"Осень "Нафтогаза": Почему украинская ГТС может существенно подешеветь

Пока "Нафтогаз" гоняется за активами "Газпрома" в Европе, а немецкие партнеры советуют, как модернизировать управление украинской ГТС, вопрос о том, будет ли в ней потребность в ближайшие годы, повис без ответа

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
"Осень "Нафтогаза": Почему украинская ГТ…

Последняя неделя оказалась на редкость богатой на события, связанные с украинской газотранспортной системой и "Нафтогазом". Первой и, пожалуй, самой приятной новостью стало решение апелляционного суда Швеции, который в июне запретил "Нафтогазу" принудительно взимать с "Газпрома" $2,6 млрд соответственно с решением Стокгольмского арбитража, а вчера этот запрет отменил.

Конечно, "Нафтогазу" и в дальнейшем придется арестовывать активы "Газпрома" "кусками" в разных странах и в разных юрисдикциях, имея дела с местными судебными инстанциями. Но решение такой уважаемой организации, как апелляционный суд Швеции, очевидно, будет иметь решающее влияние на решение других шведских судов, и заметное — на суды Великобритании и Нидерландов, где "Нафтогаз" продолжает попытки заблокировать активы российского газового монополиста.

Впрочем, на этом приятные новости на газовую тематику, похоже, заканчиваются. Так, по информации главы "Нафтогаза" Андрея Коболева, на первом раунде трехсторонних переговоров между Украиной, Россией и ЕС, которые прошли 12-13 сентября в Брюсселе, российская сторона категорически отказалась предоставлять какие-то гарантии транзита газа через Украину после 2019 года.

Конечно, переговоры только начинаются, и со временем, под давлением европейских партнеров, которые обязательно напомнят обещания Путина Ангеле Меркель по сохранению транзита, позиция россиян может измениться по форме. Но не по сути.

Поскольку существует очень много способов предложить Украине транзит так, чтобы "Нафтогаз" был вынужден отказаться самостоятельно. Поскольку, во-первых, существует некий "базовый уровень" экономически выгодного транзита, ниже которого содержание персонала и работа компрессорных станций, которые обеспечивают транзит газа, станет убыточной. Точной цифры такого уровня нет, но эксперты определяют ее где-то в промежутке между 10 и 20 миллиардами кубометров в год. Согласны с ними и чиновники — например, тот же министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик недавно утверждал, что 10-15 миллиардов кубов годовой прокачки, которые летом обещал руководитель "Газпрома" Миллер, Украина производить не будет, потому что "нам нужно будет еще вкладывать свои средства, чтобы прокачивать этот объем газа". Во-вторых, Россия может предложить Украине "сезонный" график прокачки газа, при котором наша ГТС "подстраховывает" российские "Потоки" зимой, когда наблюдается пиковое потребление российского газа в ЕС.

По сути, это вариация первого сценария, только по другой временной схеме. Потому что транспортировка газа — это не сезонный сбор яблок, поэтому содержать персонал и поддерживать ГТС в работоспособном состоянии все равно придется весь год. В такой способ Москва как бы и выполнит свои обещания — но заставит Украину самостоятельно отказаться от невыгодного транзита.

На фоне этих непростых переговоров с непредвиденными последствиями немецкие чиновники, в частности, официальный представитель федерального правительства Штеффен Зайберт, настаивают на том, что Украина должна модернизировать свою газотранспортную систему и вывести ее из управления "Нафтогазом". Это для того, чтобы создать условия для долгосрочного транзита газа. И если выведение ГТС из состава государственной монополии, которая занимается добычей — это необходимое условие с точки зрения европейского законодательства, и его якобы и собираются воплощать, создав отдельную компанию, которая будет управлять украинской ГТС, то кто именно должен вкладывать деньги в модернизацию трубы, в которой, не исключено, через два года не будет газа — сказать явно сложно.

Отдельным конфликтным сюжетом прошла по СМИ история о том, что "Нафтогаз Украины", по неофициальной информации, обратился к правительству с предложением продать 49% акций компании - оператора ГТС иностранному партнеру. "Стоимость ГТС ... составляет около 14 млрд долл. Украинское законодательство позволяет квалифицированному международному партнеру приобрести до 49% в уставном капитале оператора ГТС Украины. Если международный партнер заплатит 7 млрд долл. за 49% акций оператору ГТС, то такая инвестиция может рассматриваться как определенная гарантия сохранения доходов от транзита на текущем уровне", - якобы было написано в том предложении. А когда определенная часть политикума попыталась разогнать волну по поводу того, что "Нафтогаз" хочет продать стратегическую ГТС", коммерческий директор компании Юрий Витренко быстро заявил, что ищет инвестора на самом деле правительство. А "Нафтогаз" в этом деле просто помогает.

Хотелось бы верить в чудо, но в случае, если переговоры с Россией о сохранении транзита на минимальном экономически выгодном уровне провалятся, то, скорее всего, часть украинской ГТС таки придется продавать. При том за существенно меньшие деньги, чем то можно сделать сейчас. Заинтересованность в ней могут проявить те страны, которые смогут наладить реверсные поставки газа из Европы в Украину с использованием имеющейся инфраструктуры. Но платить 7 миллиардов долларов за "половину трубы" они, конечно, не станут. Сумма сделки — если таковая случится — будет в разы меньше.

На самом деле прекращение российского транзита через украинскую трубу — не катастрофа. Это разрыв очередной нити, которая привязывала нас к соседям. И ту газотранспортную инфраструктуру, которая осталась в наличии, можно попробовать модифицировать. Или для реверса из Европы (что можно рассматривать как план-минимум), или для создания некоего нового транспортного коридора — к примеру, из Ирана через Турцию и Грузию. Как бы фантастически это не выглядело.

Но для этого следует начинать решительные действия уже сейчас, когда для этого есть еще какое-то время и какие-то возможности. Но закрадывается подозрение, что как чиновники, так и руководство "Нафтогаза" заняли выжидательную позицию. И могут находиться в этой позиции в аккурат к окончанию 2019 года.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme