Слезы "Роскосмоса": Действительно ли успех SpaceX разрушит космические планы россиян

30 мая Соединенные Штаты Америки впервые за девять лет самостоятельно отправили своих астронавтов на орбиту – до этого они почти десятилетие пользовались российскими "Союзами". Но как так произошло и почему США так долго пасли задних в доставке астронавтов на МКС?

Мария Гурская
Журналист отдела "Жизнь"
Слезы "Роскосмоса": Действительно ли усп…
Фото: НАСА

Трансляция миссии Demo-2

После того, как американская власть закрыла программу Space Shuttle, у астронавтов NASA путь на МКС был только один: Казахстан, космодром Байконур и советско-российские корабли "Союз". Монополия РФ на доставку людей на космическую станцию – ситуация сама по себе не самая приятная, даже больше – она влетает в нехилую (на несколько миллиардов долларов) копейку американскому правительству.

Впрочем, оставаться без собственных пилотируемых миссий надолго в США не собирались: еще в 2010 году NASA инициировало соглашения с аэрокосмическими компаниями о развитии коммерческих перевозок астронавтов и грузов на МКС и обратно, что, наконец, вылилось в заключение нескольких контрактов в рамках программы Commercial Crew Development и настоящие космические гонки между победителями конкурса: ракетостроительной компанией Илона Маска SpaceX и Boeing (да, они не только самолеты строят).

В результате медаль первенства получила SpaceX со своим космическим кораблем Crew Dragon (Boeing со своим Starliner временно сошли с дистанции и пошли исправлять баги, провалив пробный беспилотный полет), который мы можем сейчас наблюдать.

Анимационный ролик от SpaceX кратко показывает путь Crew Dragon с астронавтами

"Дракон" не только может вместить больше людей (в теории, до семи человек), чем "Союзы" (в них влезают трое), а еще и значительно снижает стоимость запуска одного астронавта в космос. В частности, благодаря использованию многоразовой ракеты SpaceX Falcon 9.

Вид капсулы Crew Dragon изнутри

Но, кроме пересчета очевидных с коммерческой точки зрения плюсов этого запуска, сегодняшний полет хотелось бы назвать началом конца России как государства космического. Хотелось бы, но как бы мы не желали злорадно назвать это операцией killing russian space, "внеземные" отношения стран гораздо сложнее.

Поэтому Depo.ua предлагает разобраться, по какой причине Соединенные Штаты так долго (а именно с 2011 года) зависели от ракет наших агрессивных восточных соседей, как "Роскосмос" наживался на NASA и действительно ли советско-российские "Союзы" скоро можно будет сдать на металлолом.

Ненасытный "Роскосмос"

Когда NASA в июле 2011 года отправило свою последнюю пилотируемую миссию на МКС, там ожидали, что коммерческие перевозчики – SpaceX и Boeing – дадут им возможность запускать астронавтов еще до 2015 года. Впрочем, компании, переживая множество перипетий между успешными испытаниями и поражениями, опаздывали на несколько лет. Поэтому единственным вариантом для американских астронавтов и дальше летать на МКС продолжали быть российские "Союзы" – и там, конечно, не преминули воспользоваться задержками запусков американских коммерческих перевозчиков по полной.

Согласно данным отчета относительно запусков астронавтов на МКС NASA OIG от 2019 года, после того как США закрыли программу Space Shuttle, "Роскосмос" неустанно повышал стоимость одного места для астронавтов NASA и государств-партнеров в "Союзе": если еще в 2010-м кресло стоило около $ 30 млн, то до 2020-го эта сумма стала составлять почти $90 млн.

 

 

Исторический минимум за место в "Союзе" в NASA оплатили в 2007-м и 2008 годах – $21,8 млн. Впрочем, прекращение собственных американских пилотируемых запусков позволило России неплохо разинуть пасть – и, очевидно, набить карманы.

По подсчетам Business Insider, учитывая стоимость билета на МКС американского астронавта до 2018 года в $81 млн, это увеличение расходов на 372% за десять лет. Неплохой доход, не так ли? Тем временем за одно "астронавтоместо" в CrewDragon NASA придется платить около $55 млн. И все эти деньги останутся в экономике США.

Поэтому для США полеты на "Союзах" в последние годы - дело явно невыгодное. Так почему они закрыли свою программу Space Shuttle?

Сменилось правительство – изменились и космические пути

Последний полет в рамках программы запусков космических кораблей многоразового использования Space Shuttle состоялся в июле 2011 года. После 30 лет работы и более ста запусков программу закрыли, а все полеты астронавтов перенеслись на "Союзы". Но что стало причиной отказа от шаттла тогда, когда собственной альтернативы не было?

Первоочередная причина – смена правительства, а с ней и смена приоритетов правительственных учреждений, в том числе и NASA. В 2004 году президент США Буш инициировал отмену "Спейс шаттл" в рамках своей программы "Видение исследования космического пространства". Это видение включало в себя программу CEV с разработкой нового пилотируемого корабля и "Созвездие", возвращение на Луну и высадку на Марс. Шаттлы были важными для работы с МКС, но совершенно не годились для "Созвездия", которое бы вывело из низкой орбиты Земли. А 20-летние "лодочки" были слишком дорогими в обслуживании, поэтому им предназначалось завершить свою роль в строительстве станции и тихо уйти в отставку в 2010 году.

Со слов Роберта Фроста, инструктора и контролера полетов NASA на Quora, финансирование "шаттлов" в конце должны были перебросить на разработку нового космического корабля, а это предполагает создание абсолютно новых технологий, выход на неизвестную территорию с тернистым и очень дорогим путем.

Но дело не только в деньгах. "Шаттлы" запомнились трагически и перестали пользоваться глобальным доверием. За время их эксплуатации произошли две фатальные катастрофы, в которых погибло 14 астронавтов.

Первая – 28 января 1986 года, когда "Челленджер" разрушился в результате действия нештатных аэродинамических перегрузок. Семь астронавтов погибли при ударе о воду. Программу тогда свернули на 32 месяца.

Вторая – 1 февраля 2003 года. Катастрофа шаттла "Колумбия" произошла из-за разрушения наружного теплозащитного слоя. Погибли все семь членов экипажа.

К тому же существует очень ограниченное количество людей, которые имеют опыт в космических полетах, и еще меньше специалистов, могущих осуществлять полеты сейчас. Последние уже работали на НАСА по программам "Спейс шаттл" и МКС. Поэтому начало программы "Созвездие" означало переброс на эту программу не только финансов, а и весьма ограниченных человеческих ресурсов.

Впрочем, Конгресс не предоставил средств, необходимых для завершения CEV по графику, и финансирование отложили. Тем временем пришли новый президент и новый Конгресс, а с ними приоритеты изменились снова. "Спейс шаттл" просуществовал еще год, "Созвездие" отменили. Зато было принято решение уделять особенно пристальное внимание развитию индустрии коммерческих космических полетов, продуктом которого и стал нынешний запуск.

Эмблемы миссии SpaceX и NASA

Во всем "виноват" Маск

Потеря денег от транспортировки американских астронавтов, бесспорно, станет значительным ударом по российской космической отрасли. Впрочем, не фатальным. Пока что. И для этого есть ряд причин.

С учетом напряженных отношений США и России, космическая отрасль является одной из немногих областей, в которых продолжается их плодотворное двустороннее сотрудничество. Американские астронавты и представители стран-партнеров продолжат полеты на ракетах "Союз" в рамках международных соглашений, которые требуют от космонавтов во время тренировок знакомиться со всеми типами космических аппаратов.

В NASA ожидают, что после налаживания американских пилотируемых полетов на МКС сотрудничество с "Роскосмосом" будет проходить по бартерной схеме – они не будут платить России за транспортировку своих астронавтов, зато россияне получат места в кораблях США.

Договариваться приходится: ожидаемый срок проекта МКС - до 2024 года, и большая часть этой станции принадлежит России.

"Мы хотим, чтобы отношения в области освоения космоса оставались крепкими, – передает слова главы NASA Джима Бриденстайна Spaceflightnow. – Мы видим день, когда российские космонавты летят американскими ракетами, а американские астронавты – российскими. Помните, что половина Международной космической станции – российская, и если мы собираемся убедиться, что и у нас, и у них есть постоянный доступ к ней, должны быть готовы запускать транспортные средства для друг друга."

Со своей стороны, в "Роскосмосе" все свое недовольство американскими достижениями максимально направляют не на NASA, а на Илона Маска с его компанией SpaceX. Именно ее быстрый прогресс ранее обеспечил снижение российской доли "тяжелых" ракетных запусков с 15% в 2016 году до 6 % в 2018 году. Теперь к этому добавились еще и пилотируемые запуски на МКС.

Как свидетельствует материал "Радио Свобода", в российской государственной космической компании Маска либо ругают, либо же предпочитают совсем о нем не вспоминать: взять хотя бы успешную стыковку корабля SpaceX Dragon с МКС в 2019 году, за которую "Роскосмос" похвалил NASA, а о компании-разработчице "забыл".

Зато российские СМИ не забывают транслировать очередные теории заговоров. Чего только стоит комментарий посла России в США Анатолия Антонова, который не удержался от "собственной" оценки событий на телеканале "Звезда" министерства обороны РФ. "Американцы с помощью НАТО и их союзников целенаправленно стремятся превратить космическое пространство в сферу военной деятельности и возможных стычек между нашими странами", – приводит его слова "Радио Свобода".

Так что, Россия просто потеряла деньги?

Конечно, одним американским пилотируемым запуском "Роскосмос" так просто не убить. Но этот полет знаменует собой завершающую стадию для России как монополиста на рынке космических перевозок. Мы можем ожидать, что ее постепенно, но уверенно попросту вытеснят с рынка. Кремль недофинансирует свою космическую отрасль (военные ракеты тамошним руководителям куда интереснее). Как следствие – старение оборудования и отсутствие инноваций. Для примера, ежегодные расходы NASA почти равны десятилетнему бюджетному циклу "Роскосмоса" – и это мы еще не учли американские мощности частных игроков.

Со все большим привлечением коммерческих космических компаний в отрасль, в том числе пилотируемых полетов, внутренняя конкуренция рынка будет расти: все будут пытаться сделать запуски астронавтов и вывод грузов на орбиту (и гораздо дальше) качественными и одновременно доступными по ценам. Это возможно лишь при условии безостановочного развития технологий и новых подходов, которые, например, демонстрирует SpaceX со своими "ракетами многоразового использования".

Наследство СССР не вечно. Наконец, устаревшие корабли и ракеты России на рынке станут ненужными из-за своей невыгодности. Смогут ли стать конкурентноспособными новые разработки? Возможно, если там начнут резко стимулировать космическую отрасль. Впрочем, в реалистичности такого сценария существует много сомнений, ведь намерения РФ по освоению внеземного пространства явно уступают ее захватническим амбициям в пределах планеты. По крайней мере, сейчас.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme