Шеф-редактор "Армии FM" Ирина Сампан: Почитатели ретранслируют наш сигнал на оккупированные территории

6 декабря, в день Вооруженных сил Украины, радио "Армия FM" вышло в эфир в обновленном формате

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Шеф-редактор "Армии FM" Ирина Сампан: По…
Всі фото: Ірина Сампан і Армія FM

Чем живет сегодня первая и пока единственная украинская военная радиостанция и какие препятствия преодолевает на пути к украинским радиоприемникам, в интервью Depo.ua рассказала бывшая главный редактор, а сейчас директор по развитию радио "Армия FM" Ирина Сампан.

- Для начала напомните, как возникла первая военная радиостанция Украины?

- Началось все в 2016 году, когда руководитель Центральной телерадиостудии Минобороны Яна Холодная и небольшая команда, в которую входила и я, при поддержке американской организации Spirit of America создали военное радио. От Минобороны эту идею коммуницировал советник тогдашнего министра обороны Степана Полторака Алексей Макухин.

В то время, как вы помните, на Донбассе был информационный вакуум украиноязычного контента, зато были российские телеканалы и радиостанции, а также новосозданные телерадиостанции боевиков так называемых "ЛНР" и "ДНР". Также украинские военные из зоны АТО нам говорили, что хотели бы слушать свой ресурс, который бы транслировал украинскую песню, украинское слово, украинские новости — чтобы было понятно, что это территория Украины.

Впервые вышли в эфир мы 1 марта 2016 года. Наша цель и миссия заключались в том, чтобы поддержать, проинформировать и услышать украинских военных. Наладить площадку общения между солдатом и Минобороны, потому что в 2016 году нужно было услышать потребности военнослужащих с социальной точки зрения. Если в 2014-2015 годах все еще держалось на патриотизме и определенном адреналине, то в 2016-м уже начинали вылезать социальные нужды, которые надо было слышать, озвучивать и передавать выше.

- Как устроена радиостанция?

- Организационно радиостанция "Армия FM" является структурным подразделением Минобороны, а мы, работники радиостанции, является или военнослужащими, или, если гражданские лица, то работниками ВСУ.

Что касается формата, то это была прежде всего украинская песня, хоть и не только. Был и зарубежный рок, а также поп-патриотика, которая именно тогда набирала обороты. Русскоязычную музыку мы принципиально не транслировали и не транслируем.

Со временем мы наращивали программы. Запустили утреннее шоу, чтобы поднимать утром настроение бойцам. Затем запустили программу "Привет в АТО", которая сразу стала популярной программой на "Армии FM" и продолжает такой оставаться до сих пор (сейчас она называется "На связи"), так как передачи приветов и заказ песен были всегда в топе. Впоследствии запустили аналитически-информационную программу, во время которой простыми словами разбирали законопроекты, касающиеся военнослужащих.

Проще говоря, у нас была цель создать такую семью, в которой каждый слушатель из нашей аудитории мог найти то, что он хочет: от расслабиться и послушать музыку до получить ответы на насущные вопросы.

Наши слушатели — это военнослужащие обоих полов от 26 до 40 лет с законченным или неполным высшим образованием, имеющие семьи. Да, семьи военнослужащих — это также наша аудитория. Они слушают новости с передовой, передают приветы и получают полезную информацию об определенных юридических моментах, касающихся их родных.

Но если говорить о масштабе, то он сначала был маленький как для такого ресурса, как мы. Затем была постоянная борьба за частоты и доказывание того, что мы должны вещать, поэтому нам надо расти и расширяться. За это время наше радио прошло сложную эволюцию, которая очень зависела от общественно-политической ситуации в стране.

- Например?

- Например, с приходом новой власти формат радио изменился, но не в лучшую сторону. К сожалению, формат рока, который мы тогда создали, сменили на поп-музыку, которая на самом деле не является контентом для нашего слушателя.

- А от кого именно поступило указание изменить формат?

- В переходный период, год назад, на радио было намешано много разных жанров. Попса с роком, иногда хардовым. Начался отток аудитории, что логично. Тогда Департамент стратегических коммуникаций возглавила Светлана Павловская, и она на брифинге заявила, что, по ее данным, рейтинг радио "Армия FM" низкий, поэтому она инициировала общественные обсуждения по изменению формата радиостанции. Был создан опрос в соцсетях о том, какую музыку хотели бы слышать на "Армии FM" и не только. И на это время она попросила полностью убрать рок-музыку, оставить только поп.

Я не готова говорить об объективности того опроса, потому что мы не знаем, какая именно аудитория принимала в нем участие. Возможно, это была совсем не наша целевая аудитория, ведь, по понятным причинам, далеко не все военнослужащие являются активными пользователями соцсетей.

Вместо рок-музыки произошло засилье попсы (Dua Lipa, Lady Gaga, Katy Perry и т. д.). Видимо, таким образом хотели расширить аудиторию, ведь принято считать, что поп-музыка — это массовая культура. Но это вовсе не музыка нашей аудитории, поэтому в итоге это дало обратный эффект.

- Что побудило вернуться к формату рока?

- Я написала гневный пост в Facebook о том, что "Армия FM" не может существовать в том виде, в котором она существовала на тот момент. Также я предложила свою стратегию развития радиостанции. Тогда ко мне обратился начальник Центральной телерадиостудии Минобороны Виктор Гром и сказал, что если я могу реализовать то, что написала, то чтобы приходила и делала.

После этого у меня состоялся разговор со Светланой Павловской. Я рассказала ей свое видение развития радиостанции — возвращение рок-музыки, изменение голосов, определенное "осерьезнивание", если так можно сказать. Ведь "Армия FM" не может постоянно оставаться "окопным радио". Это должен быть если не пропагандистский, то хотя бы контрпропагандистский информационный ресурс. Потому что мы противодействуем огромной мощной машине российской дезинформации и пропаганды.

После того разговора мы временно перешли на так называемый переходный формат — вместе со звукорежиссером и музыкальным редактором мы начали постепенно возвращать в эфир украинскую ( "Бez обмежень", "Океан Эльзы", ТНМК, "Друга ріка", СКАЙ и т. д.) и зарубежную (Nickelback, AC/DC, Scorpions, Pink Floyd, Aerosmith и т. д.) рок-музыку. Мы это делали четыре месяца, и вот 6 декабря мы заработали в полностью новом формате — попсы у нас больше не будет.

И хочу заметить, что с возвращением рок-музыки к нам вернулась та аудитория, которая была у нас с самого начала. Это видно из сообщений, комментариев и звонков в эфир. И это очень радует, так как показывает, что мы на правильном пути.

- Создается впечатление, что до 2019 года "Армия FM" переживала период устойчивого развития: вы наращивали площадь покрытия в так называемой серой зоне, ваш сигнал можно было поймать даже в Донецке и Луганске, плюс вы начали звучать и в областных центрах центральной и западной Украины. А потом начались проблемы с радиочастотами... Это как-то связано со сменой власти в стране?

- Я не думаю, что имеет место политика, направленная на то, чтобы не давать "Армии FM" частоты. Здесь, скорее, имела место общая проблема: смена руководства государства повлекла за собой частичную смену руководства Нацсовета (Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, — ред.). В частности, ушел Сергей Костинский, который нам очень помогал и лоббировал наши интересы в Нацсовете. Да и вообще — с предварительным составом Нацсовета нам было легче работать, возможно потому, что там было определенное видение — что "Армия FM" нужна и зачем она нужна.

Но, повторюсь, я не думаю, что нынешний Нацсовет настроен против радиостанции "Армия FM". Просто наложилось очень много факторов, включая пандемию, изменения в Министерстве обороны и так далее...

Да и, честно говоря, с нашей стороны на уровне Минобороны хотелось бы иметь больше понимания — зачем мы нужны и насколько мы важны. Чтобы к нам относились с глубоким пониманием, что "Армия FM" и "Военное телевидение" (которое тоже имеет свои проблемы) могут принести гораздо больше пользы, чем сейчас.

А сейчас получается какое-то такое недальновидное видение всего государства, и создается впечатление, что военные СМИ у нас не воспринимаются настолько серьезно и настолько глобально, как нам бы того хотелось. Это и вопрос финансов, и вопрос кадров, и вопрос лицензий на частоты с последующим нашим расширением. Поэтому хотелось бы, чтобы к этому всему было больше внимания. Чтобы государство уделяло больше внимания хотя бы контрпропагандистским информационным мерам. У нас есть специалисты для того, чтобы эту информационную контрпропаганду качественно, интеллектуально подать. Не хватает только внимания со стороны государства и увеличения нашего штата.

И я надеюсь, что нам все же удастся пробить этот вопрос. Потому что мы не можем все время работать на уровне "окопного радио". Это должен быть мощный ресурс со своими частотами и большим покрытием.

- Расскажите о проблемах с частотами, которые имели место в последнее время в "серой зоне". Было несколько публикаций на эту тему.

- Как вы знаете, недавно появилось заявление боевиков "ЛНР" о том, что они запустили свою радиостанцию "Комбат FM" на нашей частоте в городе Счастье. Но это не совсем так. У радио "Армия FM" не было своей частоты в Счастье. Дело в том, что у нашей радиостанции есть много почитателей, которые своими силами устанавливают передатчики в так называемой серой зоне и самостоятельно ретранслируют наш сигнал на оккупированную территорию на других, не наших частотах, а часто даже заглушая радиостанции боевиков. Мы не можем отвечать за такие их действия, потому что они нам неподконтрольны и неподотчетны. Собственно, одну из таких неофициальных частот, на которой волонтеры ретранслировали радио "Армия FM", и пытаются сейчас "отжать" боевики "ЛНР" со своим "Комбатом FM". Но борьба за эту частоту между ними и волонтерами продолжается.

На самом деле, не буду лукавить, мы благодарны таким волонтерам, которые собственными силами ретранслируют наш сигнал. Ведь, по сути, таким образом они делают то, что должно делать государство. Видимо, им это удается быстрее и без бюрократических проволочек, потому что даже изменение лицензии на радиочастоты — это вещь и затратная, и забюрократизированная.

- А отката назад нет? Не потеряли ли вы часть своих официальных частот?

- Нет, отката назад нет, но и продвижения вперед также не наблюдается. Сейчас мы официально работаем на тех же частотах, которые получили до 2019 года.

- И в завершение расскажите о стратегии развития радиостанции "Армия FM". Предусматривает ли она FM-покрытие всей территории Украины? Ведь военнослужащие есть не только в зоне проведения ООС.

- Стратегия развития у нас очень масштабная и обнадеживающая. Почистив плей-лист и приведя в порядок музыку, мы хотим повышать качество программ.

В частности, запустить рекрутинговую кампанию в сотрудничестве с подразделениями ВСУ, чтобы на радио "Армия FM" звучал призыв к поступлению на военную службу. То есть условно: есть определенная бригада, которой нужны определенные кадры, и в нашем эфире будет звучать призыв поступать на службу в эту бригаду на такие-то специальности на таких-то условиях.

Также у нас в планах запустить ночное шоу. Такое классическое американское night show с хаотическим лайтовым форматом в виде бесед с гостями, качественной музыки и интеллектуального юмора. Я думаю, этот формат имеет выстрелить.

В конце концов, будем исходить от потребностей и ресурсов. Мы будем меняться так, как будет меняться наша армия. Ведь мы созданы для нее и являемся ее отражением. Но, повторюсь, нам бы очень хотелось, чтобы государство обратило на нас внимание и поняло, что "Армия FM" и "Военное телевидение" могут работать в более глобальном формате, чем это есть сейчас.

Ведь "паркетная" подача информации и перерезание ленточек никогда не было и не будет демонстрацией силы или мощности. В центре нашего внимания должна быть армия, потому что украинская армия действительно крутая и делает иногда невозможные вещи. Именно это должно быть в центре здоровой пропаганды.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme