Николаевский судостроительный: Почему "Укроборонпром" решил шантажировать правительство

Закрыть нельзя удерживать – где именно нужно поставить запятую в вопросе дальнейшей судьбы "Николаевского судостроительного завода", должно решиться уже в ближайшее время

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Николаевский судостроительный: Почему "У…

О том, насколько важным для Украины в современных реалиях является собственный дееспособный военный флот, мы подробно описывали в спецпроекте "Война и реформы. Как и чем армия защищает Украину". Там же расписывали состав этого самого флота и роль в его восстановлении отечественных судостроительных заводов.

Еще тогда можно было обратить внимание, что Государственное предприятие "Николаевский судостроительный завод" (до недавнего времени – Государственное предприятие "Судостроительный завод имени 61 коммунара"; не путать с Николаевским судостроительным заводом "Океан") несколько выделяется среди других... своей незадействованностью, если так можно выразиться.

В это сложно поверить, но одно из крупнейших судостроительных предприятий Украины, которое существует с далекого 1788-го года, и на котором строились известные всем броненосец "Потемкин" и крейсер "Варяг", в последние годы буквально влачил жалкое существование, не имея заказов. Представьте себе: с 2009-го года завод не построил ни одного нового корабля, осуществляя лишь их ремонты.

И хоть в декабре 2010-го года завод вошел в состав новосозданного Государственного концерна "Укроборонпром", госзаказов у него не прибавилось. Более того: государство перестало выделять средства на достройку и содержание ракетного крейсера "Украина" (с 2011-го года числится без названия), который строился с 1998-го года и должен был стать флагманом ВМС Украины. Все это привело к нарастанию долгов предприятия.

Недостроенный ракетный крейсер "Украина"

А после аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе, верховным главнокомандованием было принято решение отказаться от дорогостоящих больших крейсеров в пользу меньших и более дешевых бронекатеров типа "Гюрза", и быстроходных ракетных катеров, типа "Лань", госзаказ на строительство которых получил киевский завод "Кузница на Рыбальском" (экс "Ленинская кузница"), конечными бенефициарами которого указываются Петр Порошенко и Игорь Кононенко.

Все это привело к тому, что 21 сентября 2017-го года работники "Николаевского судостроительного завода" вышли на митинг под Николаевскую облгосадминистрацию с требованием решить вопрос задолженности по зарплатам в размере около 60 миллионов гривен, которая не выплачивается им с ноября 2014-го года. Правда, ничего этим не добились. Более того, вчера появилась новость, что "Укроборонпром" вообще приостановил работу "Николаевского судостроительного завода".

"Деятельность государственного предприятия "Николаевский судостроительный завод" парализована из-за отсутствия решения Правительства относительно ракетного крейсера проекта 1164, заводской №2011 (та самая, бывшая "Украина", – Г.Г.). На сегодняшний день арестованы счета предприятия, а задолженность по заработной плате составляет более 58 млн гривен", – сказано в сообщении концерна.

При этом, ГК "Укроборонпром" подготовил и направил на рассмотрение Кабмина проект по урегулированию вопросов, связанных с демилитаризацией и последующим использованием этого ракетного крейсера. В госконцерне хотят добиться возмещения предприятию расходов за содержание крейсера, что позволило бы погасить задолженность по заработной плате.

Согласитесь: звучит, как шантаж госпредприятием правительства. При этом, именно во время работы в составе "Укроборонпрома" "Николаевский судостроительный завод" докатился до того плачевного состояния, в котором он находится сегодня.

На сайте "Преступности.НЕТ" в деталях расписана одна из версий того, кто и как доводил некогда рентабельный завод фактически до банкротства.

Как отмечает автор расследования, с того времени, как "Николаевский судостроительный завод" возглавил Федор Петров, предприятие банально пилят на металлолом.

"Уже не первый год каждый день загруженные металлом машины вывозят в неизвестном направлении имущество оборонного предприятия, но обещанных зарплат так и не видать", – отмечает автор.

Там же сообщается, что еще в 2015-м году, уже во время управления заводом Петрова, на все имущество данного государственного предприятия был наложен арест в связи с взысканием с предприятия долга в размере 37 миллионов гривен. Кроме того, следственный судья Дмитрий Тишко вынес постановление об аресте движимого имущества завода, которое незаконно пытались вывезти из предприятия.

При этом отмечается, что глава Государственного концерна "Укроборонпром" Роман Романов был уведомлен о деятельности директора Петрова но некоторое время не видел оснований для его увольнения.

В итоге Федора Петрова все же уволили – 5 октября 2016-го года в соответствии с п. 8 ст. 36 Кодекса законов о труде Украины ("Основания, предусмотренные контрактом"). Правда, приказ об увольнении подписал не Роман Романов, а его заместитель Владимир Кострицкий, который на тот момент временно исполнял обязанности генерального директора "Укроборонпрома".

Как бы там ни было, а вчера работа "Николаевского судостроительного завода" была приостановлена и дальнейшая его судьба теперь будет зависеть от решения Кабинета министров. По крайней мере, так ставит вопрос Госконцерн "Укроборонпром", в составе которого завод погряз в долгах.

А с другой стороны, может причина того, что происходит, гораздо проще? Может современной Украине просто не нужно столько судостроительных заводов? Ведь объективным фактом является то, что с 2009-го года "Николаевский судостроительный завод" не может получить ни одного заказа (ни государственного, ни частного) на строительство новых кораблей, а прозябает лишь надеждами "выдоить" из госбюджета деньги на эпический долгострой (уже бывший ракетный крейсер "Украина"), который уже давно в этой стране никому не нужен.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme