Импорт оружия: Почему силовики решили отодвинуть "Укроборонпром"

Реформирование оборонного ведомства набирает обороты, и 2018-й год в этом контексте обещает быть очень насыщенным

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Импорт оружия: Почему силовики решили от…

Как известно, по состоянию на сегодня импорт вооружения и военной техники зарубежного производства осуществляется посредством специально уполномоченных спецэкспортеров, которые входят в состав государственного концерна "Укроборонпром". Однако, ситуация, в которой оказалась страна в связи с агрессией Российской Федерации и оккупацией ею части украинской территории, давно требует реформирования системы закупок вооружения и военной техники в рамках государственного оборонного заказа.

Данное реформирование должно заключаться в упрощении процедур импорта продукции оборонного назначения, которая не производится в Украине, но жизненно необходима для повышения обороноспособности государства. Ведь, к сожалению, отечественный оборонпром не способен самостоятельно обеспечить большую часть потребностей военных формирований (до 60%), причем в далеко не последний номенклатуре (боевые самолеты, системы ПВО и др).

И вот, судя по всему, в этом вопросе наконец-то наметился определенный прогресс. В частности, такой вывод можно сделать благодаря посту директора медиакомпании "Defense Express" Сергея Згурца в Facebook, в котором он, со ссылкой на одного из высокопоставленных лиц "Укроборонпрома", сообщает: "В ближайшее время будет обнародовано решение, по которому Министерство обороны и другие силовые ведомства получат самостоятельное право на импорт вооружения и военной техники зарубежного производства для удовлетворения собственных потребностей. Такое решение проработано Министерством экономического развития и торговли".

Проблема в этом направлении и, соответственно, актуальность вопроса усиливаются также тем, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, система закупок импортного вооружения существенно ограничена требованием государственных заказчиков осуществлять исключительно через специальных экспортеров, находящихся в составе ГК "Укроборонпром". Вследствие этого западные оборонные компании, изучающие возможности работы на украинском рынке, очень сдержанно относятся к перспективе инвестиций, поскольку им часто предлагают неприемлемые и невыгодные формы сотрудничества.

И такие вопросы возникают не на пустом месте, ведь согласно отчету корпорации RAND, ГК "Укроборонпром" завышает цены на импорт от 5 до 20% и выше, создавая таким образом трудности для импорта с целью развития собственных мощностей. Но если в мирное время с этим еще можно было бы мириться, то в военное время такая стратегия перекрывает доступ Украины к жизненно необходимому военному оборудованию. Авторы отчета считают, что лица с конфликтом интересов могут влиять на процессы закупок, таким образом создавая благоприятные условия для коррупции.

А "Укроборонпром", как не крути, имеет конфликт интересов: его компании производят оружие и технику для украинских военных, следовательно концерн имеет определенный стимул, чтобы затруднять импорт товаров, которые могут быть произведены и предоставлены его же собственными компаниями. Не говоря уже о том, что военный бюджет достаточно ограничен, и на все необходимое денег никогда не хватает, поэтому часто приходится расставлять приоритеты. Как они будут расставлены в описанных выше условиях, несложно догадаться.

Поэтому вполне логичными выглядят утверждения, что система импорта вооружения должна быть усовершенствована на законодательном уровне путем предоставления прав государственным заказчикам на осуществление полного цикла закупки, без привлечения специальных экспортеров. Судя по посту Сергея Згурца, это и будет сделано в ближайшее время.

Кроме всего прочего, это еще и должно позволить экономить бюджетные средства. По крайней мере, по данным Центра исследований армии, конверсии и разоружения, в случае закупки вооружения непосредственно государственными заказчиками стоимость приобретения вооружений и военной техники подешевеет примерно на 40%.

А самое главное в этом вопросе то, что он прямо предусмотрен Стратегическим оборонным бюллетенем Украины, который является, по сути, дорожной картой развития Вооруженных сил Украины и своеобразным компасом на пути Украины в НАТО.

Согласно Оборонному бюллетеню Оперативная цель 2.5 предусматривает "Создание интегрированной системы закупок в Министерстве обороны Украины".

Ожидаемым результатом при этом определено внедрение системы закупок в соответствии с принципами и подходами, применяемыми европейскими государствами и государствами-членами НАТО. При этом система электронных закупок должна действовать для всех публичных закупок, при этом должны быть обеспечены ее открытость и прозрачность.

В этом же пункте указывается, что в соответствии с рекомендаций корпорации RAND и анализом расхождений НАТО, должен произойти постепенный переход закупок обычного вооружения через государственный оборонный заказ к сфере публичных закупок. Должно быть создано единое подразделение, ответственное за обеспечение Вооруженных сил Украины (сопровождение всего жизненного цикла поставок от закупки до утилизации или реализации как избыточного имущества).

Также предполагается введение системы делегирования полномочий (на заключение договоров с распределением на финансовые уровни) и персонализации ответственности за обеспечение путем внедрения института уполномоченных лиц заказчика в соответствии с Законом Украины "О публичных закупках".

Ожидается введение системы межведомственных интегрированных проектных групп, которые во главе с уполномоченными лицами будут отвечать за закупку разных групп предметов снабжения.

Кроме этого планируется создание на базе четырех территориальных оперативных командований Централизованных закупочных организаций согласно Закону Украины "О публичных закупках", которые проводят закупки для военных частей соответствующего командования.

Ну и в конечном итоге ожидается, что Министерство обороны Украины присоединится ко всем услугам и партнерствам Агентства НАТО по поддержке и снабжению.

При этом среди негативных факторов, которые могут повлиять на проведение военной реформы, в Оборонном бюллетене значится "сложный процесс искоренения коррупции в системе государственных закупок в интересах обороны".

Для реализации всего этого в Оборонном бюллетене предусмотрено "законодательное урегулирование изменений в процедурах проведения государственных закупок в сфере обороны", которое прописано в Приложении 1 (Матрица достижения стратегических целей и выполнения основных задач военной реформы), а именно в Задании 2.5.1.

Оно предусматривает подготовку до конца 2017-го года изменений в законодательство, которые предоставили бы Министерству обороны Украины все необходимые функции, позволяющие проводить прямые закупки материально-технических средств, вооружения и военной техники, работ и услуг у нерезидентов Украины. Ответственными за это назначены Министерство обороны (МО) и Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). И хоть на календаре уже 2018-й год, лучше поздно, чем никогда.

Как видим, все предпосылки для того, чтобы разорвать этот "порочный круг", есть. Украинской власти для этого надо лишь, хоть и с опозданием, реализовывать задекларированное и выполнять взятые на себя обязательства перед международными партнерами.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme