От кого зависит дальнейшая судьба "плана Маршалла для Украины"

Большая макрофинансовая помощь со стороны ЕС возможна только при наличии четко сформированного плана стимуляции украинской экономики. Который, кроме всего будет предусматривать возможность жесткого и непрерывного контроля со стороны Евросоюза

Журналист отдела "Мир"
От кого зависит дальнейшая судьба "плана…

Сегодняшняя информация вице-премьера и министра экономического развития и торговли Степана Кубива относительно размеров "плана Маршалла для Украины", который, по информации чиновника, предусматривает "как минимум 5 млрд. евро ежегодной поддержки реформ, направленных на экономический рост и развитие", продемонстрировала, что инициатива все еще жива.

И, более того, имеет какие-то шансы прозвучать на ноябрьском саммите Восточного партнерства, как это и было предусмотрено авторами инициативы - двумя экс-премьерами Литвы Андрюсом Кубилюс и Ґядиминас Киркилас, и бывшим главой МИД Пятрасом Вайтекунасом. Которые и занимаются активным лоббированием плана в европейских политических институтах.

На самом деле, "План Маршалла для Украины" – не такая уж и новая идея. Впервые о подобной инициативе заговорили в 2007 году – тогда негосударственная организация People-Centered Economic Development даже разработала обобщенный проект ключевых реформ, направленных на стимуляцию экономики и улучшение жизни граждан Украины, и оценила потребность во внешнем финансировании этих реформ. В 2008 году план был передан в USAID. На том его след в истории теряется. Хотя нет – в 2014 году о том плане очень лестно отзывался английский предприниматель и миллиардер Ричард Брэнсон. Потом о необходимости подобного плана говорил много правильных слов другой миллиардер Джордж Сорос. С аналогичным успехом. В апреле уже 2015 года в Бундестаге Германии общественная инициатива Marshallplan für die Ukraine была зарегистрирована петиция относительно реализации плана помощи Украине. О дальнейшей судьбе которой тоже пока известно немного.

И вот за дело взялись литовские политики. В начале этого года "План Маршалла для Украины" официально утвердил литовский Сейм, а в марте - Конгресс Европейской народной партии (ЕНП), упомянув о нем в своей итоговой резолюции.

Но практическая возможность получения денег на реализацию любого макроэкономического плана, способного не просто заполнить крохотную дырочку в государственном бюджете Украины, а реально изменить экономический ландшафт Украины, зависит от трех критически важных элементов.

Первый из них – согласие потенциальных спонсоров. Среди которых создатели плана называют Всемирный банк, Международную финансовую корпорацию, ЕБРР и Европейский инвестиционный банк. А также ЕС, США, Японию и Германию. С ними работают литовцы. С ними понемногу работают поляки. Возможно, за дело следует взяться и украинскому МИД?

Второе, и, возможно, даже более важное условие получения пособия – наличие некоего плана. Общие моменты которого могут, конечно, разработать в Вашингтоне или в Брюсселе, но конкретикой, "живым мясом" должны наполнять украинские эксперты. Или их западные коллеги, которые приехали в Украину и полгода или год смотрели на ситуацию изнутри. "Маршалловских" денег не дадут ни "младореформаторам" на журналистские расследования, ни министерским чиновникам на дополнительные выплаты их подчиненным за "интенсивность труда". Их дадут только бизнесу – при условии гарантированного улучшения делового климата со стороны государства.

И из этого вытекает третья – возможно, наименее реальная предпосылка получения финансирования "плана Маршалла" – это готовность украинской власти его выполнять. Отказаться от "защиты украинского производителя", разрушить таможенные барьеры. Махнуть рукой на судьбу "национального автопрома" с его отверточной сборкой и дикими ценами. На судьбу украинских виноделов, Махнуть рукой на всех. Притом до получения денег, а не после. Проблема лишь в том, что владельцы большинства этих бизнесов – или их уполномоченные представители – сидят в Верховной Раде. И им проще махнуть рукой на план Маршалла.

Беда в том, что если махнуть рукой на спасение украинской экономики сегодня, то через год-третий спасать станет нечего. Потому что если учесть темпы бегства квалифицированной рабочей силы, которые после получения безвиза с ЕС только повысятся, реализовывать план Маршалла – в смысле, не отчитываться, а выращивать урожай, плавить сталь или писать компьютерные программы, будет уже некому.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme