"Языковая" угроза Венгрии: Каких уступок от Зеленского хочет Орбан

Хотя Верховная Рада, принимая закон о языке, по крайней мере частично учла пожелания Венецианской комиссии, а финальной версии документа никто еще не видел, венгерское внешнеполитическое ведомство уже пошло в наступление

Журналист отдела "Мир"
"Языковая" угроза Венгрии: Каких уступок…

Тот факт, что принятый в четверг Верховной Радой закон о языке не порадовал главу МИД Венгрии Петера Сийярто, наверное, не удивил никого. Хотя, с формальной точки зрения, новопринятый документ по крайней мере частично реализует рекомендации Венецианской комиссии относительно учета интересов национальных меньшинств.

В частности, отсрочка изменений, которые предусматривают получение образования в средней и старшей школе только на государственном языке, до 2023 года, таки была прописана. А норма о том, что языком ВНО также должен быть государственный, кроме экзаменов по иностранным языкам, и вовсе переместилась во времени к 2030 году. Несмотря на все это, Сийярто подчеркнул, что украинский закон о языке нарушает права венгерского меньшинства и "отражает видение президента Петра Порошенко". Который, по мнению венгерского министра, продвигал антивенгерскую политику. "Однако украинские избиратели подавляющим большинством выбрали другого президента, Владимира Зеленского, и покончили с эрой Порошенко", — констатировал очевидное Сийярто. И добавил недвусмысленные надежды на нового президента, который "на основе взаимного уважения и желания найти решение" сможет "прояснить ситуацию с законами, затрагивающими права венгерской общины". Никаких конкретных претензий к принятому закону, кроме его "антивенгерской" направленности, Сийярто не озвучил. Что и не удивительно, учитывая тот факт, что финальная версия документа еще не опубликована.

Впрочем, венгерскую сторону эта финальная версия, возможно, и не слишком интересует. Это бюрократы из ЕС ждут окончательной версии закона, в которую на протяжении нескольких недель было внесено две с лишним тысячи правок, для того, чтобы как-то ее тщательно проанализировать и вырабатывать рекомендации для Украины в случае, если украинские депутаты в спешке что-то сделали не так. Однако венгерская сторона подходит к проблеме философски, а не юридически. И эта философия проста. Если до сих пор этническим венграм в Украине можно было фактически не знать украинского языка, то всякая попытка принудить их язык выучить является "сужением их прав". А права сужать нельзя. И точка.

При том, что какого высокого практического смысла в этом противостоянии, на самом деле, нет. Знание украинского языка не остановит этнических венгров от получения венгерского гражданства, регулярных поездок на историческую родину и мнений (нередко — успешно реализованных) о возможности эмиграции. Поскольку все эти вещи стимулируются не потребностью изучать украинский язык или ее отсутствием, а скорее экономическими и мировоззренческими причинами. Но борьба за права этнических венгров в чужой стране — слишком уж удобный инструмент для достижения внутриполитических целей, чтобы орбановские популисты вот так взяли — и от него отказались. Поэтому что и как бы не принимали на эту тему украинские депутаты - Петеру Сийярто, похоже, придется принятое критиковать. Вслед за Машей Захаровой, которая успела обругать свежий закон даже раньше венгров.

Впрочем, вся специфика ситуации с Венгрией не должна затуманить еще два момента, связанных с украинским законодательным процессом.

Привычка принимать законы "с колес", а поправки — едва ли не с голоса, конечно, являются частью нашей исторической традиции еще со времен знаменитой "конституционной ночи". Но в обычных условиях важные юридические нормы, возможно, стоило бы готовить к принятию получше.

И проверка подобных "чувствительных" законопроектов в Венецианской комиссии — это не "низкопоклонство перед Западом", которого так боялись в СССР. Это возможность бесплатно получить высококачественный юридический анализ законопроектов, что приведет к повышению их качества и уменьшению количества поправок, которые придется вносить пост-фактум. Конечно, эти две практики не заставят венгерский МИД полюбить наш закон о языке — никоим образом. Но их использование посто позволит Верховной Раде лучше делать свою работу. Ну и лишний раз продемонстрировать ЕС, что Венгрия — это заноза в неудобном месте. Как для Брюсселя, так и для Киева. Общие проблемы обычно сближают и людей, и государства.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme