ЧМ 2018
Выборы-2019
Онлайн
Сектор
Спецпроекти
Страна Укропов

Кто выиграет войну беспилотников в небе над Донбассом

В начале войны Украина серьезно уступала агрессору в количестве и качестве беспилотной авиации, но сейчас ситуация быстро исправляется
Depo.Война
8 апреля 2016 20:00
ФОТО: depo.ua
Кто выиграет войну беспилотников в небе над Донбассом
Беспилотный комплекс «Рейс» на вооружении ВСУ, 2013 г.

Воздушная разведка в современной войне, несмотря на появление космических средств обнаружения, по прежнему не утратила свою актуальность. Особенно активно в конфликтах последнего времени применяется беспилотная авиация. Не обошло это веяние и войну на Донбассе, причем БПЛА активно использовались не только ВСУ, но и боевиками и в приграничных районах – российской армией. При этом стоит особо отметить, что украинские БПЛА в техническом отношении (по крайней мере, на начальном этапе) значительно уступали как в техническом отношении, так и в уровне подготовки операторов.

К началу боевых действий в середине апреля у Украины не было современных средств разведки, с возможностью круглосуточной передачи информации в реальном масштабе времени. Формально в составе ВСУ числился один полк дистанционно пилотируемых летательных аппаратов в Хмельницком, однако его вооружение было вне всякой критики – беспилотные машины советской разработки 70-х годов Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». Нельзя говорить, что какие то попытки не предпринимались – в начале «нулевых» купили в Израиле целых два аппарата, однако один практически сразу разбили, а второй отправили на склад, так как обученный расчет просто уволился из армии.

Беспилотный комплекс «Рейс» на вооружении ВСУ, 2013 г. - фото 1

Полигонные будни украинской армии, осень 2015 г.

Тем не менее, с началом конфликта старые советские комплексы перебросили поближе к линии фронта и даже попытались использовать в боях. Ожидаемо это окончилось достаточно печально. Потерь у «Стрижей» не было, а вот, по крайней мере, два «Рейса» потеряли: один 1 августа 2014 года неподалеку от города Снежное, на территории, контролируемой сепаратистами, из-за технической неисправности совершил вынужденную посадку, второй – был сбит сепаратистами 3 февраля 2015 года неподалеку от Ирмино в Луганской области.

С целью исправления ситуации с середины мая военные начали использовать коммерческие мини-БПЛА с оптическими и инфракрасными камерами, купленные (и зачастую и управляемые) волонтерами. По всей видимости, впервые такие аппараты появились над Славянском 15 мая. Эти системы в основном использовались для тактической разведки и корректировки артиллерийского огня и работы РСЗО.

«Пионерами» в массовом использовании беспилотной авиации стали добровольческие батальоны, которые очень нуждались в оперативной разведывательной информации. Первыми о появлении отряда беспилотной авиации заявили командиры «Донбасса», которые с помощью волонтеров смогли приобрести 6 БПЛА разных типов, в том числе и легкий аппарат отечественного производства «Фурия».

Беспилотный комплекс «Рейс» на вооружении ВСУ, 2013 г. - фото 2

Сбитый российский беспилотник «Форпост», май 2015 г.

Обратили внимание на новую технику и в МВД: в августе 2015 года министр Аваков и командующий НГУ генерал Степан Полторак приняли решение о создании Оперативной эскадрильи беспилотных летательных аппаратов.

На сегодняшний день ситуация с принятием на вооружение беспилотников понемногу выравнивается, причем основную роль играют аппараты отечественного производства (хотя есть факты, что на полигоне в Яворове засветились и американские беспилотники). Из тех обрывочных сведений, которые попадают в СМИ, можно говорить, например, о массовых поставках в войска БПЛА «Фурия», разработанных киевским научно-производственным предприятием «Атлон-Авиа». По крайней мере, в конце января – начале февраля 2016 года были поставлены пять комплексов. Это аппарат ближней разведки (дальность полета до 30 км от момента вылета до возвращения) с максимальной скоростью 130 км/ч на электрическом силовом агрегате. БПЛА оснащен дневной и ночной оптической системой наблюдений.

Беспилотный комплекс «Рейс» на вооружении ВСУ, 2013 г. - фото 3

Результат работы БПЛА волонтеров – фото позиций боевиков на южном направлении.

Большой интерес военные проявляют и к перспективным разработкам, в частности легкому БПЛА «Patriot» RVO10 разработки киевской фирмы «EyeTech». Аппарат с возможностью возможностью управления камерой дрона с помощью очков виртуальной реальности с октября 2014 года находится на фронте, где проходит всестороннюю «обкатку».

Есть проекты беспилотников дальнего действий и у такого гиганта как «Антонов» - правда, на какой стадии они находятся, пока непонятно.

Что касается пророссийских боевиков, то они в ходе боевых действий массово использовали мини-БЛА тактического уровня гражданских образцов. Сначала это были обыкновенные гражданские образцы с установленной камерой. Однако позже была организована даже целая эскадрилья с десятком машин (главным образом, гексакоптеров типа Flame Wheel F550). Техника недешевая и закупается через Москву на пожертвования «анонимных» патриотов. Дроны применяются на разных участках фронта, причем отмечены даже групповые вылеты – по две-три машины. Отмечены и случаи применения в качестве ударных. Кроме недавних случаев с атакой складов боеприпасов в ближнем тылу отметим, что впервые случай сброса гранаты с БПЛА на блок-пост десантников около Дьяково отмечен 4 июля 2014 года.

Беспилотный комплекс «Рейс» на вооружении ВСУ, 2013 г. - фото 4

Украинские дроны на фронте

Гораздо более профессионально на Донбассе применяют беспилотники Вооруженных сил и ФСБ России. В июле - августе 2014 года в ходе боев вдоль границы, на высоте Саур Могила и под Иловайском для поиска целей для РСЗО БМ-21 «Град» и 122-мм артиллерии и корректировки огня в режиме реального времени (как отмечали многие – время от появления беспилотника до артиллерийского удара составляло 15 минут) широко использовались самые современные образцы: «Орлан-10», «Груша», «Застава», «Стрекоза». Эти аппараты способны передавать сигнал на расстояние до 120 км и применяются в составе комплексов (несколько летательных аппарата, средства запуска и перевозки).

С первых чисел августа украинские пограничники стали фиксировать и ночные полеты, что свидетельствовало о переброске к границе более совершенных аппаратов, которые позволяют вести разведку и корректировку артиллерийского огня в темное время суток.

Беспилотный комплекс «Рейс» на вооружении ВСУ, 2013 г. - фото 5

Фотографий беспилотников про-российских боевиков немного, несколько больше видео их работы

Наши с беспилотниками пытаются активно бороться, сбив на сегодняшний день около четырех десятков аппаратов. Отметим только случаи, когда сбивались именно российские аппараты и этому имелось вещественное подтверждение. Так, 27 июля 2015 года украинские пограничники сбили российский беспилотник «Застава» (лицензионный израильский «Bird Eye 400»), который собирал информацию о позициях украинской армии, залетев на 1,5 км вглубь территории Луганской области, примерно 25 км от линии соприкосновения с боевиками.

А 21 мая бойцы полка «Днепр-1» в рамках совместной операции с ЦСО (центр специальных операций) возле поселка Водяное Донецкой области сбили российский беспилотник «Форпост» (он же израильский «Searcher») (заводской номер 923) в районе Авдеевки. Данный аппарат производится в РФ на ОАО «Уральский завод гражданской авиации» по лицензии. Известно, что, по меньшей мере, шесть БПЛА «Форпост» и наземная станция управления по состоянию на январь 2014 года поступили на вооружение отряда беспилотных летательных аппаратов, который был сформирован на Камчатке на авиабазе в Елизово.

В целом можно сказать, что ни в одном из конфликтов на территории бывшего Советского союза беспилотная авиация не применялась столько массово. И скорей всего мы увидим БПЛА в небе горящего Донбасса еще не раз. Причем не только украинского производства.

Беспилотный комплекс «Рейс» на вооружении ВСУ, 2013 г. - фото 6

Найденный пограничниками в Харьковской области российский БПЛА

Больше новостей о войне на Донбассе читайте на  Depo.Война