Смерть "Союза": Все советские и российские катастрофы в космосе

Авария на старте космического корабля "Союз-МС-10" стала далеко не первой в списке советской и российской космонавтики

Володимир Миленко
Журналист Depo.ua
Смерть "Союза": Все советские и российск…

137-й полет корабля серии "Союз" едва не завершился трагедией. Авария ракеты-носителя завершилась аварийным приземлением экипажа в Казахстане. Начались же космические проблемы еще в далекие советские времена, во время самого первого запуска корабля этой, уже действительно ставшей легендарной серии.

Союз-1

Первая серьезная космическая авария обернулась смертью. Конструкторов нового космического корабля серии "Союз" партийное руководство СССР постоянно подгоняло, чтобы не отставать от американской лунной программы. Соответственно, за неимением времени корабль вышел сырым, с кучей проблем и неполадок.

Но отменять старт "Союза-1" никто не стал. Уже на орбите у корабля не раскрылась одна из солнечных батарей, поэтому "Союз-2", который должен был состыковаться с первым на орбите, не запустили. (И спасли жизнь его экипажа.) Программу полета "Союза-1" завершили досрочно, но самое главное произошло уже на спуске с орбиты, 24 апреля 1967 года.

Из-за проблем в парашютной системе основной парашют не смог раскрыться, а стропы запасного обмотались вокруг вытяжного, вспомогательного парашюта. На скорости около 50 метров в секунду спускаемый аппарат врезался в землю, от чего космонавт Владимир Комаров погиб на месте. Хоронили его останки в закрытом гробу.

Союз-10

Этот полет был первым к космической станции "Салют-1". Но экипаж из трех человек не стал первым, кто попал на борт станции, потому что после стыковки оказалось, что стыковочный агрегат "Союза" из-за лишних движений корабля сломался.

Пришлось космонавтам отстыковываться в экстренном режиме и возвращаться на Землю.

Союз-11

Первыми космонавтами, которые побывали на "Салюте", стал экипаж следующей миссии – Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Они смогли справиться с проблемами, которые повлек за собой неудачный предыдущий полет (в частности, станция была заполнена дымом), и проработали на ней 22 дня. Но их полет завершился трагедией, и это произошло не на территории станции.

Из-за желания руководства на "Союзах" летали по 3 космонавта, которые из-за нехватки места были одеты не в скафандры, а в обычные спортивные костюмы. Это и погубило экипаж. Во время спуска на высоте 150 км внезапно открылся вентиляционный клапан. Дырка была меньше пятикопеечной монеты, поэтому заткнуть ее космонавты могли просто пальцем. Могли, но не успели – когда капитан корабля Добровольский нашел дырку, сил закрыть ее уже не имел.

Все три члена экипажа погибли. Эти смерти, которые произошли 29 июня 1971 года, на сегодняшний день остаются последними в советском/российском космосе.

Союз-18-1

Через 4 года, 5 апреля 1975 года, трагедия едва не произошла на старте. От корабля, которому постфактум присвоили номер "Союз-18-1" (просто 18-м "Союзом" назвали следующую, успешную миссию) на 261-й секунде полета должна была отсоединиться вторая ступень ракеты-носителя. Этого не произошло, а после запуска двигателя третьей ступени произошел взрыв.

Корабль с космонавтами, благодаря системе автоматического отделения, был отброшен от ракеты. По параболической траектории экипаж залетел по официальной информации на Алтай, а по слухам – то ли в Монголию, то ли даже в Китай. Во время этого "скачка" телеметрия зафиксировала перегрузку в размере 20G. Космонавты потом признавались, что в этот момент у них остановились сердца. Один из космонавтов, Василий Лазарев, - из-за этого получил серьезные проблемы со здоровьем – и так и не смог полететь в космос.

Союз-23

Через год, в октябре 1976 года, космонавты едва не погибли уже после приземления. Полет "Союза-23" оказался неудачным из-за невозможности состыковаться со станцией "Салют-5", но спуск и приземление прошли в штатном режиме.

Проблема обнаружилась уже на земле, точнее, на воде – "Союз" приземлился на лед озера Тенгиз в Казахстане. Соленая вода замкнула контакты, система отстрелила люк парашютной системы, корабль вследствие этого перевернулся выходным люком в воду – и космонавты чуть не утонули.

Спасли коллег летчики поискового вертолета, задев корабль тросом и дотянув к берегу.

Союз-33

10 апреля 1979 года очередной космический корабль подлетел к станции "Салют-6", но в этот момент на корабле взорвался газогенератор, выведя из строя главный двигатель космического аппарата.

Центр управления полетами дал приказ спускаться, используя резервный двигатель. Вследствие нештатной ситуации космонавты подверглись десятичным перегрузкам, но, хоть и с проблемами, все же приземлились.

Союз-Т-10-1

26 сентября 1983 года катастрофа произошла еще даже до начала миссии "Союза". За 48 секунд до старта загорелось топливо в ракете-носителе. Центр управления полетом вовремя активировал систему аварийного спасения - и капсулу с космонавтами просто отбросило на четыре километра.

Всего такой "квазикосмический полет" длился 5 минут 13 секунд. Поднялись космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов всего на высоту 950 метров.

Союз-ТМ-17

Первая собственно российская космическая авария произошла в январе 1994 года. И снова в инциденте "участвовала" орбитальная станция, правда, уже не "Салют", а новая, "Мир".

После отстыковки корабля от станции аппарат столкнулся с корпусом "Мира". Серьезных последствий этот инцидент не имел.

Союз-ТМ-25

Через три года, 14 августа 1997-го, экипаж очередной миссии чуть не погиб, как Владимир Комаров.

Во время посадки, на высоте 6 километров, неожиданно заработал двигатель мягкой посадки. Соответственно, во время контакта с поверхностью планеты двигатель уже не работал, поэтому посадка получилась очень жесткой. Хотя скорость была значительно меньше той, с которой приземлился "Союз-1" - всего-на-всего 7,5 метров за секунду. Поэтому экипаж не пострадал.

Союз-ТМА-08М

Последняя на сегодняшний день космическая авария имела место 11 сентября 2013 года.

Экипаж при спуске обнаружил, что у корабля отказали все датчики. Получилось так, что приземлялись космонавты "вслепую". В частности, они не контролировали высоту, на которой находился аппарат. Только благодаря внешним командам экипаж сумел приземлиться без особых проблем.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme