Трагедии двух "Боингов": Как Киев и Вашингтон собираются взять Путина за горло

Между авиакатастрофой самолета рейса PS752, которая забрала 176 жизней, и падением "Боинга" MH17 на Донбассе, в результате которого погибли 298 человек, – шесть лет разницы. Впрочем, в определенном смысле, эти трагедии могут оказаться сплетенными в один узел международных стратегий разных стран

Журналист отдела "Жизнь"
Трагедии двух "Боингов": Как Киев и Ваши…

Так, секретарь СНБО Алексей Данилов обнародовал четыре основные версии причин катастрофы над Ираном. И лишь одна из них – разрушение и взрыв двигателя по техническим причинам – не предполагает злого умысла. Среди других – взрыв внутри самолета из-за теракта, столкновение с БПЛА или же поражение ракетой. Возможно, ЗРК "Тор", об обнаружении обломков которой уже пишут некоторые источники. Это российский комплекс, который, среди прочих, находится на вооружении иранской армии.

При этом в СМИ появилась информация и о том, что жители города Паранда, что в 50 километрах от Тегерана, за две минуты до падения самолета слышали звуки, напоминающие запуск ракет.

Согласно конвенции Международной организации гражданской авиации, расследовать катастрофу обязана страна, в которой произошла катастрофа, то есть, Иран. Сейчас глава Национального управления авиации страны Али Абидзаде уже заявил, что пригласил присоединиться к расследованию представителей Украины, США и других государств. Логично, что Украина должна принимать участие в процессе, поскольку именно наша авиакомпания выполняла трагический рейс. США же причастны к делу, поскольку разбился "Боинг", созданный их компанией. Отметим, что украинская группа уже прибыла в Тегеран.

Согласно с предварительным отчетом иранских расследователей, самолет загорелся еще до столкновения с землей. Мол, обнаружив техническую неисправность, пилоты изменили курс и развернули "Боинг" обратно к аэропорту, но долететь не смогли. Довольно странно, что связываться с базой и сообщать о проблемах пилоты не стали. При этом формулировка "загорелся в воздухе" не противоречит ни одной из версий, озвученных украинским СНБО.

Желание оказать "любую необходимую помощь" уже высказали в компании "Боинг".

И, в принципе, такая позиция не удивляет, ведь в последнее время репутация компании сильно страдает. В частности, после авиакатастрофы в Эфиопии ряд стран запретили Boeing 737 Max. По результатам первого полугодия прошлого года, количество поставок самолетов компании снизилось на 37% по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года. Если же официальной версией аварии окажется "техническая неисправность", это может оказаться еще одним ударом по репутации авиагиганта.

Впрочем, интерес проявляет не только "Боинг" и далеко не только из вежливости или желания следовать нормам международного этикета.

В нацсовете по безопасности и транспорту США заявили, что "работают с госдепартаментом и другими ведомствами, чтобы определить оптимальный вариант действий". А госсекретарь США Майк Помпео заявил, что страна "внимательно следит за событиями" и готова помогать Украине.

Такой интерес США может иметь несколько объяснений. Во-первых, если самолет и в самом деле вспыхнул из-за ракетного удара, в истории может оказаться иранский след. А, учитывая отношения между странами, отыскать неопровержимые аргументы против иранского режима и чуть ли не официально назначить его на роль очередного мирового зла нынешней власти выгодно. Ведь так, в частности, убийство иранского генерала Касема Солеймани добавит Дональду Трампу больше электоральных баллов.

Во-вторых, помощь Украине может быть негласной (а возможно, и завуалировано озвученной) гарантией, что наша страна не даст задний ход в судебном процессе над подозреваемыми в авиакатастрофе рейса MH17 на Донбассе. Ведь из-за потепления отношений между Киевом и Москвой, обмена пленными, подписанного договора относительно транзита российского газа по территории нашей страны, американцы могут опасаться, что в качестве очередного "компромисса" украинская сторона может пытаться, например, запутать судебный процесс против подозреваемых в трагедии. Напомним, летом прошлого года следствие по делу завершилось и были выдвинуты официальные обвинения четырем лицам, среди которых украинец Леонид Харченко, россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский и Олег Пулатов. А уже этой весной может стартовать судебный процесс.

Поэтому логично предположить, что россияне также предложат помощь со следствием по иранской трагедии. Соответственно, за это от ключевых украинских свидетелей на суде в Гааге будут ждать определенных "уступок", которые нам крайне невыгодны, но могут вписаться в нынешнюю "мирную стратегию". Между тем, результаты расследования иранской катастрофы тоже могут претерпеть изменений, ведь Россия и Иран – давние стратегические и экономические партнеры. CNN даже пишет, что черные ящики "Боинга" могут отправить на Россию, которая имеет возможности считывать данные.

Впрочем, если Кремль сумеют оставить в стороне, сотрудничество США и Украины может обернуться мощным режимом не только против виновников авиакатастрофы в небе над Тегераном, но и против режима Владимира Путина. Ведь если в донбасском деле сейчас уже официально обвиняют кремлевских наемников и прихвостней, иранская трагедия может оказаться побочным результатом деятельности режима, поддерживаемого Кремлем.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme