Авиация бьет по своим: Что за бомбардировщик Ту-22М3 убивает россиян еще до взлета

Случай, во время которого российские военные летчики разбились еще до взлета самолета, побудил присмотреться к состоянию боевой авиации нашего врага — Российской Федерации

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Авиация бьет по своим: Что за бомбардиро…
Фото: Вікіпедія

Странная новость пришла вчера из лагеря нашего северо-восточного соседа: на аэродроме под Калугой трое российских военных летчиков погибли в результате срабатывания катапульт при запуске двигателей дальнего бомбардировщика Ту-22М3.

Странная, потому что такое явление, как катапультирование при нулевой скорости, в авиации вообще не предусмотрено — ведь при катапультировании верхняя крышка кабины самолета срывается встречным потоком воздуха.

О человеческом факторе здесь говорить не приходится, так как в кабине находился и погиб вместе с другими сам командир полка, сидевший на месте инструктора. Итак, проблема где-то на системном уровне. Depo.ua решил выяснить — где именно.

Что за самолет Ту-22М3

Ту-22М — это советский дальний бомбардировщик-ракетоносец/разведчик с изменяемой геометрией крыла.

Этот самолет начал разрабатываться еще в 1965 году, несколько раз работа над проектом сворачивалась и начиналась заново, пока наконец в 1976-м он не совершил первый испытательный полет.

В том же году самолет в версии Ту-22М2 был принят на вооружение Авиации Военно-морского флота и Дальней авиации Вооруженных сил СССР. До 1983 года, пока шло серийное производство Ту-22М2, было построено 211 таких самолетов. По состоянию на сегодняшний день не осталось ни одного.

Работы по дальнейшему развитию проекта Ту-22М привели к созданию более совершенной серийной модификации Ту-22М — самолета Ту-22М3. Изменения касались улучшения аэродинамических показателей самолета и появления новых, более совершенных, двигателей. Обе версии модели определенное время эксплуатировались одновременно.

Что касается боевого применения, то оно предусматривало полеты на дальние расстояния с изменением в процессе скоростных и высотных режимов (для этого самолет имел возможность во время полета менять геометрию крыла, варьируя угол наклона от 56 до 65 градусов) с последующим поражением целей крылатыми ракетами или авиабомбами. В том числе с ядерными боеголовками.

Подвесные ракеты Х-22 (красного цвета)

Основное оружие самолета — противокорабельная гиперзвуковая крылатая ракета Х-22Н с облегченной фугасно-кумулятивной боеголовкой, которая способна выжечь в борту корабля дыру площадью 22 м2 глубиной до 12 м., а также площадная ракета Х-22ПСИ с мегатонной боеголовкой и дальностью пуска почти 500 км.

Также самолет может нести свободнопадающие бомбы, одним залпом которых способен "перепахать" площадь, эквивалентную площади 35 футбольных полей. Возможности прицельного оборудования позволяют попасть одиночной бомбой в малое сооружение с 10-километровой высоты.

Впрочем, не все с ним так хорошо. С самого начала своей эксплуатации Ту-22М имел постоянные проблемы из-за инженерного несовершенства. Несмотря на это, самолет продолжал эксплуатироваться, однако в гарнизонах постоянно находились выездные бригады завода-изготовителя, которые выполняли многочисленные доработки.

Одна из системных проблем Ту-22М — отказ одного из шасси при взлете

В итоге это привело к тому, что уже в середине 1990-х годов подавляющее большинство этих самолетов просто не могло летать и отправилось на утилизацию. А те, что остались — продолжили работать с постоянными проблемами, как вчера на аэродроме под Калугой.

Украина также получила в "наследство" от СССР часть этих бомбардировщиков: 22 единицы Ту-22М2 и 60 Ту-22М3. Однако до 2003 года 19 из них были переданы России (на каких основаниях — неизвестно; расследование еще продолжается), 4 разъехались по музеям авиации, а остальные — утилизированы.

Таким образом, Россия осталась единственным эксплуатантом этих самолетов (после распада СССР их получила также Беларусь, однако все передала России), имея на балансе по состоянию на 2020 год 60 единиц модели Ту-22М3 и ни одного Ту-22М2. И мало того, что это количество с каждым годом уменьшается, так и те, что остались — технически и морально изношены.

Чем Ту-22М3 могут угрожать Украине

Несмотря на то, что этот самолет в СССР считался стратегическим бомбардировщиком, ни разу в этом качестве он не применялся. Все случаи его участия в реальных войнах касались применения в качестве обычного бомбардировщика.

Сначала это была советская агрессия против Афганистана в 1980-х годах, затем Первая российско-чеченская война, затем российская агрессия против Грузии в 2008 году и война в Сирии, где в течение 2015-2017 годов они бомбили сирийские города и гуманитарные конвои.

Интересно участие Ту-22М в войне против Грузии, так как наиболее приближенно моделирует ситуацию с Украиной. Там группа российских Ту-22М3 наносила прицельные авиационные удары по складам боеприпасов грузинской армии, а также бомбила аэродромы и скопления грузинских войск в Кодорском ущелье. Однако после того, как грузинские ПВО в первый же день сбили один самолет Ту-22М3, Россия перестала их использовать до конца войны.

Во время вооруженной агрессии против Украины Россия пока вообще не применяла боевую авиацию. Украинские военные эксперты сходятся во мнении, что это вызвано наличием в Украине мощной системы противовоздушной обороны (ПВО).

Читайте также: Почему Путин не решился бомбить Киев

Дело в том, что Украина, как самая большая страна-член СССР со стороны западной границы, сконцентрировала у себя один из самых мощных на то время арсеналов ПВО. И умудрилась за все годы его не только не разбазарить, но и сохранить в достаточно боевом состоянии.

Конечно, сейчас этот арсенал ПВО уже отработал свое и требует замены, однако он до сих пор достаточно исправен для того, чтобы сдерживать Россию от соблазна применить советское "наследство" своих бомбардировщиков. А других у нее пока просто нет.

Что у России с модернизацией дальних бомбардировщиков

Несмотря на объявленное по итогам российско-грузинской войны полное переоснащение российской военной техники новыми современными образцами, с авиацией этого пока не произошло.

Создание нового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160м2 до сих пор продолжается (поставки в войска должны начаться не ранее 202 года с темпом в два самолета в год), а плановые модернизации тех же Ту-22М3 (а также советских Ту-95 и Ту-160) направлены преимущественно на продление срока их эксплуатации и вряд ли удивят чем-то принципиально новым.

Также известно, что в 2019 году Минобороны России утвердило окончательный эскиз перспективного авиакомплекса дальней авиации (рабочая аббревиатура — ПАК ДА). Российские СМИ писали, что уже согласованы характеристики самолета и начался подготовительный этап проектирования.

В будущем ПАК ДА должен заменить самолеты дальней авиации Ту-95 и все те же Ту-22М3, однако производство его первого опытного образца началось лишь в мае 2020 года, а начало летных испытаний запланировано аж на 2027.

Со своей стороны, у нас есть все основания надеяться, что к тому времени Украина обновит свою систему ПВО, усилив ее новыми современными зенитными комплексами.

По крайней мере, работы в этом направлении уже ведутся и мы о них недавно писали.

Читайте также: NASAMS, SAMP-T и Patriot: Что за новые зенитно-ракетные комплексы собирается приобрести Украины

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme