Азовская война. Что делать Украине с российской агрессией в Азовском море

Чувствуя собственную безнаказанность, Россия начинает буквально "лезть на голову" в Азовском море

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Азовская война. Что делать Украине с рос…

Сказать, что Россия в последнее время обнаглела в Азовском море – не сказать ничего. Еще с конца апреля российские пограничники систематически останавливают для проверки корабли, какие считают нужными – независимо от того, под чьим флагом те ходят и в какой части моря их находят. Например, последнее задержание украинских рыбаков россиянами вообще произошло в непосредственной близости от Бердянска.

Но наибольшую огласку приобрело задержание во вторник, 22 мая, двух грузовых кораблей – "Саузерн Бриз" (Хорватия) и "Эрен Си" (Турция), которые следовали из украинского порта Мариуполь. Возмущение осведомленной общественности вызывает тот факт, что задержаны они были на траверзе Бердянска, то есть – в так называемых прибрежных украинских водах.

"Несмотря на всю информационную волну, нет даже какой-либо ноты или заявления МИД, или главнокомандующего", – отметил в Facebook украинский журналист Андрей Клименко.

Тем не менее, комментарий официального лица все же появился, хоть и прошел практически незамеченным. Еще 21 мая представитель президента Украины в Автономной Республике Крым Борис Бабин в интервью "ВВС Украина" рассказал, что Россия ограничила судоходство для украинских судов в Азовском море до 23 мая из-за проведения боевых стрельб.

Он сообщил, что соответствующие службы России применили стандартный в таких ситуациях механизм: посредством международной автоматизированной системы оповещения NAVAREA. Именно через нее сообщаются координаты в море, куда судам заходить запрещается из соображений безопасности.

Также представитель президента заявил, что Россия пользуется неоднозначностью статуса Азовского моря и действует согласно ранее заключенным межгосударственным соглашениям между Украиной и Россией.

Кроме этого известно, что 22 мая первый заместитель постоянного представителя президента Украины в АРК Изет Гданов и сотрудники служб международных связей и правового анализа Представительства приняли участие в совещании по решению вопросов, связанных с противоправными действиями России, которые негативно влияют на транспортный сектор Украины.

Правда, по результатам совещания было решено лишь создать рабочую группу при участии Представительства по вопросам безопасности судоходства в Азовском и Черном морях и Керченском проливе, и рассмотрение вопроса относительно дальнейшего действия соглашений между Украиной и Россией в сфере морского хозяйства и рыболовства.

А уже 23 мая представитель президента Украины в Автономной Республике Крым Борис Бабин в эфире программы "Вопрос национальной безопасности" на ТРК Черноморская заявил, что дела намного серьезнее, чем казались до этого.

"Это не просто стрельбы и учения. Такого на Азовском море не было с 1991-го года. Мы имеем факт циничной демонстративной эскалации российской агрессии, которая связывает между собой Крым и Донбасс не только юридически, но и географически. Я не могу рассказывать детали о том, что происходит на Азове, но это не фейковые заявления, они реально сопровождаются действиями милитаристского характера со стороны российской вооруженной машины", – сказал Бабин.

Бабин обратил внимание на то, что действия России обусловлены, в частности соглашением 1993-го года, согласно которому суда имеют право находиться в любой точке Азовского моря, включая залив Сиваш. Также, по его словам, согласно действующим двусторонним договорам, Украина до сих пор продолжает заключать с Россией ежегодные соглашения по квотам вылова рыбы в Азовском море. В частности, печально известный "Норд" – это как раз судно юридического лица, которое получило эту квоту от России незаконно.

Давайте вспомним, что 25 марта текущего года корабль морской охраны украинских пограничников задержал в Азовском море рыболовецкое судно-нарушитель "Норд" под флагом Российской Федерации. В ходе проверки было установлено, что оно зарегистрировано в оккупированном Россией Крыму. Впоследствии украинский суд арестовал данное судно и его капитана.

Такой наглости Россия, очевидно, простить не смогла. После задержания украинскими пограничниками судна "Норд" на России заявили, что готовы с помощью сил Черноморского флота и морской авиации обеспечить судоходство в Черном и Азовском морях. Судя по всему, все вот эти задержания иностранных судов, которые направляются в или из украинских портов, являются ничем иным, как демонстрацией миру и Украине того, кто "в доме хозяин".

Читайте также: Азовская война: Зачем российские спецслужбы подстрекают бердянцев к бунту.

Вообще, история отношений между Украиной и Россией в Азовском море стара, как мир. Почти всю дорогу, с момента обретения независимости, Украина предлагала четко разделить Азовское море и Керченский пролив, чтобы каждая из держав имела свою, юридически оформленную зону ответственности.

Однако на это не соглашалась Россия, которая настаивала на том, что Азовское море – это "внутренние воды, которые находятся в пользовании обеих стран". То есть, что обе страны имеют право свободно вести любую деятельность по всей акватории моря. Собственно, именно такое положение вещей и было узаконено в 2003-м году двусторонним договором о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, который сохраняет силу по сей день.

Поэтому, по состоянию на сегодня, как Россия, так и Украина вполне законно могут проводить в Азовском море военные учения, при условии уведомления о них другой стороны. Из слов Бориса Бабина становится очевидным, что Россия предупредила Украину про свои военные стрельбы с четким указанием дат – до 23 мая 2018-го года.

И, как бы нам это не претило, а действия россиян по задержанию иностранных судов в районе своих военных учений в данном случае не нарушают международного законодательства. Для того, чтобы помешать России свободно плавать по территории Азовского моря, нужно внести изменения в соответствующие двусторонние договора.

Вообще, отношения в Азовском море могут иметь всего три правовых формы. Первая – совместное пользование Украиной и Россией, что имеет место сейчас. Вторая – разделение акватории моря между двумя странами с предоставлением линии разделения статуса государственной границы со всеми вытекающими последствиями. И третья – определение 12-мильной зоны вдоль побережья каждой из стран, ее принадлежности, с автоматическим предоставлением остальной акватории моря статуса нейтральных вод.

Что второй, что третий вариант – не устраивают Россию. По второму варианту Россия получит лишь 40% акватории Азовского моря (если делить с учетом того, что Крым – это Украина), к тому же в украинской части будет большая глубина, а соответственно - больше рыбы и других морских ресурсов. По третьему варианту в Азовское море, как в нейтральные воды, смогут на законных основаниях заходить корабли НАТО.

Собственно, поэтому Россия и саботировала всю дорогу переговоры относительно разделения акватории Азовского моря, навязав Украине во время первого премьерства Виктора Януковича двусторонний договор о совместном пользовании морем. Ведь при совместном пользовании чего-либо преимущество получает тот, кто сильнее.

Но хуже всего то, что в данной ситуации все, что может сделать Украина – это в одностороннем порядке расторгнуть договор 2003-го года и определить 12-мильную полосу своей территории. Но при условии фактического контроля Россией Крыма и, соответственно, Керченского пролива, это приведет к тому, что формально нейтральные воды Азовского моря за чертой этой 12-мильной полосы фактически перейдут в собственность России.

Что в такой ситуации делать Украине? Будапештский меморандум должен был научить, что в отношениях с Россией полагаться на международные договоры – бесполезно. Чтобы чувствовать себя в безопасности, необходимо безотлагательно и немедленно усиливать потенциал морской охраны и военно-морских сил Украины.

Проще говоря – нужно немедленно вооружаться самим и, по возможности, подтягивать в Черное море для боевого дежурства корабли военных союзников. Других механизмов обеспечения безопасности прибрежных регионов и защиты экономических интересов Украины на море по состоянию на сегодня просто не существует.

Читайте также: Проект "Тень": Какие роботы скоро будут охранять государственную границу с моря.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme