Кулак Эрдогана: Что за танк Altay может появиться у ВСУ

Владимир Зеленский в Турции договорился с Реджепом Эрдоганом о расширении экономического сотрудничества с Украиной. И военная составляющая здесь также присутствует

Кулак Эрдогана: Что за танк Altay может…

Президент Украины Владимир Зеленский привез из Турции ряд громких обещаний, инвестиционных проектов и других договоренностей. И хотя нас всех пытались порадовать украинско-турецким "союзом против Путина", на деле же позицию турок можно понять проще. Их интересуют экономические, а не политические отношения с Украиной. В частности и поставки военной продукции.

Если при Петре Порошенко было принято решение оснастить турецкими рациями Aselsan наши ВСУ, производя их совместно с турками, а также закупили турецкие беспилотники Bayraktar TB2 от зятя Эрдогана, то при Зеленском у нас могут появиться турецкие танки.

Инсайдерские источники сообщают, что во время текущего визита Владимира Зеленского в Анкару, украинская делегация обсуждает возможность поставки Турцией своих танков Altay в Украину, потому что они превосходят все имеющиеся наши боевые единицы Т-64 и Т-72. При этом делается акцент на возможное снижение цены поставок за счет "встречного предложения" - наработок "Южмаша" в области ракетостроения. Речь идет о комплексе "Гром" и ракете "Ольха".

Учитывая то, что наша оборонка рассматривает отечественный распиаренный "Оплот" в качестве экспортной модели, и армия, несмотря на все обещания, до сих пор не получила желаемой модели, главным танком ВСУ сейчас можно назвать Т-64БВ. Который проигрывает Altay.

Согласно с Минскими договоренностями, на передовой Донбасса танки использоваться не должны. Но все же иметь мощную броню Украине действительно желательно. Правда, нужны ли нам именно танки Altay?

Что за танк Altay

Это турецкая разработка собственного боевого танка, первые деньги на которую выделялись еще в 2007 году. До этого Турция закупала броню в СССР, Израиле, США, Франции, Великобритании и Германии. "Леопарды" и "М60" научились модернизировать. И впоследствии турецкая власть поняла, что собственная политика, которая часто идет вразрез с партнерами по НАТО, может стоить туркам поставок вооружений, техники и комплектующих из других стран. Также производство собственного танка дешевле, чем лицензионное производство предлагаемых туркам Leopard, Leclerc, Т-84-120 "Ятаган".

В марте 2007 года, в присутствии премьер-министра Эрдогана, был подписан контракт с фирмой Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi на 400 млн. долларов. По заверениям руководства Otokar, к началу 2017 года на разработку танка были дополнительно израсходованы около 1 млрд. долларов из собственных средств фирмы.

В августе 2010 года была представлена 3D модель будущей машины, а на IDEF-2011 в Стамбуле красовался полноразмерный макет танка. Инженеры турецко-корейской команды (Hyundai Rotem оказывала техническую поддержку) работали быстро, и уже 5 ноября 2012 года на военной базе Адапазари показали два танка Altay в металле. Образец MTR был для ходовых испытаний, а на образце FTR исследовали огневую мощь танка. Фактически турецкая машина представляет собой глубоко модернизированный (и упрощенный) корейский К2 - до 60% технологий были непосредственно заимствованы у "Черной пантеры". Стоимость превышает 5,5 млн. долларов.

Компоновка танка классическая, с моторно-трансмиссионным отделением в корме, управлением в носовой части и боевым отделением по центру. Подвеска предполагается гидропневматическая, которая позволит танку демонстративно на показах переваливаться на гусеницах, как умеет его коллега К2. Механик-водитель сидит ровно по центру. От автомата заряжания, реализованного в К2, решено было отказаться, поэтому в башне Altay пришлось искать место для зарядника, который разместили слева от пушки. Справа от пушки, впереди командира, посадили наводчика - два члена экипажа делят один люк, открывающийся назад. Башня танка, пожалуй, одна из немногих полностью самостоятельных разработок турецких инженеров, отличается от корейского прообраза более серьезным бронированием. Конструкция ее сварная.

Пушку взяли у собратьев по НАТО, немцев, - это Rheinmetall Rh 120L/55.

Планируют оснастить Altay 57 унитарными выстрелами - кумулятивно-осколочными, подкалиберными оперенными и осколочно-шрапнельными зарядами. Зависимость от немецкой промышленности не совсем устраивает турецкое военное командование, и уже несколько лет компания Makin eve Kimya Endustrisi Kurumu работает над пушкой MKEK 120. Пулеметное вооружение традиционное - 7,62-мм спаренный с пушкой, а 12,7-мм - на башенном дистанционно управляемом модуле. Систему управления огнем Volkan III или National Canon разработки фирмы Aselsan приняли в военно-морском флоте (платформа TASK), она включает в себя прицельно-наблюдательный комплекс командира и наводчика с двумя стабилизированными каналами - дневным и ночным. И, конечно, джентльменский набор современного танка - лазерный дальномер и тепловизор. У командира, как и положено, наиболее впечатляющий обзор в 3600 с возможностью наблюдения независимо от положения башни. Танк умеет регистрировать лазерное облучение, защищаться от ОМП, ставить дымовые помехи (семь дымовых гранатометов в корме башни) и самостоятельно тушить возгорание. На бронирование турки денег не пожалели - применяется композитная броня, возможно, будет динамическая защита, а также бортовые экраны с недешевыми керамическими пластинами.

Сложности в турецкой оборонной промышленности начинаются при упоминании о силовой установке танка. Предполагалось установить немецкий турбодизель MTU Friedrichshafen мощностью 1500 к.с., но ФРГ уже в 2016 году отметила, что, после подавления революции в Турции, с поставками могут быть проблемы. И трансмиссия у танка также импортная - немецкая Renk. Австрийский вариант силовой установки от AVL List GmbH и ее лицензионное производство на территории Турции также "списали" после санкций Евросоюза. Занималась совместной австрийско-турецкой разработкой компания Tumosan, которая с 1975 года специализируется на производстве тракторных 3 - и 4-цилиндровых дизелей мощностью не более 115 л. с. Были попытки переговоров с японцами, но Mitsubishi Heavy Industries отказалась участвовать в проектировании турецкого танкового двигателя. В результате контракт на разработку силовой установки и трансмиссии в феврале 2018 году отдали турецко-катарской ВМС. Компания близка ко двору Эрдогана, потому что находится под контролем Едхема Санджара, близкого друга правителя Турции.

Мотор создадут мощностью 1800 л. с. с минимальным привлечением импортных комплектующих. Это должно предоставить 60-тонной машине приемлемую динамику в пределах максимальных 70 км/час. Именно вопрос силовой установки и трансмиссии является главным. Очевидно, оснащать машины будут силовыми установками, поставленными в Турцию до введения санкций Евросоюза. Примечательно, что правительство Турции отказало компании-разработчику Otokar в контракте на производство Altay. Это, пожалуй, впервые в истории танкостроения, когда одна компания ведет разработку машины, а совсем другая-занимается производством. Видимо, Otokar в совсем плохих отношениях с турецким руководством. ВМС планируют собрать в первой очереди 250 машин, а общее количество танков в армии Турции к середине 2020-х должно составить не более 1000.

Altay уже обзавелся модификацией AHT (Asimetrik Harp Tanki), которую разработчик Otokar представил на IDEF-2017. Машина стала ответом на результаты операции "Щит Евфрата", в ходе которой бронетанковые подразделения Турции понесли ощутимые потери от курдских полупартизанских формирований. Altay AHT оснащен противокумулятивними экранами, динамической защитой и дополнительно усиленным днищем. Командир получил выдвижной "перископ" Yamgoz с тепловизором, что позволяет вести наблюдение за полем боя из укрытия. По последней моде Altay оснастили бульдозерным отвалом для расчистки завалов, системой подавления радиоуправляемых фугасов и даже акустической системой обнаружения работы стрелкового оружия, на которую в автоматическом режиме наводится 12,7-мм пулемет. На данный момент неизвестно, что из всего этого будет реализовано в серийном танке, потому что это инициативная разработка Otokar.

Многие эксперты оценивали турецкий Altay. И большинство мнений сводится к тому, что он уже устарел: ни пушка, ни системы защиты, ни силовая установка не отвечают современным и перспективным требованиям к бронетехнике. Уровень турецкой машины примерно равен Т-90 начала 2000-х годов. Впрочем, как только решат проблему с силовыми установками, Altay будет постепенно заменять серии Leopard и M60 в турецких бронетанковых войсках и, вполне возможно, будет поставляться на экспорт. Среди возможных претендентов на покупку называли: Азербайджан, Пакистан и страны Персидского залива. А теперь среди них может быть и Украина. Бесспорно, испытания в реальных боях должны добавить ему стоимости.

Но зачем нам размениваться на танк, который очевидно хуже отечественного "Оплота"? Не лучше ли сделать государственный заказ на наш танк, который лучше Т-90 и, соответственно, того же Altay...

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme