Дрон-камикадзе: Что за боевой беспилотник "Гром" разработали в Украине

Отечественный оборонпром продолжает удивлять, разрабатывая все новые и новые образцы оружия будущего; среди последних – барражирующий боеприпас, или же "дрон-камикадзе"

Дрон-камикадзе: Что за боевой беспилотни…
Дрон-камікадзе "Грім" ST-35. Всі фото: АрміяInform

4 марта состоялся очередной этап испытаний барражирующего боеприпаса "Гром", во время которых отработали второй запуск с помощью мультикоптера. В ходе этого этапа испытаний были отработаны подъем в воздух, отделение на определенной высоте боеприпаса от мультикоптера, начало полета по заданному маршруту, автосопровождение цели, имитация пикирования на цель, возвращение на стартовую площадку и посадка с помощью парашюта (в боевом варианте "Гром" парашютом оснащаться не будет).

Судя по всему, "Гром" имеет хорошие перспективы, поэтому Depo.ua предлагает ознакомиться с этим беспилотником ближе.

Читайте также: RAM UAV: Что за новый украинский дрон-камикадзе будет "кошмарить" Россию;

Ударный беспилотник от "Антонова": Чем Украина будет бомбить россиян;

Киллеры танков: Что могут турецкие беспилотники, которые закупила Украина.

"Гром" (экспортное название Silent Thunder) – это новый украинский ударный беспилотный авиационный комплекс, предназначенный для поражения цели методом самоуничтожения. Он также может быть классифицирован как "самолет-снаряд", "барражирующий боеприпас" (loitering munition) или "дрон-камикадзе".

Разработкой "Грома" занимается НПП "Атлон Авиа", которое разработало и с 2014 года поставляет для Вооруженных сил Украины разведывательный беспилотник "Фурия".

История проекта

Тактико-техническое задание на создание барражирующего боеприпаса появилось в связи с необходимостью иметь на вооружении ВСУ средство доразведки и поражения целей на большой глубине в закрытых позициях с минимальным ущербом для мирного населения и окружающих объектов гражданской инфраструктуры.

В "Атлон Авиа" решили, что для поражения целей лучше всего подходит схема биплана с Х-компоновкой, которая гарантирует хорошие характеристики в горизонтальном полете и при планировании на цель в вертикальной траектории.

Беспилотный комплекс "Гром" был впервые продемонстрирован в октябре 2019 года на выставке "Оружие и безопасность" в Киеве.

Читайте также: Выставка "Оружие и безопасность - 2019": Что Украина предлагает на экспорт (ФОТОРЕПОРТАЖ).

Осенью 2019 года разработчики тестировали первую версию боеприпаса под шифром ST-35 с первым типом боевой части – термобарическим. Также продолжаются работы над боеприпасами с кумулятивной и осколочно-фугасной частями.

Принцип работы

Комплекс "Гром" имеет уникальный способ запуска с помощью вспомогательного мультикоптера, который после поднятия барражирующего боеприпаса на высоту и отсоединения продолжает полет и выполняет роль ретранслятора сигнала.

Работает это так: мультилет (мультиротор) вертикально поднимает боеприпас на высоту 500 м, после чего тот отсоединяется и направляется в район цели; сам коптер поднимается дальше на высоту около 1000 метров и остается в воздухе, выполняя роль ретранслятора сигнала. На такой высоте он способен поддерживать устойчивую связь с барражирующим боеприпасом на расстоянии до 30-40 км. Такая схема является собственным изобретением НПП "Атлон Авиа".

Барражирующий боеприпас находится в двух главных фазах полета: горизонтальный полет при приближении к району цели и пикирование после наведения на цель. Поражение цели происходит на углах, близких к нормали, то есть почти вертикально сверху. Для повышения управляемости в фазе пикирования аппарат выполнен по схеме биплана с двумя наборами X-образных плоскостей, которые установлены на фюзеляже.

Корпус беспилотника выполнен из композитных материалов (стекло- и углеволокно). Боевая часть расположена в носовой части, имеет длину около 300 мм и ширину 90-100 мм. Планируемый радиус боевого применения – 30 км.

В носовой части боеприпаса расположен оптико-электронный блок наведения, который выполнен переменным: при необходимости или желании можно установить телевизионную или инфракрасную головку.

Оператор участвует в уничтожении объекта исключительно до момента, когда цель выявлена и подтверждена – дальше комплекс работает автономно: сам аппарат обрабатывает видеосигнал и автоматически корректирует траекторию до момента попадания в цель.

Комплекс разрабатывается с минимальной привязкой к системам навигации GPS/GLONASS, которые могут глушиться в зоне боевых действий средствами радиоэлектронной борьбы.

Весь комплекс укладывается в три тактических рюкзака весом до 15 кг, что дает возможность расчету перемещаться на необходимые позиции. При этом время развертывания комплекса составляет не более 15-20 минут.

При этом полет "Грома" происходит в беззвучном режиме. Это затрудняет выявление его со стороны врага, ведь такую небольшую цель, которая к тому же быстро двигается, в небе на высоте более 500 метров визуально наблюдать довольно трудно.

Заявленные технические характеристики (модели "Гром" ST-35):

крейсерская скорость: 120 км/ч;

время в воздухе: 60 мин;

эффективная рабочая высота: 800-1200 м;

радиус действия: 30-40 км;

взлетный вес: до 10 кг;

боевая часть: 3,5 кг;

типы боевой части:

– термобарическая,

– кумулятивная,

– осколочно-фугасная;

вероятность поражения цели: 0,95;

круговое отклонение: до 2-3 м;

расчет: три человека.

Применение

Если заявленные характеристики будут доведены до конца и "Гром" получит серийное производство, то у него есть все шансы получить широкое применение в так называемой партизанской войне в глубоком тылу врага. То есть он может стать оружием для войск спецназначения, которые будут иметь возможность в составе небольшого отряда подойти на нужное расстояние к нужному вражескому объекту (станции РЭБ, командному пункту и пр.) и уничтожить его.

Отдельное применение может иметь место в случаях, когда враг свою технику или артиллерийские батареи размещает в жилых кварталах, среди домов, где вывести их из строя без вероятного повреждения зданий или инфраструктуры почти невозможно. Тогда как "Гром" теоретически должен справиться с нанесением точечных точных ударов. Подобные ситуации часто имеют место на Донбассе.

Но все это дело хоть и не далекого, но все же будущего. Сейчас разработчики анализируют данные, полученные во время испытаний, и работают над "допиливанием" боевого беспилотника.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"