Путин и Зеленский в Париже: Почему с России снимут санкции

Нормандский саммит, и без того сложный в силу неготовности одной стороны к каким-либо ощутимым и значимым уступкам, очевидно все же будет дополнен как газовой тематикой, так и достаточно активными попытками России добиться смягчения европейских санкций

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Путин и Зеленский в Париже: Почему с Рос…

Подготовка к саммиту руководителей "нормандских" государств идет полным ходом. Украинские моряки понемногу обживают возвращенные корабли, а солдаты – новые блиндажи в районах разведения, на два километра западнее от предыдущих. Президент Франции Эммануэль Макрон активно общается со своим российским коллегой по телефону – при том наружу попадают весьма скупые и туманные сообщения о сути и характере этих разговоров. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас даже сделал попытку слетать на Донбасс – наверное, чтобы воочию убедиться в твердости достигнутого перемирия, но в последний момент все-таки передумал. В очередной раз продемонстрировав дальновидность и прагматичный характер немецкой дипломатии.

Все это прозрачно намекает – недавно озвученное заявление министра иностранных дел Украины Пристайко о том, что итоговый документ будущей встречи лидеров Украины, Германии, Франции и России уже согласовали их советники, было не вполне полным и информативным, но и стало уже немного устаревшим.

Встреча, которая должна была бы ограничиться совместным коммюнике с благими пожеланиями, вряд ли потребовала бы столько внимания столь занятых людей.

При том сложно предположить, что все участники готовятся к каким-то реальным переменам на Донбассе. Потому что если бы всерьез обсуждалось "тотальное разведение" или, тем более, гипотетические "выборы по украинскому законодательству", в процессе должны быть задействованы не только, а может – и не столько европейские министры иностранных дел, сколько украинские чиновники. Просто для того, чтобы определить реальные возможности перебазирования войск, охват процедурой голосования вынужденных переселенцев и т. д.

Всего этого пока не наблюдается. Однако четко заметна активность европейских и российских дипломатов, между которыми, кажется, и происходит решение широкого круга вопросов. Если учесть тот факт, что в течение следующего месяца-полтора Совет ЕС должен решить вопрос относительно продления санкций против России (действующий пакет секторальных ограничений истекает 31 января 2020 года, а консультации по данному вопросу, согласно слухов, назначены на 12 декабря), то дипломатическая активность между Москвой, Парижем и Берлином может быть объяснена именно попытками Кремля убедить ключевые государства ЕС в том, что санкции необходимо если не снимать – то, по крайней мере, заметно и демонстративно ослабить. На фоне "успехов" в "перемирии" на шести километрах четырехсоткилометрового фронта, возвращения Украине трех плавсредств, и обмена пленными.

Насколько соответствуют подобные ожидания России – сказать сложно. Но тот факт, что представители ключевых государств ЕС ведут активные негласные переговоры с Россией, в принципе, является показательным.

Кроме того, глубокий и глухой тупик, в котором оказались газовые переговоры "Газпрома" с "Нафтогазом", делает разговор о продлении транзита российского газа через Украину после Нового года практически неизбежным. Особенно, если учесть тот факт что, с одной стороны, лоббируя строительство "Северного потока - 2" Ангела Меркель якобы гарантировала Украине сохранение транзита, и при этом вопрос вывода или отказа от вывода этого газопровода из-под действия нового европейского законодательства также находится в ведении фрау канцлерин. С другой стороны, в случае полноценной газовой войны между Украиной и Россией, пострадать – пусть и недолго и не слишком сильно – может Германия. Поэтому избежать разговора на эту тему, в которой позиции Украины пока не являются сильнейшими, вряд ли удастся.

А вот о чем в Париже, скорее всего, не будет сказано слишком много слов, так это о том, что политические требования России – то есть закон об особом статусе Донбасса и проведения выборов в регионе – на данный момент ровно никаким образом не подкреплены прогрессом в ситуации по безопасности в регионе. И о том, что попытка любой в корне украинской политической силы принять участие в этих выборах с большой вероятностью закончится ровно тем же, чем закончилась бы один, три или пять лет назад. Физическим уничтожением участников такой попытки. И о том, что действующее руководство марионеточных "республик", с которыми Москва активно предлагает вести переговоры Киеву, в принципе не имеет никакого намерения куда-то "реинтегрироваться", не говоря уже о том, чтобы покидать свои кресла после ликвидации российских геополитических проектов. Разговоров на такие темы, мы, конечно, на саммите не услышим.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme