В жертву "Оплотам": Почему тормозит модернизация Т-64

Украина – танковая держава, однако есть нюансы

После распада СССР Украина унаследовала значительное количество танков Т-64. По данным на 1995-й год ВСУ имели на вооружении 2345 машин различных модификаций. Правда, большинство из них не соответствовали даже прошлым требованиям, вместе с тем недостаток финансирования не давал возможности заменить их новыми танками.

В таких условиях единственной возможностью существенно повысить боеспособность войск стала капитальная модернизация техники, чем и занялись отечественные специалисты практически сразу. Еще в начале 1990-х годов Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени O. O. Морозова в сотрудничестве с другими государственными предприятиями начало работу над усовершенствованием Т-64, основными направлениями которой были: повышение огневой мощи за счет совершенствования системы управления огнем, повышение защищенности от современных противотанковых средств и повышение мобильности путем установки более мощного двигателя.

Наиболее совершенным из модифицированных образцов являлся Объект 447АМ-1 (Т-64У), впервые публично продемонстрированный во время парада в честь Дня независимости 24 августа 1999-го года и позже принятый на вооружение ВСУ под названием Т-64БМ "Булат".

Однако, боевые действия на Донбассе продемонстрировали, что наряду с преимуществами (высокий уровень защиты экипажа за счет улучшенной брони), у него есть и серьезные недостатки: даже новый модернизированный двигатель является слишком слабым для его массы, которая значительно увеличилась за счет наращивания брони (с 39 до 45 тонн). Поэтому в 2017-м году было объявлено, что танки "Булат" будут переданы в резерв.

Вместе с тем, первые месяцы российско-украинской войны наглядно продемонстрировали и серьезные недостатки "сырых" (не модифицированных) танков Т-64. В частности, заместитель директора Департамента разработок и закупки вооружения и военной техники Министерства обороны Украины Андрей Артюшенко в марте 2015-го года на круглом столе "О неотложных мерах по повышению обороноспособности Украины в условиях агрессии со стороны России" сославшись на слова начальника Генерального штаба Виктора Муженко сообщил, что до 75% потерь украинских танков происходит по причине поражения их обычными минометными минами и осколочно-фугасними артиллерийскими снарядами в верхнее полушарие – крыша башни и корму корпуса.

В данном случае стоит вспомнить, что по состоянию на 2013-й год на вооружении сухопутных войск Украины находилось 1100 танков Т-64, плюс еще 40 находились на вооружении морской пехоты. Кроме этого, еще 650 танков находились на хранении на складах.

Сначала была распространенной мысль, что часть из них оказались у врага после аннексии Крыма и впоследствии попали к боевикам "Л-ДНР", однако позже народный депутат и лидер "Информационного сопротивления" Дмитрий Тымчук сообщил, что все украинские танки из Крыма (41 единица Т-64БВ) были переброшены на материковую часть Украины.

Собственно, вот это советское наследство, а также наличие на территории Украины предприятия-производителя (харьковский "Завод имени А. Малышева") поспособствовали тому, что именно Т-64 был выбран, как основной танк с дальнейшим отказом от использования Т-72 и Т-80. Правда, впоследствии данная стратегия была несколько пересмотрена, но сейчас не об этом.

Читайте также: Новый Т-72. Какая замена "Оплотов" для ВСУ.

И хоть в боях во время активной фазы войны на Донбассе много танков Т-64 были уничтожены врагом (более 300 единиц), Т-64 все равно остается самой массовой модификацией танков ВСУ.

По состоянию на сегодня после всех потерь, модернизаций и реинкарнаций в рядах ВСУ находятся 710 единиц различных модификаций Т-64 (Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ).

Поэтому вопрос дальнейшей модернизации Т-64 даже сегодня, при всех заявлениях о комплектации ВСУ новыми "Оплотами", расценивается наиболее рациональным вариантом развития танковых войск. И, как пишут эксперты, определенные наработки в данном направлении есть.

"Центральное бронетанковое управление ВСУ в альянсе с частными и государственными компаниями на практике уже отработало ряд решений на базе танка Т-64. В частности, существенно повышены возможности экипажа обнаруживать, распознавать и поражать цели ночью. Правда, о серийном применении этих решений говорить пока не приходится", – пишет директор Defense Express Сергей Згурец в сети Facebook.

Правда, те же эксперты бьют тревогу из-за слишком низких темпов модернизации данных танков и они правы. Вместе с тем, не зная всех нюансов (большинство из которых, не исключено, вообще засекречены), сложно делать выводы о том, насколько наш оборонпром продвинулся в этом вопросе в контексте того, насколько он мог бы продвинуться. Плюс известная позиция первых лиц государства: в 2017-м году приоритетным танком для ВСУ официально объявлен уже почти культовый БМ "Оплот".

Читайте также: "Оплоты" и ПТРК: Что кроется в новом оборонном Госзаказе.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир