Морские мины на вооружении ВСУ: Почему Россия боится за свои корабли в Черном и Азовском морях

Использование морских мин для защиты морских границ от вражеских атак является оптимальным решением согласно критерию "цена — качество", и Украина в этой сфере старается не отставать

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Морские мины на вооружении ВСУ: Почему Р…
Фото: Defense Express

Россия оккупировала украинский Крым и постоянно проводит военные учения, отрабатывая высадку десанта на морское побережье с десантных кораблей. Поэтому Украина вынуждена планировать оборону морской границы протяженностью 1355 километров.

Осознавая, что в открытом бою на море с россиянами украинский военный флот в нынешнем его виде обречен (соотношение боевых потенциалов флотов Украины и России составляет 1:15 в Черном море и 1: 7 в Азовском), акцент делается на береговых противокорабельных ракетных комплексах ("Нептун"), способных с берега топить большие корабли врага, и на так называемом "москитном флоте" - большом количестве мелких бронекатеров, которые являются неудобной мишенью для больших противокорабельных торпед, но способны в прибрежной зоне помешать неожиданной высадке вражеского десанта.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Флот

Другим сдерживающим фактором врага на море является создание минных заграждений. Давно считается, что минная война — это "альфа и омега" любых небольших флотов, к которым сейчас относится и украинский, и не без оснований — использование морских мин неоднократно доказывало свою эффективность в различных военных конфликтах. В частности, во время операции "Буря в пустыне" морские мины времен второй мировой войны стоимостью в несколько тысяч долларов каждая обезвредили американских военных кораблей на сотни миллионов долларов и сорвали операцию по высадке морского десанта.

Благодаря своим специфическим свойствам, в частности, неприметности и способности длительное время влиять на обстановку простым фактом своего присутствия, морские мины позволяют с минимальными затратами решать целый ряд оборонных и даже наступательных задач. Так можно создать ситуацию, когда постоянная минная опасность будет полностью блокировать вражеский флот в его портах.

Современные морские мины делятся на несколько разновидностей.

У якорных мин корпус с положительной плавучестью удерживается на заданной глубине под водой на якоре с помощью троса. Эти мины — основа современных минных сил. Они компактны, эффективны и относительно бюджетны: одна мина стоимостью 15 000 долларов может нанести повреждений кораблю на десятки миллионов.

Донные мины устанавливаются на дне моря. Они наиболее эффективны на глубинах до 60 метров.

Плавающие мины дрейфуют по течению, удерживаясь под водой на заданной глубине.

Выныриваяющие также устанавливаются на якорь, но при срабатывании отделяются от него и выныривают на поверхность для поражения корабля.

Самонаводящиеся — это электрические торпеды, удерживаемые под водой якорем или лежащие на дне. Фиксируют корабль головкой самонаведения и поражают его, как торпеда.

Типы морских мин

На схеме видно, что зоны установки мин четко разделены по глубине моря. Для зоны прибоя (0-3 м глубины) лучше подходят донные и противодесантные мины. Для мелководья (3-12 м глубины) уже можно использовать донные, якорные и плавающие мины. Для прибрежных (12-60 м глубины) и открытых вод (60 м и глубже) также надо добавить выныривающие мины, поскольку эффективность донных мин, например, против надводных кораблей, резко снижается.

На вооружении Вооруженных сил Украины сейчас находятся четыре типа морских мин. Все они достались от СССР и нуждаются в глубокой модернизации и осовременивании.

Малая якорная мина типа МЯМ

Мину приняли на вооружение в 1943 году. СССР использовал ее во Второй мировой войне и во время войны в Корее (1950-1953).

Общая масса мины составляет 172 кг, масса боевого заряда — 20 кг. Наибольшая глубина установки — 50 метров, наименьшая — 2,5 метра.

Корабельная противодесантная мина типа КПМ

Была спроектирована с учетом опыта корейской войны и принята на вооружение в 1957 году.

Мину КПМ могут ставить малотоннажные корабли, имеющие минные пути и кормовые скаты. Общая масса КПМ составляет 360 кг, масса боевого заряда — 30 кг, глубина установки 5-20 метров.

В 2020 году партии обоих типов мин прошли восстановление и модернизацию компанией "Технокластер", входящей в состав ООО "Научно-производственная корпорация "Кливер" и переданы Военно-морским силам ВСУ.

Малые якорные мины МЯМ (слева) и корабельные противодесантные мины КПМ (справа)

Малые якорные мины МЯМ (слева) и корабельные противодесантные мины КПМ (справа)

Авиационная донная мина типа АМД

Авиационные магнитные донные мины АМД-1 и АМД-2 приняли на вооружение в 1942 и 1945 годах (выполнялись в вариантах 500 и 1000 кг и имели соответствующее обозначение — АМД-2-500 и АМД-2-1000).

Также в 1954 году в советский флот поступила авиационная парашютная донная мина АМД-2М (модернизированная АМД-2-1000), выполненная в габаритах авиабомбы ФАБ-1500.

Авиационная донная мина типа АМД

Универсальная донная мина УДМ

Морская донная неконтактная двухканальная мина УДМ была разработана в 1969 году, а в 1971 был создан экспортный вариант УДМ-Е (изделие 354Э).

Универсальная донная мина УДМ

Оба типа мин в настоящее время модернизируют. Хотят создать новую аппаратную и электронную часть мин с улучшенными характеристиками:

  • увеличенным радиусом реагирования системы поиска вражеских кораблей и подводных лодок;
  • возможностью увеличения времени боевого дежурства под водой;
  • установленной системой идентификации кораблей и подводных лодок;
  • увеличенным минимальным минным интервалом.

Универсальная донная мина (прототип)

Но не советским наследием единым. 15 сентября общественности был представлен проект создания отечественной универсальной донной мины, которая может заменить два вида морских мин советской разработки (каких именно — не уточняется). Разрабатывать такую мину хочет отечественное ООО "Научно-производственная корпорация "Кливер", которое специализируется на обслуживании, восстановлении и модернизации морских мин.

По словам директора "Кливера" Оксаны Врублевской, прототип такой мины может быть создан за 18 месяцев. Стоимость разработки составит ориентировочно 8 млн гривен.

Универсальная донная мина (прототип)

Также для установки мин предлагается создать и применять роботизированные катамараны, спроектированные на базе двух электрических торпед СЭТ-65. Подобный аппарат будет способен незаметно доставлять донные мины на место установки. Планируется, что он будет иметь дальность хода до 200 морских миль (около 370 км) и глубину хода до 450 метров.

Понятно, что это проект на несколько лет, однако перспективность развития этого направления безопасности и обороны нашего государства сомнений не вызывает. Главное, чтобы не получилось как с другими перспективными проектами, которые отложили в долгий ящик из-за нехватки финансирования.

Интересно, что российские СМИ уже отреагировали на этот проект. Судя по реакции, им такие перспективы не очень нравятся.

Реакция России на новые морские мины Украины

Кстати, отработка мероприятий по установлению минных заграждений, а также борьбы с минной угрозой врага на море является обязательным элементом всех региональных международных учений, в которых принимает участие Украина — таких, как Cooperative Partner, Sea Breeze и др.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme