 году МВД планирует заказать около 20 катеров для охраны морских границ Украины. Однако не просто заказать, а на условиях сотрудничества.

"Министерство внутренних дел Украины в 2019 году предложит Кабмину проект по производству совместно с французской компанией около 20 катеров для усиления охраны морских границ страны", – заявил Аваков.

Он также отметил, что речь идет о современных 32-35-тиметровых катерах, которые будут изготавливаться на одном из украинских заводов в сотрудничестве с французской стороной, но "с высокой степенью локализации проекта в Украине".

Опять же, ни тип, ни марка катеров названы не были. Однако Depo.ua решил проанализировать французский рынок патрульных катеров и попытаться выяснить, о чем именно идет речь.

Вообще стоит отметить, что Франция производит около десятка типов патрульных катеров на любой вкус, шесть из которых стоят у нее на вооружении, а остальные идут исключительно на экспорт (Франция – одна из немногих стран в мире, которая полностью обеспечивает себя всеми видами вооружения).

В последнее время на слуху находятся катера Ocea FPB 72, которые Франция в конце 2018 года в количестве 4-х единиц поставила для береговой охраны Филиппин (класс Boracay по филиппинской классификации). Кроме этого, семь таких катеров находятся в составе Нигерийского флота и два – в составе Суринамской национальной армии. Однако это довольно маленькие катера длиной 24 метра, тогда как Аваков говорил о 32-35-тиметровых.

Также на экспорт французы поставляют катера Ocea FPB 98, которые как раз и имеют длину 32 метра, и Ocea FPB 110 длиной 35 метров. На них и остановимся.

Это патрульные катера, предназначенные для операций по территориальному и глубокому морскому наблюдению, борьбы с контрабандой и нелегальной иммиграцией, контроля судов в море, операций поиска и спасения, охраны добычи природных ресурсов на море и защиты суверенитета.

Катера Ocea FPB 98 по состоянию на сегодня находятся на вооружении Нигерийского флота (одна единица), Суринамского национальной армии (одна единица) и Алжирского национального флота (одна единица).

FPB 98 способен развивать скорость 20-35 узлов и имеет дальность плавания 1200 морских миль (при скорости в 12 узлов). Для его обслуживания нужны 13 членов экипажа и 1 человек обслуживающего персонала.

Ocea FPB 98, фото – Ocea

Что касается катеров класса FPB 110, их в мире введено в эксплуатацию только два – оба в сентябре 2018 года в составе Нигерийского флота.

FPB 110 имеет длину 35 метров, ширину 7,1 метр и осадку 1,7 метров. Он способен развивать такую же скорость 20-35 узлов, однако имеет меньшую дальность плавания – всего 900 морских миль (при скорости в 12 узлов). Для его обслуживания нужны 11 членов экипажа и 6 человек обслуживающего персонала.

Ocea FPB 110, фото – Ocea

Что касается вооружения, то оно в комплекте к этим катерам не поставляется, однако обе модели предусматривают его установку. В частности, в носовой и кормовой частях можно разместить по одному боевому модулю отечественного производства БМ-5М.01 "Катран-М", которые используются в качестве штатного вооружения для украинских катеров "Гюрза-М" (длина 23 метра).

БМ-5М.01 "Катран-М" производства ГП "Николаевский ремонтно-механический завод" является вариантом боевого модуля БМ-3 "Штурм" для бронетехники. Каждый модуль "Катран-М" имеет 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1, 30-мм автоматический гранатомет КБА-117, 7,62-мм пулемет КТ, а также два ПТРК "Барьер" с лазерной системой наведения.

Ocea FPB 98 с боевым модулем, фото – Ocea

К сожалению, цена обоих классов патрульных катеров в открытом доступе не фигурирует. Однако стоит заметить, что Ocea – это частная компания, а катера FPB 98 и FPB 110 хоть и поставляются пока что исключительно в страны так называемого "третьего мира", однако являются достаточно новыми моделями (2013-й и 2018 год соответственно) и поэтому выглядят достаточно перспективно. Кроме того, других катеров с озвученными характеристиками (32-35 метров) Франция не выпускает.

Что касается возможности их производства в Украине, то у нас как раз простаивает без дела ГП "Николаевский судостроительный завод" (до недавнего времени – ГП "Судостроительный завод имени 61 коммунара"; не путать с Николаевским судостроительным заводом "Океан"). Поэтому, запустив такой проект, можно было бы убить сразу двух зайцев.

Читайте также: Николаевский судостроительный: Почему "Укроборонпром" решил шантажировать правительство.

Осталось отметить, что сейчас в составе Морской охраны Государственной пограничной службы Украины используются патрульные катера проекта 1400М "Гриф" 30-летней давности. Их планировали постепенно заменить на патрульные катера проекта 58130 "Орлан", однако после аннексии Крыма с этой идеей пришлось на некоторое время попрощаться – завод по их изготовлению находится в Феодосии (судостроительный завод "Море").

Из этого класса катеров на вооружение ГПСУ успели передать лишь один катер – BG200 "Балаклава", который в феврале 2014 года успел отличиться, героически перекрыв вход в севастопольскую бухту и не позволив туда зайти двум буксирам ВМФ России.

BG200 "Балаклава", фото – Sevastopol.info

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme