Как новый фильм Парфенова о евреях перечеркнул ельцинскую Россию

Новый шедевр талантливого российского телевизионщика окончательно превратил его в персонаж орруэловского "1984", а также закрыл эпоху ельцинской, полудемократической и в некоторой степени честной с собой и миром России

Володимир Миленко
Журналист Depo.ua
Как новый фильм Парфенова о евреях переч…

В эти дни в Украине с визитом находится один из лучших телевизионщиков постсоветского пространства Леонид Парфенов. Он презентует вторую часть своей трилогии "Русские евреи". Понятно, почему здесь – потому что Украина была одним из центров еврейства в Российской империи. Для тех, кто не знает о таком явлении, как "черта оседлости", вот вам карта территории, где в той стране могли жить евреи. Как видим, собственно России – хоть той, хоть нынешней – почти нет, разве украденный сто лет назад украинский Стародуб.

Собственно, Россия. В этой стране, в эпоху, которую там любят называть "лихих 90-ые", а на самом деле это был тот короткий период истории страны, когда она была свободной или почти свободной – знаковыми для ее были два человека. Можно даже сказать, что эти люди олицетворяли собой ту эпоху. Так вот, эти два человека понимали и четко разделяли два понятия – "русские" и "россияне". Это Борис Ельцин, который и ввел в обиход фразу о "дорогих россиян", и Юрий Шевчук со своей уже подзабытой песней.

Кстати, российские ("русские"; в украинском языке нет этой дифференциации – но то не наше дело, не наши нюансы) националисты потом Ельцина за тех "россиян" откровенно недолюбливали. Почему? Да потому, что он, сам того не желая, открыл едва ли не главную тайну империи.

А тайна и заключается в том, что сами по себе "русские" – это довольно бедный в культурном смысле народ. А та "большая культура", которой любят похвастаться граждане с двуглавым орлом на паспорте – она создана (возможно, здесь даже уместно будет добавить "в большей степени") теми, о ком Парфенов снял свой новый фильм. Иностранцами, инородцами, или даже, несмотря на отношение к ним имперской власти (и имперского же народа) – коллаборационистами.

Да-да, коллаборантами, и не надо бояться этого слова. Вся имперская политика, независимо от географических и исторических нюансов, основывается в том числе и на институтах коллаборационизма – то есть сотрудничества с оккупационными властями. Собственно, фильм Парфенова как раз об этом – о Лейзере Вайсбейне, который ради успеха в имперских масштабах изменил даже имя и фамилию, став Леонидом Утесовым. И здесь, опять-таки, нет ничего удивительного – такие тогда были правила игры. (Поинтересуйтесь при случае паспортными данными, в частности, отчеством, нынешнего президента ФК "Динамо" (Киев), и почему у бывшего президента "Динамо", его родного брата, отчество другое. Это все – отголоски тех правил.)

Но есть одно крошечное "но", которое никто не замечает. Утесов – не "русский" еврей, он "российский". Он часть не русской национальной культуры – а русской имперской. И в ельцинско-шевчуковские 90-е это заметили бы, а сейчас уже нет. Потому что сейчас на России опасно напоминали о том, что "Россия" – это не только (и, возможно, не столько) "русская" страна, сколько империя, которую сделали такой, какой она есть, вот эти вот коллаборационисты, инородцы, которые ради успеха предали даже имена и отчества.

Интересно, что в многочисленных интервью Парфенов подчеркивает как раз то, что все это культурное достояние героев его трилогии – оно является частью "русской" культуры, а не "российской". Возможно, это определенная установка, которая задана властью и впитана обществом на каком-то, извините, генном уровне – ставить знак равенства между этими двумя понятиями. (Иначе империи не станет. Самое страшное для империи – это самоидентификация оккупированных территорий. Почему, кстати, выжигались каленым железом все эти "национализмы", хоть украинский, хоть прибалтийский, хоть казахский.)

А, может, и нет. У нас любят восхищаться Парфеновым, его профессиональным мастерством, гениальностью даже – но за этим не замечают определенных звоночков. Вот вам отличный пример – кусочек из выпуска "Намедни" 1992 года.

Смотреть с 01:36.

"Да, Крым передавался Украине по капризу". Это было снято в те самые 90-е годы, когда даже Ельцин говорил, что "проснулся утром, стал думать – что ты сделал для Украины прежде всего". Я уже не говорю о том, что журналисту, публицисту такого уровня просто стыдно оперировать подобными фразами.

А вот еще один момент – с "Намедни" 1995, о Буденновске.

Тут претензий к самому сюжету нет. Но если порыться в истории первой чеченской войны, то можно найти такое название, как "Самашки". Где целое село просто "зачистили". И было это за пару месяцев до Буденновска. Это вроде разные события, но, когда вспоминаешь, что перед захватом российской больницы было уничтожение чеченского села, возникают определенные ассоциации и параллели...

И еще один эпизод – из передачи "Школа злословия", которая никогда не вышла в эфир.

Смотреть с 58:00.

Все это, конечно, какие-то небольшие, микроскопические недомолвки, передергивания – как в случае с генерал-фельдмаршалом Паскевичем – но когда они начинают складываться в определенную мозаику, и хорошо складываться, возникает вопрос.

(История с Паскевичем была во время одного из интервью Парфенова, посвященного тем же "Русским евреям". Журналист спросил Леонида, будут ли, кроме евреев и анонсированных грузин и немцев, фильмы про другие нации, например, украинцев. На что Парфенов ответил, что значение и вклад их, в частности, украинцев, был не такой уж и значимый, да и такой уж разницы между этими народами, в отличие от разницы между "русскими" и евреями, нет. Слышите, как запахло фразой про "один народ"? А когда журналист забросил Леониду пример успешного коллаборациониста генерал-фельдмаршала Ивана Паскевича, то Парфенов вдруг вспомнил, что Паскевич – всего-навсего "гомельский помещик", аккуратно "забыв" о его украинском происхождении.)

Смотреть с 14:34.

Вопрос о том, а не является ли господин Парфенов банальным российским имперцем, просто скрытым за красивой либеральной оберткой?

А теперь я вас прикончу еще одним видео, в котором герой этой статьи говорит о (внимание!) "русской национальной идее". Какой, по мнению Парфенова, является не нефть и не газ, а "русский человек".

Смотреть с самого начала.

Но – о какой "национальной" идее можно говорить в империи? В империи есть только одна идея – имперская. Она иначе не функционирует. Когда национальные идеи начинают преобладать над имперскими – империи исчезают. Спросите у австрийцев. Во-вторых – когда, в какой империи идеей был человек? Идея-фикс любой империи – это собственное величие, ценой в том числе (в первую очередь!) и человеческих жизней. Или, как минимум, человеческой памяти, выраженной, в частности, в именах и фамилиях – в Лейзере Вайсбейне, которого империя перемолола на Леонида Утесова.

Вот и получается, что в случае с Леонидом Парфеновым мы имеем дело с оруэловским "doublethink", двумыслием, то есть "способностью придерживаться двух противоположных убеждений одновременно". С одной стороны – национальная идея и человек, которая невозможна в имперских рамках, а с другой стороны яркий и красивый показ успешности именно имперской модели (вон какую культуру мирового уровня создали!).

И не надо говорить, что художник – он вне политики, времени и контекста. Лени Рифеншталь тоже рассказывала после 1945 года, что была вне политики, что не осознавала всего ужаса нацизма. Но ее шедевральные фильмы, как ни крути, сильно помогли Гитлеру и компании. Точно так же, как, по мнению одного из ведущих вышеупомянутой "Школы злословия", помогли нынешнему российскому режиму построенному на недавнем советском – те самые "Старые песни о главном".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme