Революция Цукерберга: Каким станет Facebook в ближайший год

Испугавшись чрезмерного внимания со стороны власти и органов контроля, а также стремясь максимизировать свою прибыль, Facebook решил стать другим. Впрочем, особого счастья пользователям это не принесет, а возможности для манипуляций хоть и будут сильно сужены для сторонних компаний или ведомств, у администрации самой соцсети только возрастут

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Революция Цукерберга: Каким станет Faceb…

Программное заявление Марка Цукерберга о предстоящих радикальных изменениях в Facebook неожиданностью не стало. Длинный шлейф скандалов вокруг компании, усиление внимания со стороны власти как в США, так и в ЕС, снижение стоимости акций компании, равно как и снижение темпов роста аудитории — все это явные и достаточные причины для того, чтобы начать радикальные изменения в политике компании. Вишенкой на торте стали недавние обвинения Facebook в попытках давления на политиков, которые пытались принять более строгие регуляции в отношении защиты приватности пользователей социальной сети.

И вот основатель и владелец компании объявил о “новом курсе”. Суть предложенных изменений заключается в том, что в дальнейшем компания сосредоточится на смещении акцента общения в Facebook с “публичного” уровня на более “частный”. Дискуссии, организованные между сотнями или тысячами пользователей, отойдут в прошлое. Акцент будет сделан на общении в малых группах, нередко скрытых от всех, кто не является участниками этих групп. Чем-то напоминает эта идея современный Telegram, не так ли?

Как образно рассказал Цукерберг, Facebook, ставший в последние годы “городской площадью”, начнет превращаться в “гостиную”.

Почему компания начала подобные изменения? Ведь “массовый хайп”, к которому сводится заметная часть современных дискуссий на Facebook, является совсем неплохим генератором трафика. И, похоже, до сегодняшнего дня он совсем неплохо вписывался в бизнес-модель сети.

Причин здесь, на самом деле, две. Первая заключается в том, что сторонние компании или даже целые страны, вроде путинской России, научились использовать соцсеть как инструмент для достижения собственных целей. Они проводят там достаточно дешевые для них информационные кампании, которые не приносят Facebook ни цента прибыли, зато привлекают к соцсети нездоровое внимание со стороны политиков. Примеры с российским вмешательством в выборы в США, а также с Cambridge Analytica, которая была задействована в агитации за Дональда Трампа и за Брекзит, являются наиболее хрестоматийными, но далеко не единственными. Более мелкие кампании национального масштаба встречаются во многих странах мира. Параллельно с тем Facebook пытаются “на шару” использовать и обычные коммерческие пиарщики.

Смещение акцента с "публичной" в “частную” дискуссию отрежет сторонних операторов от доступа к пользователям.

При том Цукерберг объявил, что теперь пользователи смогут самостоятельно определять “время жизни” своих сообщений, после чего те будут “стираться”. Ну то есть будут становиться невидимыми для внешних наблюдателей. Для сторонних компаний это также усложнит сбор персональных данных.

Для всех, но не для самого Facebook. Который будет иметь доступ и к “общению в малых группах”, и к “стертым” или “заархивированным” сообщениям, на основе чего сможет таргетировать рекламу ничуть не хуже, чем теперь. Более того, переведя разговор с “хайповых тем” вроде “за кого голосовать на выборах президента” на темы более частные, соцсеть сможет получить далеко более точный психологический портрет потребителя. Который будет больше говорить о себе, чем когда будет скандировать лозунги, условно говоря, за Зеленского или Порошенко.

Таким образом, беря курс на “приватность” общения, Facebook убивает трех зайцев. Во-первых, он отсекает конкурентов, которые уже давно и успешно собирают данные из открытого общения пользователей. Во-вторых, он затрудняет возможности для манипуляции большими аудиториями — для всех, кроме самой кампании. А в-третьих, соцсеть будет получать более точные и более широкие психологические данные о своих пользователях. Хорошо это или плохо, решать, собственно говоря, потребителям. У которых сейчас есть немало альтернатив Facebook.

Хотя есть в послании Цукерберга и откровенно положительные новости, в частности о том, что Facebook и сервисы, принадлежащие Цукербергу (Instagram и WhatsApp), откажутся от хранения конфиденциальных данных пользователей в странах, которые нарушают права человека. "Компания готова к тому, что это приведет к ее блокировке в некоторых странах или невозможности выйти на новые рынки", - подчеркнул он.

Что в переводе означает, что из России Facebook, Instagram и WhatsApp должны были бы уйти, поскольку действующее законодательство этой страны прямо запрещает хранить личные данные пользователей, кроме серверов, физически расположенных на России. Ну и распространение в Китае соцсети тоже не светит (она там и сейчас заблокирована).

Таким образом, основатель и руководитель Facebook, с одной стороны, предпринял неплохую попытку сохранить и приумножить прибыль своей компании. А с другой — отказался идти на слишком большие компромиссы с диктаторскими режимами, справедливо оценив, что репутационные потери могут быть больше прибыли.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme