Макрон на страже ЕС: Как Украине избежать "балканской ловушки"

Решение Франции противодействовать интеграции Македонии и Албании в ЕС базируется на желании избежать проблем, которые Европа получила из-за Варшавы и Будапешта, и сохранить влияние Парижа на Брюссель. Однако в процессе Макрон рискует не только помочь Москве, но и спровоцировать жесткий конфликт внутри ЕС

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Макрон на страже ЕС: Как Украине избежат…

После того, как позавчерашняя встреча министров ЕС в Люксембурге в очередной раз (кажется, третий раз за текущий год) не дала согласия на начало переговоров о членстве со странами Западных Балкан Северной Македонией и Албанией, инициатор данного решения, президент Франции Эммануэль Макрон решил, что он обязан как-то прояснить свою позицию. Что он вчера и сделал.

Впрочем, его заявление оставило больше вопросов, чем ответов. В частности, Макрон сообщил, что Албания и Македония должны "внедрить больше реформ" для того, чтобы начался предметный разговор о членстве. Но поработать, по мнению французского президента, необходимо не только "вероятным кандидатам". "Домашнее задание" от Макрона должен выполнить еще и Брюссель, изменив процедуру вступления в ЕС.

"Я думаю, что мы должны реформировать процедуру, которая на этот момент необратима, непрогрессивна и неадаптирована", – заявил Макрон. Добавив, что принятие в евросообщество, например, Албании – если учесть, что из этой страны во Францию прибывают "тысячи и тысячи" соискателей политического убежища – будет выглядеть "странным".

Позиция французского президента, который единственный откровенно заблокировал прогресс в вопросе евроинтеграции Албании и Македонии, вызвала ожидаемый шквал критики.

Риторику Макрона многие европейские аналитики уже успели окрестить "косвенной поддержкой Москвы". Мол, балканские страны, бодрым шагом направлявшиеся в сторону ЕС и НАТО, теперь разочаруются в своем геополитическом курсе, примутся создавать региональный экономический союз с Сербией, а закончится все как всегда – большим братанием с Россией.

И эти критики, безусловно, правы – вероятность такого развития событий существует. И если албанцы в объятия Белграда и Москвы все-таки вряд ли побегут (они не так давно их них вырвались), то Македония, которая ради интеграционных стремлений даже название сменила, обладает широкими возможностями для маневра.

Поэтому заявления европейских дипломатов о том, что "Франция играет с огнем", не лишены оснований. Как не лишено оснований и желание Ангелы Меркель уладить конфликт, который может обернуться серьезной ссорой внутри ЕС.

С другой стороны, и позицию Макрона можно понять. ЕС, каким он стал, например, после вступления Польши и Венгрии – это уже не совсем та организация единомышленников, которой он являлся до 2004 года. И Макрон, который всегда был последовательным противником национализма, популизма и авторитаризма, прекрасно понимает, что однажды приняв Варшаву и Будапешт, в Брюсселе при имеющемся состоянии дел банально не могут "отыграть все назад". Поэтому популисты с авторитарным уклоном могут "реформировать" судебные системы, нарушать права граждан, бороться со сговорами "воображаемого Сороса" и вообще строить "управляемую демократию" по образцу Владимира Путина. В ответ на это Париж, Берлин и Брюссель могут "высказывать возмущение" и грозить санкциями, масштаб которых вызывает в Варшаве и Будапеште разве только гомерический хохот. Наконец, о талантах польских и венгерских политиков в сфере демагогии и манипуляторства Украина знает из собственного опыта.

И в случае вступления Македонии и Албании нет никакой гарантии того, что клуб "критиков Брюсселя" и политических манипуляторов не получит двух новых постоянных членов. Точнее, гарантии возможны – если в большинстве стран ЕС будет простая и прозрачная юридическая возможность банально выгнать из сообщества новых ее членов.

Ради этой возможности Макрон идет на риск и дает Москве шанс сыграть на возмущении македонцев от решения Парижа, которое, в силу процедуры, становится общим решением ЕС.

Мудрый ли это шаг или не очень, продемонстрируют ближайшие месяцы. А Украина из всей этой ситуации может сделать один простой вывод. Если когда-нибудь настанет день, когда на повестке дня исполнительных органов ЕС воднимется вопрос о нашем членстве, было бы очень желательно, чтобы к тому моменту все члены ЕС твердо понимали, что Украина вступает в ЕС по причине общности ценностей с другими членами союза, и готовности жить по единым для всех нормам. А не из-за тривиального желания получить экономические преференции, после чего начать проповедь о "неправильности" норм, правил и устройства Европейского Союза.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme